12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия141
В должности работаю с 2012 года. Люблю жизнь во всех её проявлениях. Считаю, что главное в жизни любить и трудиться по-настоящему. Уверена, что честность, порядочность, трудолюбие и доброта - основные черты личности, в том числе педагога-профессионала.
Россия, Иркутская обл., село Икей
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
4

Картотека дидактических карточек для развития лексико-грамматических категорий на групповых логопедических занятиях по коррекции дизорфографии

Всероссийский конкурс для воспитателей и учителей начальных классов на лучший комплект дидактических карточек

на портале УРОК.РФ

 

Картотека дидактических карточек

для развития лексико-грамматических категорий

на групповых логопедических занятиях

по коррекции дизорфографии

Составила: учитель-логопед

МОУ «Икейская СОШ»

Евсеенко Юлия Анатольевна

 

Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения обучающихся с нарушением письма (дизорфографии), что препятствует успешному достижению планируемых результатов образовательной программы. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение дизорфографических ошибок по мере взросления ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Дидактические карточки предназначены для учителей начальных классов, логопедов и родителей имеющих детей с нарушением письма (дизорфографии). Они составлены с целью оказания помощи в преодолении дизорфографии у обучающихся 3-4 классов.

Коррекция ошибок осуществляется в тесной взаимосвязи учителя, логопеда и родителей. Родители наравне с учителем и логопедом должны осуществлять контроль по отработке умений и навыков, помогать ребенку при выполнении домашних заданий. От этого зависит половина успеха в исправлении орфографических ошибок при выполнении письменных работ.

Для отработки орфографического навыка должна проводиться непрерывная систематическая работа учителя, логопеда и родителя. Упражнения, которые формируют орфографический навык, у обучающихся отрабатываются на групповых логопедических занятиях по профилактике нарушения письма (дизорфографии). Используя дидактические карточки, родители без специальной подготовки, могут оказать помощь ребёнку в отработке орфографического навыка дома.

В результате использования дидактических карточек будут восполнены пробелы по развитию морфологической системы языка (словоизменения и словообразования), а также восполнению пробелов лексико-грамматического строя речи у обучающихся 3-4 классов, а также будут предупреждены специфические ошибки письма.

Упражнения в дидактических карточках систематизированы, разнообразны для всех этапов работы над лексико-грамматическим строем речи. Тренировочные упражнения расположены в определенном порядке от простого к сложному: предложение; главные члены предложения; второстепенные члены предложения; управление. Предложенные упражнения должны использоваться регулярно, чтобы выработать орфографический навык письма у обучающихся. Дидактический материал можно размножить и разрезать по пунктирным линиям. Карточки можно использовать в качестве дополнительных и домашних заданий.

Дидактические карточки предназначены для оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо и чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов:  

 - формирование регулятивных УУД (принятие учебной задачи, активное осмысление материала, выделение главного, существенного в учебном материале, контроль за ходом своей деятельности: от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); 

- коммуникативных УУД (умение внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия, умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме)

 - познавательные УУД (ставить цель и организовывать её достижение, организовывать самооценку своей учебно-познавательной деятельности, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте и другие). 

Надеюсь, что дидактические карточки облегчат коллегам подготовку к занятиям, а   педагогами и родителям помогут в работе при отработке орфографической зоркости.  

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Задание 1. Найди предложение. Докажи, что это предложение. По каким признакам ты догадался, что это предложение? Выпиши и составь графическую схему этого предложения.

с, мальчик, котёнок, играет

С мальчик играет котёнок.

Мальчик играет с котёнком.

Играют котёнка мальчик.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

……………………………………………………………………………………….................................................

Задание 2. Составь предложения с данными словами так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе – его действие.

Образец: птица, лететь – Птица летит.

Дуть, ветер - _______________________________________________________

Бабочки, порхать - __________________________________________________

Куковать, кукушка - ________________________________________________

Идти, дождь - ______________________________________________________

Рыба, плыть - ______________________________________________________

………………………………………………………………………………………

Задание 3. Составь предложения с данными словами так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе – его действие.

Образец: птица, лететь – Птица летит.

