Логопедическое занятие «Логопедическая сказка» (2 класс, изучение чувств и эмоций)
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА»
2 класс
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Логопедическая сказка»
Цели:
- показать умение детей узнавать и различать основные эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие);
- показать умение детей чувствовать и понимать других;
-обобщить знания детей о чувствах;
- показать умение детей изображать настроение мимикой и жестами
- развивать эмоционально-выразительные движения
- развивать внимание, память, речь, мышление детей;
- способствовать сплочению детского коллектива;
- создать положительный эмоциональный фон в классе.
Материалы:
- музыкальное сопровождение
- фотоаппарат
- «ромашка настроения»
- заколка для девочек, галстук для мальчиков
Ход занятия:
-Логопед;
- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте поприветствуем наших гостей. Подарим им свои улыбки и частичку своего сердца.
-Ребята, а вы были в когда-нибудь в сказочной стране?
- Вам понравилось, каких героев сказок вы встретили там?
- Скажите, а вы бы хотели еще раз там побывать?
Логопед:
-Ребята, к нам в гости приехал Буратино театра «Сказочная страна».
Буратино
-Сказочная страна
Вас приветствует, друзья!
Если любите сюрпризы,
Позабудьте про капризы.
Все заданья выполняйте,
И себя предоставляйте
Знаки дружбы покажите
И всю съемку мне пришлите.
А в конце приятный приз -
Это будет мой сюрприз.
- У вас сегодня есть возможность попробовать себя в роли сказочного героя. В «Сказочную страну» идет набор новых героев. Вы сегодня покажите себя с лучшей стороны, слушайте все внимательно. Упражнения выполняйте правильно, красиво и артистично. Ведите себя спокойно, не кричите и не шумите. У нас все как в настоящем театре есть сцена, где находимся мы с вами, и есть зрители.
Учитель-логопед. Быть сказочным героем нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.
Логопед. Упражнение для губ и языка.
-Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!
Мы - слоники.
Наши губки - хоботочки. (Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у»)
Улыбнемся как лягушки. (Произнесем «И-и-и»)
Двигаем губами от правой щеки к левой.
Двигаем губами по кругу.
Раздаем орешки щечкам.
«Прополощем рот» воображаемой водой.
(педагог оценивает выполнение упражнений.)
Произнести скороговорку, меняя интонацию
«Два щенка - щека к щеке - грызли щетку в уголке» (произнести грустно, весело, сердито).
Основная часть
Учитель-логопед. Сегодня сюрприз ждет тех, кто умеет дружить и общаться, умеет быть веселым и дружелюбным. Ребята, а мы с вами знаем правила общения и дружбы?
Дети (хором). Да!
Учитель-логопед. Тогда давайте вспомним эти правила и отправим в театр знаки дружбы.
Игра «Да-да-да — нет-нет-нет»
Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду
задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да.)
Мы научимся играть? (Да-да-да.)
Другу будем помогать? (Да-да-да.)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет.)
А улыбку подарить? (Да-да-да.)
Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет.)
Ну, а споры разрешить? (Да-да-да.)
Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да.)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)
Учитель-логопед. Молодцы! Правила дружбы вы знаете, а сейчас покажем всем, как мы умеем работать в парах, ведь артист в театре общается с другими актерами. Он должен уметь работать в коллективе.
(Дети встают друг напротив друга)
Упражнение «Ладонь в ладонь».
Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.
Упражнение «Мост дружбы».
По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик - соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.
(Дети садятся на стульчики)
Логопед. Каждый герой обязательно фотографируется для портфолио, чтобы показывать свой альбом Буратино. И сегодня Буратино, приехавший к нам в гости, будет нас фотографировать.
Игра «Театр масок»
Режиссер
-Вы сегодня артисты и вас пришел фотографировать настоящий фотограф. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга».
(Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-ягу.)
-«Хорошо! А теперь замрите. Вас фотографируют. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
-Задание мы будем выполнять по 2 человека.
- Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик.
«Внимание! Замрите! Снимают! Спасибо! Молодцы!
- А вы покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком».
- спящую царевну (спокойное расслабленное лицо);
- зайчика из сказки «Заюшкина избушка», когда его лиса выгнала из домика;
- страшного волка из «Трех поросят»;
- веселого колобка, когда он от медведя ушел;
- грустного Пьеро, когда Мальвина сбежала из театра Карабаса-Барабаса;
- Царевну – Несмеяну;
- Деда, когда вытянули репку.
Логопед. Все сказочные герои люди творческие, сообразительные, внимательные. Я буду задавать вам вопросы, отвечает только тот, кого я спрошу. Остальные не подсказывают.
Упражнение «Определи эмоцию».
Взрослый называет эмоцию, а дети дают ей свое определение.
- Радость-это...
-Гнев - это...
-Удивление - это...
-Страх-это...
-Горе-это...
- Назови веселых героев из сказок, мультфильмов.
- Каких злых героев ты знаешь?
- У мальчика плохое настроение. Как ты думаешь почему?
- Девочка прибежала домой радостная. Что ее так развеселило?
- Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение?
Молодцы! Вы все справились с заданием
Буратино. Я принес вам не большой рассказ. Хочу посмотреть, как вы умеете работать по сценарию.
Этюд «Березка»
Встаньте в круг так, чтобы ваши руки касались спины соседа.
-Наконец, после долгой холодной зимы наступила теплая весна.
Белоствольные березки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись березки солнышку.
Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились березки, но согласились.
Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.
Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.
А тут еще дождь закапал (легкие движения пальцами по спине соседа). Дождь стал сильнее (более уверенные движения по спине). И пошел сильный дождь (поглаживание спины). Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи.Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.
Логопед. Сейчас наши артисты прочтут стихи о настроении гномов, а мы составим цветок настроения. (Дети подбирают пиктограмму, которая подходит к настроению гнома)
Печаль
Все ребята во дворе
Весело играют.
Только гном болеет дома
И с утра скучает.
Удивление
Гном зимой поймал снежинку,
Подобрал на горке льдинку.
Прибежал домой и ...ах!
Лишь вода была в руках.
Страх
Ночь пришла, и в темноте
Тени движутся везде.
Гном забрался под кровать,
Спрятался и стал дрожать.
Злость
Целый день он хмурит брови
И грозит всем кулаком.
Да, сегодня гном не в духе —
Навестим его потом.
Спокойствие
Вечер. В доме тихо-тихо,
Только тикают часы.
Гном сидит на кресле, дремлет,
А вокруг витают сны.
Радость
У него сегодня День рожденья
И подарков от друзей не счесть:
Книжки, сладости, игрушки,
Даже шар воздушный есть!
Логопед. Какой красивый цветок у нас получился. Давайте мы его подарим режиссеру из театра «Театральная страна». Пусть он станет для них эмблемой театра.
Заключительная часть
Все специалисты
-Вы настоящие сказочные герои,у вас все получилось сегодня! Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые!
Упражнение «Аплодисменты»
По окончании все зрители аплодируют артистам. Мы аплодируем…, затем мы с …( то му -то) и т. д., пока все дети не получат аплодисменты.
Вы, сегодня молодцы!
Поиграли от души.
Все артисты высший касс!
И теперь сюрприз для вас.
Возле камеры на полке
Ждет сюрприз вас из гримерки.
(режиссер театра «Театральная страна»)
(Поощрение детей грамотами)