Логопедическое занятие «Морские обитатели»

0
0
Материал опубликован 27 January

Логопедическое занятие по теме «Морские обитатели»

Цель: совершенствование лексико – грамматических средств языка по теме «Морские обитатели»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- уточнить представления детей о морских обитателях;

- уточнить и активизировать словарь по теме;

- закрепить умение детей выполнять звуко-слоговой анализ слова;

- упражнять в умении использовать в предложение простые и сложные предлоги;

- закреплять графо-моторные навыки у детей;

- активизировать речевую деятельность детей.

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать память и мышление;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать связную речь и интонационную выразительность речи.

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, желание защищать и охранять их;

- воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Доброе утро ребята! Я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие. Закрывайте глаза, послушайте и попробуйте угадать, куда же мы с вами отправимся. Правильно ребята это шум волн на море, морского прибоя и отправимся мы с вами в морское путешествие.

2. Артикуляционная гимнастика «Морское путешествие»

- Ну а перед путешествием мы с вами подготовимся и послушаем сказку о морском путешествии язычка.

Решил как-то язычок отправиться в морское путешествие.

Подошел он к морю, а море волнуется, волны перекатывает ( «Маляр» )

Решил язычок кораблик построить («Парус»)

Вдруг подул ветер («Фокус»). И поплыл кораблик ( «Чашечка» ). Стал он грести веслами («Часики»)

А потом он увидел акулу (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы), ската (кладём широкий расслабленный язык на нижнюю губу), рыбу-меч (высунуть острый язык вперёд), рыбу-ёжа (надуваем щёки, затем втягиваем), ракушку (улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх), осьминога (рот широко открыт, высунуть острый язык и выполнять круговые движения), морского конька (пощелкать языком)

3. Игра «Какое море?» 

- Ребята, давайте скажем какое море.

какого цвета море – синее, голубое, серое, лазурное, бирюзовое, золотистое (на солнце);

- какого оно размера – огромное, громадное, широкое;

- море невозможно объять – необъятное;

- у моря не видно дна, значит оно какое, как про него ещё можно сказать – бездонное, глубокое;

- у моря не видно краёв, берегов, границ – бескрайнее, безбрежное, безграничное;

- когда на море нет ветра – спокойное, безветренное, безмолвное, тихое;

- летом, когда на море хорошая погода – тёплое, ласковое, ласкающее, приветливое, успокаивающее;

- а если попробовать морскую воду, какая она на вкус – солёное;

- если в море много мусора? - грязное, чистое.

4. Просмотр ролика о морских обитателях. Беседа о морских обитателях

5. «Упражнение «Назови ласково»

Медуза – медузочка, медузонька . Рыба – рыбка, рыбонька….

Черепаха – черепашка. Акула – акулочка.

Дельфин – дельфинчик. Осьминог – осьминожек.

Плавник – плавничок. Хвост – хвостик…

Песок – песочек. Камень – камешек. ​​​​​​​

6.Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?»

У акулы зубы чьи? – …

У дельфина плавники чьи? – …

У черепахи панцирь чей? – …

У краба клешни чьи? – …

У осьминога голова чья? – …

У медузы щупальца чьи? – …

У кита ус чей? – …

В реке живут,  какие рыбы?       Речные

-В озере?  (озерные

-В море?    (морские)                                                  

-В океане?      (океанические)            

-В аквариуме      (аквариумные)   

7. Упражнение «Подбери рифму»

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно ……………….рыбка

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища,

пребольшая………………………… рыбища

Эх сорвался мой улов!,

Рассердился………………………… рыболов.-

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой……………………... рыбак

от обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко,

что не удалась……………………… рыбалка

8. Работа с загадками

Он огромный, толстокожий,

А по виду — с рыбой схожий.

Вверх фонтан воды летит —

Так приветствует всех… (кит)

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской… (конёк)

Зубы в пасти в три ряда.

Это целая беда.

Этот хищник знаменит,

Тем, что он - морской бандит. (Акула)

Этот зверь живёт в морях,

Рыбой не является,

В стае плавает всегда,

Как он называется? (Дельфин)

Из иглокожих, но красиво

В морской пучине это диво.

Пять рук обычно – пять лучей!

Бывает хищной. Образ чей? (Морская звезда)

В море зонтики плывут,

Куда волны их несут,

Обжигают как огонь,

Береги свою ладонь. (Медузы)

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила. (Осьминог)

Ползет в море паук —

Восемь ног, пара рук.

В руках клешни,

В глазах — испуг. (Краб)

9. Работа с чистоговорками

ан-ан-ан - глубокий океан

ря-ря-ря - синие моря

на-на-на - обитатели морского дна

ве-ве-ве - рыбы плавают в воде

не-не-не - осьминог на дне

лю-лю-лю - рыбу я ловлю

та-та-та- под водою красота

оги-оги-оги - большие осьминоги

ак-ак-ак - проползает рак

си-си-си - резвятся караси

ушки-ушки-ушки - красивые ракушки

нек-нек-нек - маленький конек

ты-ты-ты - огромные киты

финн-фин-фин - любит малышей дельфин

аю-аю-аю - с дельфином я играю

ула-ула-ула - зубастая акула

улы-улы-улы - опасные акулы

улу-улу-улу - испугался я акулу

дузы-дузы-дузы - прозрачные медузы

аба-аба-аба - я увидел краба

ня-ня-ня - у краба есть клешня

10. Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх)

Гостей встречает осьминог!

11. Письменное упражнение

12. Подведение итогов занятия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.