Звезда, падать - ____________________________________________________

Теплоход, гудеть - __________________________________________________

Дверь, скрипеть - ___________________________________________________

Листья, опадать - ___________________________________________________

Задание 4. Составь предложения с данными словами так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе – его действие.

Образец: птица, лететь – Птица летит.

Орлы, парить - _____________________________________________________

Кукушка, куковать - ________________________________________________

Пчела, жужжать - ___________________________________________________

Снег, идти - ________________________________________________________

……………………………………………………………………………………….

Задание 4. Найти и подчеркни предложения. Подумай, какие слова надо добавить, чтобы получились предложения. Допиши.

Солнце медленно поднималось над землёй. ________________________

На краю неба ещё догорала _____________________________________

Ранние птицы _________________________________________________

На вершине сосны застучал дятел. _______________________________

Далёко раздаётся его ___________________________________________

Рассвело. _____________________________________________________

……………………………………………………………………………………….

Задание 5. Составь из набора слов предложения. Запиши их.

девочка, гладить, платье, горячий, утюг_______________________________

__________________________________________________________________

художник, масляные, рисовать, краска ________________________________

__________________________________________________________________

ёлка, разный, дети, украшать, игрушки ________________________________

__________________________________________________________________

Мышка, в, серый, норка, забежать _____________________________________

__________________________________________________________________

………………………………………………………………………………………..

Задание 6. Определи границы предложений. Запиши получившиеся предложения.

прошло лето и наступила осень небо затянуто сизыми тучами часто идут проливные дожди ветер срывает с деревьев и кустов разноцветные листья.

……………………………………………………………………………………….

Задание 7. Раздели текст на предложения. Правильно обозначь начало и конец предложений.

к зиме белка делает себе запасы она складывает их под корни деревьев ты умеешь сушить грибы а белочка очень хорошо сушит грибы какая умница белка во время морозов и вьюг она спит в дупле

……………………………………………………………………………………….

Задание 8. Прочитай предложения. Закончи предложения, ответив на наводящие вопросы. Запиши получившиеся предложения.

На дубе жилище (кого?) … . в нем маленькие бельчата. Сегодня (кто?) учатся прыгать по (чему?) … . Белка (как?) … следит за точностью их (чего?) … . Бельчата учатся (как?) … .

……………………………………………………………………………………….

Задание 9. Прочитай предложения. Закончи предложения, ответив на наводящие вопросы. Запиши получившиеся предложения.

Гроза надвигалась. Огромная (какая?) … туча медленно поднималась из-за (чего?) … . Деревья (как?) … шелестели. Сильный ветер (что сделал?) … в вышине. Крупные капли (чего?) … резко застучали по листьям. Сверкнула (что?) … . Грянул (что?) … . Дождь (что сделал?) … ручьём. Но вот солнце опять (что сделало?) … . Как всё засверкало (где?) … . Как пахнет (чем?) … .

……………………………………………………………………………………….

Задание 10. Прочитай предложения. Закончи предложения, ответив на наводящие вопросы. Запиши получившиеся предложения.

Мама шьёт … . Ёжик тащит … . Мама зовёт … . Птица поймала … . Воробей клюёт … . Муравей тащит … . Машинист ведет … . Ласточка вьёт … . Курица несет … . Портниха шьёт … .

……………………………………………………………………………………….

Задание 10. Прочитай предложения. Закончи предложения, ответив на наводящие вопросы. Запиши получившиеся предложения.

Ветер … деревья. Дождь … землю. Град … огурцы. Оля … ватрушки. Марина … журнал. Рита … кур. Саша .. козу. Верблюд … колючки. Обезьяна … бананы. Снег … поля.

… пасет стадо. … помогают малышам. … читает газету. … стирает бельё. … взвешивает продукты. … выбивает чеки. … лечит больного. … пишет письмо. … разносит письма. … созывает цыплят.

Задание 12. Раздели текст на предложения. Правильно обозначь начало и конец предложений. Обведи слова, которые нужно писать с большой буквы.

Снег укутал деревья дуб стоит в мохнатой шапке у березы белый шарф молодая ёлочка спряталась в сугроб не страшен деревьям холод и мороз.

