Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей 6 лет с ТНР «Птичий двор»
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Птичий двор»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить и расширить представление об обитателях птичьего двора;
Активизировать словарь по теме, учить отвечать полным предложением;
Закреплять употребление существительного в родительном падеже множественного числа;
Совершенствовать слоговую структуру слова (деление слов на слоги);
Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
Закреплять умение согласовывать числительное с существительным;
Закреплять умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;
Закреплять использование уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Закреплять употребление творительного и предложного падежей;
Закреплять умение образовывать существительные с суффиксом –ище;
Совершенствовать умение употреблять предложно-падежные конструкции;
Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать общую и мелкую моторику;
Развивать слуховое восприятие;
Развивать речевую активность;
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно–воспитательные задачи:
Воспитывать взаимопонимание, навыки взаимодействия и сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности и бережного отношения к природе.
Словарь предметов: гусь, гуси , гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, птичий двор, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;
Словарь признаков: куриный, петушиный, гусиный, цыплячий.
Словарь действий: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, клюёт, дерётся;
Оборудование: Видеозапись, имитация птичьего двора, демонстрационные картинки, рисунки, раздаточный материал, животные (игрушки), птицы (игрушки),дыхательный тренажер.
Предварительная работа: Рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети заходят в группу друг за другом, становятся в линию.
Логопед: Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра.
Дети здороваются
Логопед: Дети, с вами хотят поздороваться не только гости, но и кое-кто ещё.
1.Упражнение «Чей голосок?» (развитие слухового восприятия)
Звучат голоса домашних птиц и дети отгадывают их.
Л: Кто это с вами здоровается?
Д: Гусь
Л: Как он голос подаёт?
Д: Гогочет.
Л: Катя, возьми гуся и т.д. (Дети слышат голоса курицы, петуха, индюка, утки)
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать? ( О домашних птицах) Логопед: Назовите у кого кто и его семью.
Дети отвечают по очереди.
Ребята, а как называется место, где живут все эти птицы?
Птичий двор
Логопед: - Давайте мы покажем птичий двор с помощью языка и губ.
2.Артикуляционная гимнастика(укрепление мышц речевого аппарата)
Утром солнышко проснулось,
Широко нам улыбнулось. Упражнение «Улыбочка»
«Птичий двор, пора вставать,
Надо зёрна поклевать». Упражнение «Трубочка»
Вот идёт надутый гусь, Щёки надуты
Он драчливый, я боюсь.
Он щипает клювом пятки, Чередование упражнений«Улыбка-Трубочка»
Убегайте без оглядки.
Это наш большой индюк Упражнение «Индюк»
Клюв его похож на крюк,
Громко песни он поёт,
Утром спать мне не даёт.
На качель взлетел цыплёнок, Упражнение «Качели»
Он хорошенький с пелёнок,
Громко песенки поёт, - « Пи-пи-пи» на выдохе
Червячка от мамы ждёт. Упражнение «Змейка»
Дети присаживаются на стулья
Основная часть.
3.Игра «Где птица?» (употребление предложно-падежных конструкций) Используется модель птичьего двора.
Логопед: Дети, перед вами птичий двор. Кого на нём не хватает? Птиц Логопед: Поместите свою птицу на птичий двор. (Дети по очереди располагают птиц на модели птичьего двора) Л: Катя, что делает петух? Д: Петух сидит на заборе. Л: Что ещё умеет делать петух? Д: Кукарекать, клевать, бегать, летать, драться. Л: Ира, что делает гусь? Д: Гусь стоит около пруда. Л: Что ещё умеет делать гусь? Д: Гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить. Л: Серёжа, что утка делает? Д: Утка плавает в пруду. Л: Что ещё она умеет делать? Д: Крякать, клевать, бегать, ходить, летать, пить. Л: Вика, что делает курица? Д: Курица стоит перед забором. Л: Что ещё умеет делать курица? Д: Умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить. Л: Что делает индюк? Д: Индюк стоит за забором. Л: Что ещё умеет делать индюк? Д: Клевать, бегать, ходить, пить, драться.
4.Физминутка
По двору петух гуляет, Дети ходят по помещению
Лапой землю разгребает. Имитируют движения
Если зернышко найдет –
Сразу он его склюет. Наклоняют головы вниз
Крыльями замашет, Поднимают и опускают руки
Весело запляшет, Попеременно поднимают ноги, согнутые в коленях
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!» Голова поднята, руки вытянуты назад, кричат «ку-ка-ре-ку», вытянув шею
Ах, как вкусно петуху! Круговые поглаживания живота по часовой стрелке
5.Игра «Один-много» (образование существительных в единственном и множественном числе). Индивидуальные карточки.
