МБОУ «Саратанская СОШ филиал детский сад «Солоны»

Конспект

организованно-образовательной деятельности

«В гостях у сказки «ТЕЕРТПЕК»

(развитие речи)

для детей старшего дошкольного возраста

 


 


 


 

 

Учитель-логопед:

Тазранова Эльвира Евгеньевна


 

 


 

Саратан, 2017г.

Конспект НОД по развитию речи в соответствии с ФГОС

«В гостях у сказки «Теертпек»» в старшей группе

Цель:

Ознакомление детей с художественным произведением «Теертпек», понимание на слух текста; развитие речевого творчества.

Задачи:

Образовательные

  1. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов.

    Формировать умение составлять простые и сложные предложения.

    Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

    Развивать диалогическую речь у детей. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за объектами; после просмотра мультфильмов.

2. Развивающие:

    • развивать внимание, воображение, фантазию;

      развивать фонетическое зрительное восприятие у детей;

      Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные:

воспитывать нравственные качества у дошкольников;

воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа;

воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Формирование грамматического строя речи:

Активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

Учить грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь детей.


 

Воспитание звуковой культуры речи:

Развить осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи;

Развивать дыхательную активность.

Развитие связной речи:

Развивать связную диалогическую речь.


 

Словарная работа:

Продолжать учить подбирать синонимы;

Развивать фонематическое восприятие, навык умения делить слова на слоги;

Формировать навыки словообразования;

Продолжать формировать умения сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Методы и приемы:

Наглядные (мультимедийная презентация, рассказывание по картинам, применение изобразительных наглядностей);

Словесные (чтение и рассказывание художественного произведения, обобщающая беседа);

Практические (дидактические игры и упражнения; творческие игры).

Словесные приемы (вопросы, повторное проговаривание, объяснение, указания);

Наглядные приемы (показ иллюстративного материала);

Игровые приемы (игра-физкульминутка).

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Материалы и оборудование: изображение сказочных героев (презентация), дидактическая игра «Собери картинку из сказки», картинки артикуляционной гимнастики, клей, шаблоны, салфетки, музыка.

Предварительная работа:

чтение русской народной сказки «Колобок» (для дальнейшего сравнения с алтайской народной сказкой «Теертпек»); проведение дидактических игр «Узнай сказку», «Собери картинку».

Ход организованно-образовательной деятельности

Этапы деятель

ности

Методы

и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- беседа;

- игровая ситуация;

- побуждение к практическим действиям.

Приветствие воспитателя с детьми.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением в нашем красивом, теплом уютном зале!

- Ребята, а я предлагаю вам сначала поиграть, чтобы у нас сегодня было радостное настроение!

- Дети, встаем в круг, возьмитесь за ручки!

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И работать мы начнем.

- Ребята, садимся на стулья.

Коммуникативная деятельность: дети отвечают на вопросы логопеда.

Двигательная деятельность:

Выполняют движения под текст

Основная часть

- Беседа;

- Вопросы;

- Упражнения.

- Д/игра

«Собери картинку»

-беседа

- вопросы

- игровая ситуация

- беседа

рассматривание

- рассказ педагога;

- показ презентации;

Артикуляцион-ная гимнастика;

- упражнения с язычком.

- рассказ логопеда

- показ презентации

- беседа

- дидактическая игра «Внимательные ушки»

- упражнение

- беседа;

- показ презентации;

-игровое упражнение «Доскажи словечко»;

- показ презентации;

-беседа;

рассматривание

- упражнение «Составь слова»;

- показ презентации;

- беседа;

- игра-физминутка;

- повторное проговаривание

- беседа;

- показ презентации;

- игровое упражнение.

Пальчиковая игра

рассмаривание;

- беседа;

- указания;

- объяснение;

Логопед проводит беседу с детьми.

- Ребята, скажите, а вы любите сказки?

Сегодня мы с вами отправимся в сказку «Теертпек»! Нас там ждут сказочные герои, увлекательные игры и много чего интересного!

- Но отправимся мы не одни, а со сказочным персонажем, а с каким вы должны отгадать!

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул он с навеса,

И от стариков ушел.

У него румяный бок

- Вы, узнали? (колобок)

Логопед: Чтобы точно убедиться, колобок это или нет, давайте соберем картинку и посмотрим, кто у нас получился? Ребята, это не колобок, а теертпек. Колобок – это персонаж из русской народной сказки, а теертпек – персонаж из нашей народной алтайской сказки.

Логопед: Ребята, на какую геометрическую фигуру походит наш Теертпек? Какого цвета? Сколько у него глаз? (ответы детей)

- Нас ждет удивительное чудо. А чтобы увидеть это чудо, присядем на места и закроем глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

Глазки закрываются,

Глазки открываются

Чудеса случаются!

Логопед: А вот и наш Теертпек. Он любознательный, добрый и смелый, хочет узнать, кто самый сильный? Он будет наблюдать за нами (посадить теертпек на стул).

Логопед:

Давайте отправимся в сказочное путешествие (показ презентации - сказки)

Воспитатель рассказывает сказку.

«У подошвы лесистой горы, на берегу бурной реки, в островерхом аиле, крытом лиственничной корой, жил старик со старухой. Однажды ранней весной старуха наскребла остатки муки и испекла в горячей золе теертпек. Выставила теертпек на улицу охладиться, положила на навес и забыла. Скатился он, играя с язычком, покатился.