……………………………………………………………………………………….

Задание 11. Прочитай текст. Расставь правильно знаки препинания.

В море

Зимой море. Замерзло рыбаки собрались. На лёд ловить рыбу рыбак. Андрей взял с собой. Сынишку Володю далеко в. Море выехали рыболовы. Они. сделали во льду. Дырку светило солнце всем. Было весело. Вова был рад. Он помогал. Выпутывать из сетей. Рыбу сегодня её ловилось много.


 

Главные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Задание 1. Вставь подлежащее в каждое предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Пришла долгожданная ___________________ . Побелела _______________ .

______________ покрылись льдом. _______________ надели снежные шапки.

На снегу виднеются заячьи __________________.

……………………………………………………………………………………….

Задание 2. Впиши подлежащее в каждое предложение. Подчеркни главные члены предложения.

________________ учит детей. ___________________ поймали боль-

шую щуку. Пришла поздняя _______________. ____________ едут в поезде.

……………………………………………………………………………………….

Задание. Прочитай предложения, вставь вместо пропусков подходящие по

смыслу слова из слов для справок. Запиши полученный текст.

Наступила … . … на деревьях поменяла свой цвет. С каждым … становится всё холоднее. Многие перелётные … уже улетели на юг. На озёрах много … и гусей, они ещё не улетели. Насту-пят заморозки — и птицы устремятся в … края.

Слова для справок: птица, тёплый, осень, день, листва,

утка.

……………………………………………………………………………………….

Задание 3. Вставь сказуемое в каждое предложение из слов для справок. Подчеркни главные члены предложения.

Утром на стекле _______________ чудесные снежные узоры.

Их _________ мороз. В воздухе всегда _______________ водяной пар.

Теплые пары __________ на холодные стекла. Эти пары _____________

кристаллами льда. Постепенно на окне ______________ ледяной сад из крошечных ледяных кристаллов.

Слова для справок: нарисовал, вырастает, появились, садятся, становятся, имеется.

Задание 4. Вставь пропущенное подлежащее или сказуемое. Поставь к ним вопросы. Подчеркни главные члены предложения.

Лето прошло. Тёмные ___________ закрыли всё небо. ______________

холодный ветер. Пожелтевшие _____________ падают с деревьев. Мелкий дождь _________________ с утра до вечера. ___________ собираются стаями и ___________ к перелёту.

……………………………………………………………………………………….

Задание 5. Составь и запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения. Укажи, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

говорит, вдруг, голосом, щука, человеческим

__________________________________________________________________

домой, Иванушка, поутру, пришёл

__________________________________________________________________

конь, на, полночь, самую, прискакал, поле, в

__________________________________________________________________

избушке, той, жил, в, медведь, большущий

__________________________________________________________________

……………………………………………………………………………………….

Задание 6. Подчеркни в каждом предложении основу. Какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. Обведи предложение, состоящее только из главных членов.

Наступила осень. По крыше стучит дождь. Тёмные тучи заслонили солнце. Дует холодный ветер. Жёлтые листья сжались на деревьях от холода.

……………………………………………………………………………………….

Задание 7. Прочитай. Найди и исправь ошибки в определении главных членов предложения. Выпиши грамматическую основу предложения.

Белка утеплила на зиму дупло. _______________________________________

Осенью деревья сбрасывают листву. __________________________________

Крупные дождевые капли барабанили по крыше. _______________________

Мальчики готовят к весне новые скворечники._________________________

Задание 8. Внимательно прочитай текст. Озаглавь его. Выпиши только распространённые предложения. Подчеркни в них главные члены предложения.

Вечереет. Тихо журчит ручеёк. Дует тёплый ветерок. Стрекочет кузнечик. Закуковала кукушка. Пёстрая бабочка села на ромашку. Над колокольчиком жужжит пчела. Муравьи спешат в муравейник.


 

Второстепенные члены предложения.

Согласование глагола с именем существительным

в числе и роде

Задание 1. Закончи предложение по образцу.

Образец: Дождь идет. – Дожди идут. Метели метут. – Метель метет.

