Логопедическое занятие «Теертпек»
МБОУ «Саратанская СОШ филиал детский сад «Солоны»
Конспект
организованно-образовательной деятельности
«В гостях у сказки «ТЕЕРТПЕК»
(развитие речи)
для детей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед:
Тазранова Эльвира Евгеньевна
Саратан, 2017г.
Конспект НОД по развитию речи в соответствии с ФГОС
«В гостях у сказки «Теертпек»» в старшей группе
Цель:
Ознакомление детей с художественным произведением «Теертпек», понимание на слух текста; развитие речевого творчества.
Задачи:
Образовательные
-
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов.
Формировать умение составлять простые и сложные предложения.
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Развивать диалогическую речь у детей. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за объектами; после просмотра мультфильмов.
2. Развивающие:
-
-
развивать внимание, воображение, фантазию;
развивать фонетическое зрительное восприятие у детей;
Развивать мелкую моторику рук.
-
3. Воспитательные:
воспитывать нравственные качества у дошкольников;
воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа;
воспитание доброжелательных отношений между детьми.
Формирование грамматического строя речи:
Активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
Учить грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь детей.
Воспитание звуковой культуры речи:
Развить осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи;
Развивать дыхательную активность.
Развитие связной речи:
Развивать связную диалогическую речь.
Словарная работа:
Продолжать учить подбирать синонимы;
Развивать фонематическое восприятие, навык умения делить слова на слоги;
Формировать навыки словообразования;
Продолжать формировать умения сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Методы и приемы:
Наглядные (мультимедийная презентация, рассказывание по картинам, применение изобразительных наглядностей);
Словесные (чтение и рассказывание художественного произведения, обобщающая беседа);
Практические (дидактические игры и упражнения; творческие игры).
Словесные приемы (вопросы, повторное проговаривание, объяснение, указания);
Наглядные приемы (показ иллюстративного материала);
Игровые приемы (игра-физкульминутка).
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Материалы и оборудование: изображение сказочных героев (презентация), дидактическая игра «Собери картинку из сказки», картинки артикуляционной гимнастики, клей, шаблоны, салфетки, музыка.
Предварительная работа:
чтение русской народной сказки «Колобок» (для дальнейшего сравнения с алтайской народной сказкой «Теертпек»); проведение дидактических игр «Узнай сказку», «Собери картинку».
Ход организованно-образовательной деятельности
Этапы деятель ности |
Методы и приемы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Вводная часть
|
- беседа; - игровая ситуация; - побуждение к практическим действиям. |
Приветствие воспитателя с детьми. Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением в нашем красивом, теплом уютном зале! - Ребята, а я предлагаю вам сначала поиграть, чтобы у нас сегодня было радостное настроение! - Дети, встаем в круг, возьмитесь за ручки! В круг широкий вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево. В центре круга соберемся И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем И работать мы начнем. - Ребята, садимся на стулья. |
Коммуникативная деятельность: дети отвечают на вопросы логопеда. Двигательная деятельность: Выполняют движения под текст |
Основная часть |
- Беседа; - Вопросы; - Упражнения. - Д/игра «Собери картинку» -беседа - вопросы - игровая ситуация - беседа рассматривание - рассказ педагога; - показ презентации; Артикуляцион-ная гимнастика; - упражнения с язычком. - рассказ логопеда - показ презентации - беседа - дидактическая игра «Внимательные ушки» - упражнение - беседа; - показ презентации; -игровое упражнение «Доскажи словечко»; - показ презентации; -беседа; рассматривание - упражнение «Составь слова»; - показ презентации; - беседа; - игра-физминутка; - повторное проговаривание - беседа; - показ презентации; - игровое упражнение. Пальчиковая игра рассмаривание; - беседа; - указания; - объяснение; |
Логопед проводит беседу с детьми. - Ребята, скажите, а вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в сказку «Теертпек»! Нас там ждут сказочные герои, увлекательные игры и много чего интересного! - Но отправимся мы не одни, а со сказочным персонажем, а с каким вы должны отгадать! Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул он с навеса, И от стариков ушел. У него румяный бок… - Вы, узнали? (колобок) Логопед: Чтобы точно убедиться, колобок это или нет, давайте соберем картинку и посмотрим, кто у нас получился? Ребята, это не колобок, а теертпек. Колобок – это персонаж из русской народной сказки, а теертпек – персонаж из нашей народной алтайской сказки. Логопед: Ребята, на какую геометрическую фигуру походит наш Теертпек? Какого цвета? Сколько у него глаз? (ответы детей) - Нас ждет удивительное чудо. А чтобы увидеть это чудо, присядем на места и закроем глазки: Раз, два, три, четыре, пять Глазки закрываются, Глазки открываются Чудеса случаются! Логопед: А вот и наш Теертпек. Он любознательный, добрый и смелый, хочет узнать, кто самый сильный? Он будет наблюдать за нами (посадить теертпек на стул). Логопед: Давайте отправимся в сказочное путешествие (показ презентации - сказки) Воспитатель рассказывает сказку. «У подошвы лесистой горы, на берегу бурной реки, в островерхом аиле, крытом лиственничной корой, жил старик со старухой. Однажды ранней весной старуха наскребла остатки муки и испекла в горячей золе теертпек. Выставила теертпек на улицу охладиться, положила на навес и забыла. Скатился он, играя с язычком, покатился. Логопед: Давайте, вместе с Теертпеком, выполним задание «Артикуляционная гимнастика» Воспитатель: Прежде чем приступить к выполнению заданий мы должны подготовить наши язычки: - Перед вами чистые салфетки, чтобы вытирать губы после каждого упражнения. - «Улыбка»- «Хоботок» -«Варенье» -«Парус» -«Футбол» - «Лошадка» - Молодцы! Справились с заданием. Логопед: «Покатился Теертпек, а навстречу ему Лед» (продолжение презентации-сказки). Теертпек: «Лед, а лед, ты самый сильный на свете?». Лед говорит: «Выполните задание, я скажу кто самый сильный?» Логопед: Лед нам приготовил задание. Игра «Внимательные ушки» (раздать фишки красного и синего цветов). Прежде чем начать игру, давайте вспомним, какие знаете звуки? Поющие звуки красного цвета, а все остальные звуки синего цвета. Если это поющие звуки, поднимаете красную фишку, если нет, то поднимаете синюю фишку. -Логопед: Лед очень любит свое имя, хочет, чтобы мы его разобрали (фонетический разбор слова «ЛЕД») Первый звук «Л»? (зеленый, мягкий) Е (красный) Д (синий) Воспитатель: Молодцы, дети! Дружно справиться смогли. (продолжение презентации - сказки) Лед: «Сильнее меня солнце». Теертпек покатился дальше, а навстречу ему Солнце. Теертпек: «Солнце, а солнце, ты самый сильный на свете?». Солнце: «Выполните задание, я скажу, кто самый сильный!» Логопед: Солнце нам тоже приготовило задание: «Доскажи словечко» Я взял муки, я взял творог, Испек рассыпчатый (пирог) Светит весело в оконце Ну, конечно, это (солнце) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, (карандаш) Молодцы! (продолжение презентации - сказки) Логопед: Теертпек покатился дальше, а навстречу ему Гора. Теертпек: «Гора, а Гора! Ты самый сильный на свете?». Гора: «Выполните задание, я скажу, кто самый сильный!» Логопед: Гора нам тоже приготовила задание: по первым звукам каждого слова составить слово, чтобы получилось название «ГОРА» (Гвозди, Окно, Рыба, Апельсин) Очень хорошо справились с заданием! Молодцы! (продолжение презентации - сказки) Гора говорит: «Сильнее меня Сурок!». Логопед: Теертпек покатился дальше, а навстречу ему Сурок. Теертпек: «Сурок, а Сурок! Ты самый сильный на свете?». Сурок: «Выполните задание, я скажу, кто самый сильный!» Сурок нам приготовил задание: Физминутка Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики") - Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению следующих заданий. (продолжение презентации – сказки) Сурок говорит: «Силен - то я силен. Только человек сильнее меня». Логопед: Человек нам приготовил задание, но прежде чем приступить, разомнем пальчики: Пальцы - дружная семья, Друг без друга им нельзя. Раз, два, три, четыре, пять, Давайте пальчики считать! Башпарак, Бажы-Кырлу, Ортон-Мерген, Куба-Чечен, Кичу-Бий Логопед: Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить! Молодцы! Приступим к заданию. Аппликация «Теертпек» Воспитатель: Нам необходимо дружно собрать все детали Теертпек и склеить. (дети приступают к аппликации) И человек говорит: «Конечно, я силен. Только мне все время нужно свою силу поддерживать. В тебе моя сила. Поэтому люди тебя и пекут. Без хлеба у человека никакой силы не будет» (презентация заканчивается) Логопед: После услышанных слов наш герой – Теертпек, был очень рад, он не мог поверить, что он самый сильный на свете. Выставка детских работ. |
Коммуникативная деятельность: Отвечают на вопросы логопеда.
Познавательно-исследовательская: дети разгадывают загадку…
Речевая деятельность: беседуют с логопедом.
Двигательная деятельность: выполняют движения с логопедом.
Дети слушают
Речевая: дети развивают язычки с логопедом.
Речевая: дети активно участвуют в игре.
Речевая: фонетический разбор слова «Лед».
Дети слушают.
Речевая: дети договаривают слова.
Речевая: дети составляют вместе с логопедом слово.
Дети слушают логопеда
Двигательная: дети выполняют движения с логопедом тексту.
Речевая: повторяют слова за логопедом. Речевая: повторяют слова за логопедом. Двигательная: активно выполняют упражнения. Продуктивная деятельность: дети приступают к аппликации.
Дети слушают
Дети выставляют работы |
Заключи- тельная часть |
- беседа с детьми; - закрепление пройденного материала. |
Итог: - Понравилось вам путешествие? - Во время путешествия мы научились говорить красиво, выговаривать звуки? - Вам понравилось играть? - Теертпек доволен вами, что хорошо справились со всеми заданиями, вернулся обратно к старику и старухе, они хотят угостить Вас одним из национальных блюд (боорсок). Угощение. Вот и кончилось путешествие, а теперь вернемся обратно в садик. Давайте попрощаемся с гостями. До свиданья! |
Коммуникативная: Выражают свои эмоции.
Дети беседуют с героем
Дети прощаются с героями сказки и уходят. |