Логопед: Ребята, на птичьем дворе много птиц. Давайте посмотрим на них.
Л: Это курица, курицы, много куриц . Катя, а что у тебя ? Д: Индюк, индюки, много индюков. Д: Петух, петухи, много петухов. Д: Утка, утки, много уток. Д: Цыплёнок, цыплята, много цыплят. Д: Утёнок, утята, много утят.
6.Игра «Хвастуны» (образование существительных с увеличительным суффиксом –ище-)
Логопед: Многие птицы на птичьем дворе любят хвастаться. Говорят ,что у них всё огромное. Продолжите моё предложение.
Индюк говорит: «У меня не хвост, а …. хвостище» Гусь говорит: «У меня не шея, а …шеище» Курица говорит : «У меня не глаза ,а …глазища» Утка говорит: «У меня не клюв ,а …клювище» Индюшка говорит: «У меня не лапы, а ……лапищи»
7.Игра «Посчитаем» (согласование числительного 1,2,5 с существительным )
Логопед: Птиц на птичьем дворе много, давайте их посчитаем. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке. Дети по очереди считают птиц на своей карточке.
Один индюк, два индюка, пять индюков. Один петух, два петуха, пять петухов. Один гусь, два гуся, пять гусей. Одна индюшка, две индюшки, пять индюшек. Один утёнок, два утёнка, пять утят.
8.Игра « Рассадим птиц по вагонам» (деление слов на слоги)
Логопед: Ребята, птиц мы посчитали, а теперь давайте их рассадим по вагонам и прокатим на поезде.
Дети берут по одному изображению домашней птицы ,делят слова на слоги и «рассаживают» по вагонам
Д: Пе-тух. В слове петух два слога. Посадим петуха во второй вагон и т. д.
Пе-тух, ку-ри-ца,цып-лё-нок,ин-дю-шо-нок,гусь,ут-ка,се-ле-зень,ин-дюк,у-тё-нок,гу-сё-нок.
9.Музыкальная физминутка «Паровозик» Дети согласовывают слова с движениями.
10.Игра «Кого не хватает в семье?» (употребление имён существительных в родительном падеже; образование притяжательных прилагательных)
Логопед: А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не хватает в семейке. Отвечайте со слов «Не хватает…» (не хватает утёнка, не хватает цыплёнка, не хватает гусёнка и т.д.) Презентация
11.Упражение «Накорми птиц» (развитие мелкой моторики) Логопед: Ребята, а чем питаются домашние птицы? (Зерном, травой, червяками.) Давайте их покормим. Садитесь за свои столы. Перед каждым из вас индюк и петух.(модель) Послушайте инструкцию: Правой рукой берёте фасоль и кормите индюка, а левой рукой берёте горох и кормите петуха.
12.Игра «Отгадай чьи лапы? (образование притяжательных прилагательных)
Логопед: Ребята , птицы спряталась за забор. Посмотрите на лапы и скажите, чьи они. Презентация
Д: Это лапы утки. Л: Чьи они? Д: Утиные и т. д.(Утиные, петушиные, куриные, индюшиные )
13. Пальчиковая гимнастика «Утята»
Раз, два — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы на правой руке, Три, четыре — за водой. начиная с большого, а со слов А за ними плёлся пятый Позади бежал шестой. Загибать пальцы на левой руке, начиная с большого. А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался. Громко- громко запищал: Сжимать и разжимать кулаки. «Пи-пи-пи!»- «Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
14.Упражнение «Лабиринт» (развитие графомоторных навыков, пространственного мышления)
Логопед: Ребята, утята на пруд за водой сходили, а как вернуться не знают. Найдите дорожку, по которой утята смогут вернуться к маме утке и раскрасьте её красным цветом .
15. Игра "Назови ласково".(использование уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Логопед: Ребята, нам пора прощаться с обитателями птичьего двора. Давайте обратимся к ним ласково.
Л: Попрощаемся с петухом Д: До свидания петушок Л: Попрощаемся с курицей Д: До свидания курочка и т. д. (Индюшечка, цыплёночек, утёночек, индюшоночек, гусёночек ).
III. Итог занятия
Логопед: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. О чём мы сегодня разговаривали? Какие задания вам понравились?
Вам было сложно? А что вам понравилось? (ответы детей) Вы молодцы! До свидания!
8