 

Самолет летит. - ____________________________________________________

Птица воет. - _______________________________________________________

Ручейки журчат. - __________________________________________________

Яблоко зреет. - ____________________________________________________

Роса освежает. - ____________________________________________________

Белка прыгает. - ____________________________________________________

Ракета летит. - _____________________________________________________

Птица щебечет. - ___________________________________________________

……………………………………………………………………………………….

Задание 2. Закончи предложение по образцу.

Образец: Метели метут. – Метель метет.

Ветры дуют. - ______________________________________________________

Бабочки порхают. - _________________________________________________

Липы цветут. - _____________________________________________________

Жуки ползут. - _____________________________________________________

Медведи ревут. - ___________________________________________________

Кузнечики стрекочут. - ______________________________________________

……………………………………………………………………………………….

Задание 3. Замени два предложения одним, состоящим из двух слов. Запиши получившиеся предложения.

Образец. Подснежник цветет. Ландыш цветет. – Цветы цветут.

Грач улетел. Скворец поёт. Берёза гнётся.

Скворец улетел. Соловей поёт. Верба гнется.

Задание 4. Замени два предложения одним, состоящим из двух слов. Запиши получившиеся предложения.

Образец. Подснежник цветет. Ландыш цветет. – Цветы цветут.

Земляника зреет. Яблоки созревают. Огурец растёт.

Черника зреет. Вишни созревают. Помидор растёт.

……………………………………………………………………………………….

Задание 5. Замени два предложения одним, состоящим из двух слов. Запиши получившиеся предложения.

Образец. Алеша моет лицо. Маша моет лицо. – Дети умываются.

Лена надевает платье. Катя расчесывает волосы.

Соня надевает платье. Рита расчесывает волосы.

Миша снимает пальто. Коля надевает ботинки.

Алеша снимает куртку. Митя надевает сапожки.

Кира снимает туфли. Сережа плавает в реке.

Женя снимает ботинки. Петя плавает в реке.

……………………………………………………………………………………….

Задание 6. Закончите предложения, изменяя форму данного в скобках слова.

Кошка … Репа …

Кот … (спал) Лук … (рос)

Котята … Дерево …

Овощи …

Заяц … Ручей …

Белка … (бежал) Река … (шумел)

Мыши … Море …

Листья …

Малина … Фонарь …

Крыжовник … (зрел) Лампа … (светил)

Яблоки … Солнце …

Светлячки …

Задание 7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, используйте слова для справок.

Полз _____________ . Ползла _______________. Ползло _______________ .

Светило __________. Светил ________________. Светила ______________.

Висел ____________. Висела ________________. Висело _______________.

_______________ бушевало. ________________ бушевал.

_______________бушевала. ______________ взошло.

________________ взошла. __________________ взошёл.

Слова для справок: змея, насекомое, уж; месяц, солнце, луна; свитер, кофта, бельё; океан, море, буря; месяц, солнце, луна.

....................................................................................................................................

Задание 8. Вставь подходящие по смыслу глаголы.

Дождь _______________________. Ветер ____________________________.

Лес _________________________. Молния ___________________________.

Облако ______________________. Солнце ___________________________.

………………………………………………………………………………………

Задание 9. Вставьте в предложения пропущенные слова. Используйте слова для справок.

Вчера … солнышко. Всю неделю … дождь. Ночью на небе … луна. Рита … по тропинке. Коля … на огонь. … холодные ветры. Последняя ласточка … .

Журавли … . долго не было дождя. Трава …, дерево …, листья … .

Слова для справок: улетели, улетела, светило, лил, дули, светила, дул, шла, пожелтела, пожелтели, пожелтело.


 

Второстепенные члены предложения.

Согласование имени прилагательного

с именем существительным

в числе и роде

Задание 1. Допиши подходящие по смыслу имена прилагательные.

Небо (какое?) ____________________________________________________.

Ветер (какой?) ___________________________________________________.

Солнце (какое?) __________________________________________________.

Погода (какая?) ___________________________________________________.

Настроение (какое?) _______________________________________________.

……………………………………………………………………………………….

Задание 2. Прочитайте текст.

