Индивидуальное логопедическое занятие «Морские обитатели. Автоматизация звука [р]»
Индивидуальное логопедическое занятие
«Морские обитатели. Автоматизация звука [р]».
Цель:
автоматизировать произношение звука [р];
активизировать словарный запас по теме «морские обитатели».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
коррегировать произношение звука [р];
развивать артикуляционную моторику;
развивать мелкую и общую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать чувство ритма;
развивать психические процессы: логическое мышление, память внимание, зрительное и слуховое восприятие;
развивать пространственные представления;
профилактика оптической дисграфии.
Коррекционно-образовательные:
уточнять и расширять представления учащегося о морских обитателях;
активизировать и обогащать словарь учащегося по данной теме;
закреплять умение выделять нужный звук в словах.
Воспитательные:
воспитывать самоконтроль в речи;
воспитывать интерес к изучению морских обитателей.
Здоровьесберегающие:
обеспечивать психологическую безопасность личности учащегося (психологически комфортная организация режимных моментов, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения учителя-логопеда и учащегося);
использовать приемы релаксации во время логопедического занятия;
соблюдать режим охраны зрения;
соблюдать правильную посадку учащегося;
способствовать укреплению мышц стоп, профилактике плоскостопия.
Материалы и оборудование: картинка батискафа, звуковая дорожка с изображением батискафа, ракушки, рыбки, «драгоценные камни», 5 колпачков (настольная игра «Скоростные колпачки»), фонарик, ортопедические массажные коврики «ОРТО», сетка с морскими обитателями.
Использование компьютерных технологий: артикуляционная гимнастика в презентации, аудиозапись с шумом моря.
I. Организационный момент с включением элемента релаксации
- Костя, я бы хотела предложить тебе помочь сделать украшение для мамы из драгоценных камней. Но сначала ты угадаешь, где мы сейчас окажемся.
Играет аудиозапись «Шум морского прибоя».
- Закрывай глаза, садись поудобнее. Дыши медленно и легко.
- Костя, прислушайся! Что это за шум? (Это шум моря).
- Открывай глаза…
- Правильно, это шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
II. Создание конфликтной ситуации, сообщение темы занятия
- Сейчас море спокойное, но недавно случилась неприятность… Корабль, который доставлял нам драгоценные камни, попал в шторм и потерпел крушение. Поэтому нам сегодня придется опустить на дно морское и разыскать драгоценности. Но морские обитатели просто так их нам не отдадут, они подготовили для нас задания. Все задания будут связаны с одним звуком, над которым мы давно работаем. А также он встречается в названиях драгоценных камней. Послушай и назови мне его: сапфиР, изумРуд, гРанат.
- С каким звуком будут связаны все задания?
Ответ учащегося
- Давай мы сейчас с тобой опустимся на морское дно. А ты знаешь, как мы это сделаем?
Ответ учащегося
- Нужно сесть в батискаф. А ты знаете что такое батискаф? – это специальный аппарат для путешествия под водой.
III. Основной этап занятия
Артикуляционная гимнастика
- Чтобы запустить батискаф нужно выполнить определенные действия. Посмотри на приборную панель, здесь нужно нажать кнопку и выполнить упражнение: качели, лошадка, грибок, моторчик.
- Заводим мотор…обрати внимание, где был язык? (язычок наверху, ударяется об альвеолы, горло работает).
- рррРРР…
Дыхательная гимнастика
- Всё! мотор завелся. Можно отправляться в путь. Спустить батискаф на воду!
Изолированное произношение (Звуковая дорожка)
- Продолжает работать мотор… Наш батискаф опустил нас на морские глубины, давай полюбуемся красотой морского дна и обитателями моря.
Автоматизация звука в слогах,
развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие чувств ритма
- Посмотри на карточку, ракушки и рыбки нам подготовили задание. Нужно выложить рисунок на морском дне и прочитать слоги, меняя силу голоса (ракушки – произносим тихо, спокойно; рыбки - громко, быстро)
РА-РА РА-РА-РА |
РЫ-РЫ-РЫ РЫ-РЫ |
- Послушай внимательно и повтори слоги на песке: РО-РЭ-РО РУ-РА-РУ
- Ты умница и справился с заданием от рыбок и ракушек. Но драгоценностей у них не оказалось. Значит, продолжим поиски!?
Автоматизация звука в словах,
развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мышления
(Игра с фонариком «4 лишний»)
- Мы опускаемся всё глубже и глубже. Нужно включить прожектор. Посмотри, что за рыбы здесь плавают, и скажи, кто же здесь лишний? (МоРж, кРаб, осьминог, омаР)
- Ну вот ты справился с заданием и нашел лишнего обитателя. Твои ответы им понравились, поэтому они решили продолжить испытания.
Автоматизация звука в словосочетаниях,
динамическая пауза, направленная на развитие пространственных представлений
(ортопедические массажные коврики «ОРТО»)
Морской конек |
Морской котик |
Морская звезда |
Морской дракон |
Морская черепаха |
Морской леопард |
- Сейчас ты будешь ходить по морскому дну (по ортопедическим массажным коврикам) и называть морских обитателей, «проплывающих» рядом.
- Назови морского обитателя, который находится:
В левом нижнем квадрате (морская черепаха);
В правом центральном квадрате (морской дракон);
В левом верхнем квадрате (морской конек);
В левом нижнем квадрате (морской котик);
В правом центральном квадрате (морская звезда);
В левом верхнем квадрате (морской леопард);
- Какой ты молодец и произносил названия морских обитателей правильно. Но драгоценностей у них не оказалось. Ищем дальше…
Автоматизация звука в предложениях,
развитие зрительного и слухового внимания, мышления, пространственных представлений
- Посмотри, на приборной панели батискафа стоят колпачки. Тебе необходимо расставить колпачки по цветам в последовательности, которую я сейчас тебе скажу. И если мы правильно расставим колпачки, то узнаем, кто прячет драгоценности.
Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет. (Морская звезда) |
По всем морям оставил след, И лишь в Балтийском море – нет, Имеет панцирь как футляр, Десятиногий рак ... (Омар) |
Он живёт на дне морском, Носит панцирь крепкий он, Сам – подобен пауку, Ходит боком по песку, Что ни повстречает, Клешнями хватает. (Краб) |
- Давай подойдем к сетке с морскими обитателями и найдем на ней морскую звезду, омара и краба. У них и спрятаны наши драгоценные камни.
Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.
Рефлексия с включением элемента релаксации
- Давай посмотрим, какие драгоценные камни нам отдали морские обитатели?
САПФИР, ИЗУМРУД, ГРАНАТ.
- И вот настал момент подводить итог. Давай вспомним, Какие задания ты выполнял?
- Какие задания вызывали трудности?
- Какие задания тебе понравились?
-Получается, ты справился с заданиями?
А какой звук чаще всего встречался во всех заданиях?
- Молодец! Драгоценные камни ты заслужил своим упорством, трудом и знаниями! Ты верно произносил звук [р] и правильно выполнял задания.
- Ты получил драгоценные камни, и теперь мы можем сделать украшение для мамы!
Играет аудиозапись «Шум морского прибоя».
- А сейчас закрывай глаза, расслабься, садись удобнее...
- Нам пора возвращаться в школу, возьми с собой драгоценности для мамы.
- Открывай глаза…