Логопед: Давайте, вместе с Теертпеком, выполним задание «Артикуляционная гимнастика»

Воспитатель: Прежде чем приступить к выполнению заданий мы должны подготовить наши язычки:

- Перед вами чистые салфетки, чтобы вытирать губы после каждого упражнения.

- «Улыбка»- «Хоботок»

-«Варенье»

-«Парус»

-«Футбол»

- «Лошадка»

- Молодцы! Справились с заданием.

Логопед: «Покатился Теертпек, а навстречу ему Лед» (продолжение презентации-сказки).

Теертпек: «Лед, а лед, ты самый сильный на свете?». Лед говорит: «Выполните задание, я скажу кто самый сильный?»

Логопед: Лед нам приготовил задание.

Игра «Внимательные ушки» (раздать фишки красного и синего цветов).

Прежде чем начать игру, давайте вспомним, какие знаете звуки? Поющие звуки красного цвета, а все остальные звуки синего цвета. Если это поющие звуки, поднимаете красную фишку, если нет, то поднимаете синюю фишку.

-Логопед: Лед очень любит свое имя, хочет, чтобы мы его разобрали (фонетический разбор слова «ЛЕД»)

Первый звук «Л»? (зеленый, мягкий)

Е (красный)

Д (синий)

Воспитатель: Молодцы, дети!

Дружно справиться смогли.

(продолжение презентации - сказки)

Лед: «Сильнее меня солнце».

Теертпек покатился дальше, а навстречу ему Солнце.

Теертпек: «Солнце, а солнце, ты самый сильный на свете?». Солнце: «Выполните задание, я скажу, кто самый сильный!»

Логопед: Солнце нам тоже приготовило задание: «Доскажи словечко»

Я взял муки, я взял творог,

Испек рассыпчатый (пирог)

Светит весело в оконце

Ну, конечно, это (солнце)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, (карандаш)

Молодцы!

(продолжение презентации - сказки)

Логопед: Теертпек покатился дальше, а навстречу ему Гора.

Теертпек: «Гора, а Гора! Ты самый сильный на свете?». Гора: «Выполните задание, я скажу, кто самый сильный!»

Логопед:

Гора нам тоже приготовила задание: по первым звукам каждого слова составить слово, чтобы получилось название «ГОРА»

(Гвозди, Окно, Рыба, Апельсин)

Очень хорошо справились с заданием! Молодцы!

(продолжение презентации - сказки)

Гора говорит: «Сильнее меня Сурок!».

Логопед: Теертпек покатился дальше, а навстречу ему Сурок.

Теертпек: «Сурок, а Сурок! Ты самый сильный на свете?». Сурок: «Выполните задание, я скажу, кто самый сильный!»

Сурок нам приготовил задание:

Физминутка

Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики")
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три

- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению следующих заданий.

(продолжение презентации – сказки)

Сурок говорит: «Силен - то я силен. Только человек сильнее меня».

Логопед: Человек нам приготовил задание, но прежде чем приступить, разомнем пальчики:

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Раз, два, три, четыре, пять,

Давайте пальчики считать!

Башпарак, Бажы-Кырлу, Ортон-Мерген, Куба-Чечен, Кичу-Бий

Логопед: Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить!

Молодцы! Приступим к заданию.

Аппликация «Теертпек»

Воспитатель: Нам необходимо дружно собрать все детали Теертпек и склеить.

(дети приступают к аппликации)

И человек говорит: «Конечно, я силен. Только мне все время нужно свою силу поддерживать. В тебе моя сила. Поэтому люди тебя и пекут. Без хлеба у человека никакой силы не будет» (презентация заканчивается)

Логопед:

После услышанных слов наш герой – Теертпек, был очень рад, он не мог поверить, что он самый сильный на свете.

Выставка детских работ.

Коммуникативная деятельность:

Отвечают на вопросы логопеда.


 


 


 


 


 


 

Познавательно-исследовательская:

дети разгадывают загадку…


 

Речевая деятельность: беседуют с логопедом.


 


 


 


 


 


 


 

Двигательная деятельность: выполняют движения с логопедом.


 


 


 


 


 


 

Дети слушают


 


 


 


 


 


 


 


 

Речевая: дети развивают язычки с логопедом.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Речевая: дети активно участвуют в игре.


 


 


 


 


 


 

Речевая: фонетический разбор слова «Лед».


 


 


 


 


 


 


 

Дети слушают.


 


 


 


 


 

Речевая: дети договаривают слова.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Речевая: дети составляют вместе с логопедом слово.


 


 


 


 


 

Дети слушают логопеда


 


 

Двигательная: дети выполняют движения с логопедом тексту.


 


 


 

Речевая: повторяют слова за логопедом.

Речевая: повторяют слова за логопедом.

Двигательная: активно выполняют упражнения.

Продуктивная деятельность: дети приступают к аппликации.


 


 

Дети слушают


 


 

Дети выставляют работы

Заключи-

тельная часть

- беседа с детьми;

- закрепление пройденного материала.

Итог:

- Понравилось вам путешествие?

- Во время путешествия мы научились говорить красиво, выговаривать звуки?

- Вам понравилось играть?

- Теертпек доволен вами, что хорошо справились со всеми заданиями, вернулся обратно к старику и старухе, они хотят угостить Вас одним из национальных блюд (боорсок). Угощение.

Вот и кончилось путешествие, а теперь вернемся обратно в садик. Давайте попрощаемся с гостями.

До свиданья!

Коммуникативная:

Выражают свои эмоции.


 


 


 


 


 


 


 

Дети беседуют с героем


 


 


 


 

Дети прощаются с героями сказки и уходят.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.