Март – голубая пора

У каждого месяца свой цвет. Январь – бел (ый), июнь – зелен (ый), а вот март – голуб (ой).

Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу следы. Перв(ые) голуб(ые) лужи и последн(ие) голуб(ые) сосульки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса.

Весь мир голуб(ой)!

 

Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки из текста.

В марте небо _______________. Снега _______________. Даль ____________.

Льды ___________________. На снегу следы _______________________.

Лужи __________________. Сосульки ___________________.

Весь мир _______________.

……………………………………………………………………………………….

Задание 3. Прочитайте предложения. Составьте загадки по образцу.

Образец: Рыжая, хитрая, умная. Кто это?

Лиса хитрая, умная, рыжая.

Волк серый, злой, хищный.

Белка рыженькая, пугливая, прыгучая.

Ежата маленькие, серенькие, колючие.

Медвежата забавные, неуклюжие, доверчивые.

Олень серый, рогатый, красивый.

Дерево высокое, раскидистое, зеленое.

Задание 4. Прочитайте предложения. Составьте загадки по образцу.

Образец: Глубокая, широкая, полноводная. Что это?

Река глубокая, широкая, полноводная.

Пруд старый, заросший, тинистый.

Солнце яркое, жаркое, ласковое.

Ручьи весенние, шумные, бурливые.

Озеро большое, глубокое, чистое.

Дорога проселочная, ухабистая, пыльная.

……………………………………………………………………………………….

Задание 5. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки.

Образец: Лиса – зверь хитрый, умный.

Лиса – зверь _____________________________________________________.

Белка – животное ________________________________________________.

Олень – животное _______________________________________________.

Груша – фрукт ___________________________________________________.

Морковь – овощ __________________________________________________.

Сыроежка – гриб _________________________________________________.

Дельфины – животные _____________________________________________.

………………………………………………………………………………………

Задание 6. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки.

Образец: Волк – зверь злой, хищный.

Волк – зверь ______________________________________________________.

Медвежата – зверёныши ____________________________________________.

Крапива – растение ________________________________________________.

Роза – цветок ______________________________________________________.

Берёза – дерево ____________________________________________________.

Кузнечик – насекомое ______________________________________________.

Окунь – рыба _____________________________________________________.

....................................................................................................................................
 

Задание 7. Прочитайте рассказ. Дополните их словами-признаками, отвечая на вопросы. Запишите получившийся рассказ.

Осень

Незаметно прошло (какое?) … лето. Дни стали (какие?) … . небо стало (какое?) …, … . его покрывают (какие?) …, … тучи. Как сквозь сито, сеет (какой?) …, … дождь.

……………………………………………………………………………………….

Задание 8. Прочитайте рассказ. Дополните их словами-признаками, отвечая на вопросы. Запишите получившийся рассказ.

Июль

Июль – богатый ягодами месяц. В июле поспела (какая?) … черника, (какая?) … смородина, (какая?) … малина. В эту пору можно найти (какой?) … подосиновик, (какой?) … рыжик и (какую?) … сыроежку.

………………………………………………………………………………………

Задание 9. Вставь пропущенные окончания, ставя вопросы.

Образец: вода (какая?) прозрачн… .

Солнце ярк …, олень рогат…, дерево зелен…, погода весенн…, дни коротк…, дорога дальн…, ручьи шумн… .

……………………………………………………………………………………..

Задание 10. Дополни рассказ именами прилагательными. Спиши получившийся рассказ.

МУРКА

Нашу кошку зовут Мурка. Она (какая?) ___________________, только грудь и лапки (какие?) ______________________________. Шерсть у нее (какая?) _________________________, хвост (какой?) ____________________, глаза (какие?) ______________________. Мурка – любимица нашей семьи.

 


...............................................................................................................................


 

Предложение. Управление

Винительный падеж: кого? что?

Задание 1. Закончите предложения, ответив на вопросы. произнесите предложения целиком.

Почтальон разносит (что?) … . Повар варит (что?) … .

Парикмахер стрижет (что?) … . Машинист ведет (что?) … .

Водитель (ведет (что?) … . Художник рисует (что?) … .

Часовщик чинит (что?) … . Садовник сажает (что?) … .

