Логопедическое занятие «Морские обитатели»
Логопедическое занятие по теме «Морские обитатели»
Цель: совершенствование лексико – грамматических средств языка по теме «Морские обитатели»
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить представления детей о морских обитателях;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- закрепить умение детей выполнять звуко-слоговой анализ слова;
- упражнять в умении использовать в предложение простые и сложные предлоги;
- закреплять графо-моторные навыки у детей;
- активизировать речевую деятельность детей.
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать память и мышление;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать связную речь и интонационную выразительность речи.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, желание защищать и охранять их;
- воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Доброе утро ребята! Я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие. Закрывайте глаза, послушайте и попробуйте угадать, куда же мы с вами отправимся. Правильно ребята это шум волн на море, морского прибоя и отправимся мы с вами в морское путешествие.
2. Артикуляционная гимнастика «Морское путешествие»
- Ну а перед путешествием мы с вами подготовимся и послушаем сказку о морском путешествии язычка.
Решил как-то язычок отправиться в морское путешествие.
Подошел он к морю, а море волнуется, волны перекатывает ( «Маляр» )
Решил язычок кораблик построить («Парус»)
Вдруг подул ветер («Фокус»). И поплыл кораблик ( «Чашечка» ). Стал он грести веслами («Часики»)
А потом он увидел акулу (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы), ската (кладём широкий расслабленный язык на нижнюю губу), рыбу-меч (высунуть острый язык вперёд), рыбу-ёжа (надуваем щёки, затем втягиваем), ракушку (улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх), осьминога (рот широко открыт, высунуть острый язык и выполнять круговые движения), морского конька (пощелкать языком)
3. Игра «Какое море?»
- Ребята, давайте скажем какое море.
- какого цвета море – синее, голубое, серое, лазурное, бирюзовое, золотистое (на солнце);
- какого оно размера – огромное, громадное, широкое;
- море невозможно объять – необъятное;
- у моря не видно дна, значит оно какое, как про него ещё можно сказать – бездонное, глубокое;
- у моря не видно краёв, берегов, границ – бескрайнее, безбрежное, безграничное;
- когда на море нет ветра – спокойное, безветренное, безмолвное, тихое;
- летом, когда на море хорошая погода – тёплое, ласковое, ласкающее, приветливое, успокаивающее;
- а если попробовать морскую воду, какая она на вкус – солёное;
- если в море много мусора? - грязное, чистое.
4. Просмотр ролика о морских обитателях. Беседа о морских обитателях
5. «Упражнение «Назови ласково»
Медуза – медузочка, медузонька . Рыба – рыбка, рыбонька….
Черепаха – черепашка. Акула – акулочка.
Дельфин – дельфинчик. Осьминог – осьминожек.
Плавник – плавничок. Хвост – хвостик…
Песок – песочек. Камень – камешек.
6.Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?»
У акулы зубы чьи? – …
У дельфина плавники чьи? – …
У черепахи панцирь чей? – …
У краба клешни чьи? – …
У осьминога голова чья? – …
У медузы щупальца чьи? – …
У кита ус чей? – …
В реке живут, какие рыбы? Речные
-В озере? (озерные
-В море? (морские)
-В океане? (океанические)
-В аквариуме (аквариумные)
7. Упражнение «Подбери рифму»
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как………………. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ……………….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая ………………………рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая………………………… рыбища
Эх сорвался мой улов!,
Рассердился………………………… рыболов.-
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой……………………... рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день………………….. рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась……………………… рыбалка
8. Работа с загадками
Он огромный, толстокожий,
А по виду — с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит —
Так приветствует всех… (кит)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской… (конёк)
Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит. (Акула)
Этот зверь живёт в морях,
Рыбой не является,
В стае плавает всегда,
Как он называется? (Дельфин)
Из иглокожих, но красиво
В морской пучине это диво.
Пять рук обычно – пять лучей!
Бывает хищной. Образ чей? (Морская звезда)
В море зонтики плывут,
Куда волны их несут,
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь. (Медузы)
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила. (Осьминог)
Ползет в море паук —
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах — испуг. (Краб)
9. Работа с чистоговорками
ан-ан-ан - глубокий океан
ря-ря-ря - синие моря
на-на-на - обитатели морского дна
ве-ве-ве - рыбы плавают в воде
не-не-не - осьминог на дне
лю-лю-лю - рыбу я ловлю
та-та-та- под водою красота
оги-оги-оги - большие осьминоги
ак-ак-ак - проползает рак
си-си-си - резвятся караси
ушки-ушки-ушки - красивые ракушки
нек-нек-нек - маленький конек
ты-ты-ты - огромные киты
финн-фин-фин - любит малышей дельфин
аю-аю-аю - с дельфином я играю
ула-ула-ула - зубастая акула
улы-улы-улы - опасные акулы
улу-улу-улу - испугался я акулу
дузы-дузы-дузы - прозрачные медузы
аба-аба-аба - я увидел краба
ня-ня-ня - у краба есть клешня
10. Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)
А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх)
Гостей встречает осьминог!
11. Письменное упражнение
12. Подведение итогов занятия.