Ткач ткет (что?) … . Портниха шьёт (что?) … .

……………………………………………………………………………

Задание 2. Закончите предложения, ответив на вопросы. произнесите предложения целиком.

Учитель учит (кого?) … . Врач лечит (кого?) … .

Пастух пасет (кого?) … . Ветеринар лечит (кого?) … .

Птичница кормит (кого?) … . Конюх кормит (кого?) … .

Доярка доит (кого?) … . продавец обслуживает (кого?) … .

Водитель возит (кого?) … . Артисты приветствуют (кого?) … .

……………………………………………………………………………

Задание 3. Ответь на вопросы полными предложениями. Запиши получившиеся предложения.

Что варит сталевар? Кого разводит пчеловод?

Что добывает шахтер? Кого ведут в детский сад?

Что моет посудомойка? Кого нарисовал художник?

Что копает землекоп? Кого боится мышка?


.......................................................................................................................................


Задание 4. Прочитай рассказ. Найди и исправь ошибки.

Ёжик

Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша ловил жуки. Гриша нашёл ёжик. Гриша принёс ёжик домой. В доме были мыши. Гриша пустил ёжик в дом. Ёжик ловил мыши.

…………………………………………………………………………

Задание 5. Закончи предложения, правильно изменив в них форму последнего слова.

Мама купила кастрюля. Коля видел жаба. Жаба ловила комар. ласточки едят мошки. Столяр сделал табуретка. Таня связала кофта. Виталик смастерил лодочка. Ястреб унёс цыплёнок. Саша забросил удочка.

……………………………………………………………………………

Задание 6. Составь предложения из данных слов. Запиши получившиеся предложения.

Сестра, сварить, варенье; капитан, подавать, команда; матросы, мыть, палуба; брат, встречать, сестра; дождь, смочить, земля; Маша и Лена, видеть, радуга; трава, роса, покрывать; дерево, сломать, ветер; карасик, поймать, щука; электричка, ждать, пассажиры.

……………………………………………………………………………

Задание 7. Составь предложения из данных слов. Запиши получившиеся предложения.

Дети, найти, маленький, зайчонок; мама, варить, молочный, суп; Вова, собирать, спелая, малина; рыбаки, поймать, огромный, сом; бабушка, штопать, старая, кофта; мы, читать, интересная, книга.

........................................................................................................................

Родительный падеж: кого? чего?

Задание 1. Закончите словосочетания, правильно изменяя форму слов, данных в скобках:

Гнездо (ласточка)_________________________________________________;

письмо (сестра) __________________________________________________;

улицы (город) ___________________________________________________;

день (Победа) ____________________________________________________;

цветок (клевер) ___________________________________________________.

………………………………………………………………………………………

Задание 2. Закончите словосочетания, правильно изменяя форму слов, данных в скобках:

Листья (береза) ___________________________________________________;

кроны (деревья) ___________________________________________________;

следы (птица) _____________________________________________________;

чешуя (рыба) ______________________________________________________;

стволы (сосна) _____________________________________________________.

……………………………………………………………………………………….

Задание 3. Закончите словосочетания, отвечая на вопросы:

Листья (чего?) ____________________, грядка (чего?) ___________________, корни (чего?) ____________________, плод (чего?) _____________________, хвост (кого?) ____________________, верхушка (чего?) __________________, цветок (чего?) ___________________, след (кого?) ______________________, ветка (чего?) ____________________, щепотка (чего?) ____________________

……………………………………………………………………………………….

 

Задание 4. Закончите предложения, правильно изменяя форму слов, данных в скобках. Запишите готовые предложения.

Поздней осенью на деревьях нет (листья). В зале еще нет (стулья). В книжке нет (картинки). В поле нет (люди). Не слышны голоса (птицы). На болоте много (комары). В нашем лесу нет (змеи). В дальнем лесу много (ужи). У птиц нет (зубы). В пустыне нет (леса). В нашей реке нет (кувшинка).

……………………………………………………………………………………….

Дательный падеж: кому? чему?

Задание 1. Составь предложения со словами. Запиши их.

Подарить, дедушка, шарф; купить, мама, цветы; дать, товарищ, книга; дать, собака, еда; дать, кошка, молоко; расчесать, сестричка, волосы; заплести, подруга, коса; смастерить, птицы, скворечник; поменять, рыба, вода; накрошить, цыплята, яйцо.

………………………………………………………………………………………

Задание 2. Закончите предложения, правильно изменяя форму слов, данных в скобках.

Расскажи … … (сказка, сестренка). Дай … … (морковка, кролик). Почитай … … (книга, бабушка). Отдай … … (книга, Витя). Дай … … (лекарство, дедушка). Налей … … (вода, собака). Нарисуй … … (картинка, сестра). Спой … … (Машутка, песенка). Позвони … … (тетя Вера). Отнеси … … (трава, коза). Принеси … … (полотенце, брат). Сделай … … (клетка, кролики). Помогай дома … … (мама, папа). Помоги … … (Анна Николаевна).

……………………………………………………………………………………….

Задание 3. Дополните предложения, отвечая на вопросы. Запиши получившиеся предложения.

Саша показывает (что? кому?) … … .

Продавец показывает (что? кому?) … … .

Женя читает (что? кому?) … … .

Рита рисует (что? кому?) … … .

Собака зализывает (что? кому?) … … .

Повар наливает (что? кому?) … … .

Дедушка плетет (что? кому?) … … .

Портниха шьет (что? кому?) … … .

Творительный падеж: кем? чем?

Задание 1. Закончите предложения, отвечая на вопросы. Запишите получившиеся предложения.

Шьём (чем?) __________________. Едят (чем?) _______________________.

Забивают (чем?) _______________. Копают (чем?) ____________________.

Пилят (чем?) __________________. Стучат (чем?) _____________________.

Метут (чем?) _________________. Пишут (чем?) ______________________.

Рисуют (чем?) ________________. Режут (чем?) _______________________.

Расчесывают (чем?) _______________. Строгают (чем?) ________________.

Машут (чем?) ____________________. Смотрят (чем?) _________________.

Слушают (чем?) __________________. Топают (чем?) __________________.

……………………………………………………………………………………….

Задание 2. Вставь в предложения пропущенные слова, отвечая на вопрос чем? Произнеси предложения целиком.

Сухую траву сгребают … . Суп едят … .

Котлеты едят … . Лук режут … .

Суп мешают … . Траву косят … .

Гвозди вытаскивают … . Огонь заливают … .

Тесто месят … . Машинист управляет … .

……………………………………………………………………………………….

Задание 3. Закончи предложения, отвечая на вопросы. Произнеси предложения целиком.

Маляр красит (что? чем?) … … .

Столяр строгает (что? чем?) … … .

Рита рисует (что? чем?) … … .

Зина режет (что? чем?) … … .

Дворник подметает (что? чем?) … … .

Лена мешает (что? чем?) …. …. .

Папа грозит (кому? чем?) … … .

Врач смазывает (кому? чем?) … … .

Бабушка вяжет (кому? что? чем?) … … … .

……………………………………………………………………………………….

Задание 4. Составь предложения из данных слов, правильно изменяя их форму:

Дорожки, посыпать, снег; Трава, сгребать, грабли;

Улица, освещать, фонарь; Трава, косить, косилка;

Крыша, крыть, железо; Пруд, затянуть, тонкий, лед;

Волосы, мыть, шампунь; Руки, мыть, туалетное, мыло.

........................................................................................................................

 

Задание 1. Допиши предложения.

Повар варит (что?) _________________________________________.

Художник рисует (что?) ____________________________________.

Учитель учит (кого?) _______________________________________.

Набрали корзинку (чего?) ___________________________________.

Муха меньше (кого?) _______________________________________.

Охотник подкрался (к чему?) ________________________________.

Бабушка идёт в гости (к кому?) ______________________________.

Я поставил вазу (с чем?) ____________________________________.

Ребята спорили (о чем?) ____________________________________.

Толя рисует (что? чем?) ____________________________________.

Женя читает (что? кому?) ___________________________________

_________________________________________________________.

Бабушка вяжет (кому? что? чем?) ____________________________

_________________________________________________________.

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.