Индивидуальное логопедическое занятие «Морские обитатели. Автоматизация звука [р]»

6
0
Материал опубликован 14 January 2020 в группе

Индивидуальное логопедическое занятие

«Морские обитатели. Автоматизация звука [р]».

Цель:

автоматизировать произношение звука [р];

активизировать словарный запас по теме «морские обитатели».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

коррегировать произношение звука [р];

развивать артикуляционную моторику;

развивать мелкую и общую моторику;

развивать фонематический слух;

развивать чувство ритма;

развивать психические процессы: логическое мышление, память внимание, зрительное и слуховое восприятие;

развивать пространственные представления;

профилактика оптической дисграфии.

Коррекционно-образовательные:

уточнять и расширять представления учащегося о морских обитателях;

активизировать и обогащать словарь учащегося по данной теме;

закреплять умение выделять нужный звук в словах.

Воспитательные:

воспитывать самоконтроль в речи;

воспитывать интерес к изучению морских обитателей.

Здоровьесберегающие:

обеспечивать психологическую безопасность личности учащегося (психологически комфортная организация режимных моментов, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения учителя-логопеда и учащегося);

использовать приемы релаксации во время логопедического занятия;

соблюдать режим охраны зрения;

соблюдать правильную посадку учащегося;

способствовать укреплению мышц стоп, профилактике плоскостопия.

 

Материалы и оборудование: картинка батискафа, звуковая дорожка с изображением батискафа, ракушки, рыбки, «драгоценные камни», 5 колпачков (настольная игра «Скоростные колпачки»), фонарик, ортопедические массажные коврики «ОРТО», сетка с морскими обитателями.

Использование компьютерных технологий: артикуляционная гимнастика в презентации, аудиозапись с шумом моря.


 


 


 

I. Организационный момент с включением элемента релаксации

- Костя, я бы хотела предложить тебе помочь сделать украшение для мамы из драгоценных камней. Но сначала ты угадаешь, где мы сейчас окажемся.

Играет аудиозапись «Шум морского прибоя».

- Закрывай глаза, садись поудобнее. Дыши медленно и легко.

- Костя, прислушайся! Что это за шум? (Это шум моря).

- Открывай глаза…

- Правильно, это шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб. 

 

II. Создание конфликтной ситуации, сообщение темы занятия

- Сейчас море спокойное, но недавно случилась неприятность… Корабль, который доставлял нам драгоценные камни, попал в шторм и потерпел крушение. Поэтому нам сегодня придется опустить на дно морское и разыскать драгоценности. Но морские обитатели просто так их нам не отдадут, они подготовили для нас задания. Все задания будут связаны с одним звуком, над которым мы давно работаем. А также он встречается в названиях драгоценных камней. Послушай и назови мне его: сапфиР, изумРуд, гРанат.

- С каким звуком будут связаны все задания?

Ответ учащегося

- Давай мы сейчас с тобой опустимся на морское дно. А ты знаешь, как мы это сделаем?

Ответ учащегося

- Нужно сесть в батискаф. А ты знаете что такое батискаф? – это специальный аппарат для путешествия под водой.

 

III. Основной этап занятия

Артикуляционная гимнастика

- Чтобы запустить батискаф нужно выполнить определенные действия. Посмотри на приборную панель, здесь нужно нажать кнопку и выполнить упражнение: качели, лошадка, грибок, моторчик.

- Заводим мотор…обрати внимание, где был язык? (язычок наверху, ударяется об альвеолы, горло работает).

- рррРРР…

Дыхательная гимнастика

- Всё! мотор завелся. Можно отправляться в путь. Спустить батискаф на воду!

 

Изолированное произношение (Звуковая дорожка)

- Продолжает работать мотор… Наш батискаф опустил нас на морские глубины, давай полюбуемся красотой морского дна и обитателями моря.

 

Автоматизация звука в слогах,

развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие чувств ритма

- Посмотри на карточку, ракушки и рыбки нам подготовили задание. Нужно выложить рисунок на морском дне и прочитать слоги, меняя силу голоса (ракушки – произносим тихо, спокойно; рыбки - громко, быстро)

t1579002537aa.jpgt1579002537ab.jpgt1579002537ac.jpgt1579002537ad.jpgt1579002537ae.jpg

РА-РА РА-РА-РА

t1579002537ae.jpgt1579002537af.gift1579002537ag.jpgt1579002537ah.gift1579002537aa.jpg

РЫ-РЫ-РЫ РЫ-РЫ

- Послушай внимательно и повтори слоги на песке: РО-РЭ-РО РУ-РА-РУ

- Ты умница и справился с заданием от рыбок и ракушек. Но драгоценностей у них не оказалось. Значит, продолжим поиски!?

 

Автоматизация звука в словах,

развитие зрительного и слухового восприятия, развитие мышления

(Игра с фонариком «4 лишний»)

- Мы опускаемся всё глубже и глубже. Нужно включить прожектор. Посмотри, что за рыбы здесь плавают, и скажи, кто же здесь лишний? (МоРж, кРаб, осьминог, омаР)

- Ну вот ты справился с заданием и нашел лишнего обитателя. Твои ответы им понравились, поэтому они решили продолжить испытания.

 

Автоматизация звука в словосочетаниях,

динамическая пауза, направленная на развитие пространственных представлений

(ортопедические массажные коврики «ОРТО»)

Морской конек

Морской котик

Морская звезда

Морской дракон

Морская черепаха

Морской леопард

- Сейчас ты будешь ходить по морскому дну (по ортопедическим массажным коврикам) и называть морских обитателей, «проплывающих» рядом.

- Назови морского обитателя, который находится:

В левом нижнем квадрате (морская черепаха);

В правом центральном квадрате (морской дракон);

В левом верхнем квадрате (морской конек);

В левом нижнем квадрате (морской котик);

В правом центральном квадрате (морская звезда);

В левом верхнем квадрате (морской леопард);

- Какой ты молодец и произносил названия морских обитателей правильно. Но драгоценностей у них не оказалось. Ищем дальше…

 

Автоматизация звука в предложениях,

развитие зрительного и слухового внимания, мышления, пространственных представлений

 

- Посмотри, на приборной панели батискафа стоят колпачки. Тебе необходимо расставить колпачки по цветам в последовательности, которую я сейчас тебе скажу. И если мы правильно расставим колпачки, то узнаем, кто прячет драгоценности.

t1579002537ai.jpg

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

(Морская звезда)

t1579002537aj.jpgt1579002537ai.jpgt1579002537ak.jpg

 

По всем морям оставил след,

И лишь в Балтийском море – нет,

Имеет панцирь как футляр,

Десятиногий рак ...

(Омар)

t1579002537al.jpgt1579002537am.jpgt1579002537an.gift1579002537ao.jpg

Он живёт на дне морском,

Носит панцирь крепкий он,

Сам – подобен пауку,

Ходит боком по песку,

Что ни повстречает,

Клешнями хватает.

(Краб)

- Давай подойдем к сетке с морскими обитателями и найдем на ней морскую звезду, омара и краба. У них и спрятаны наши драгоценные камни.

 

 

Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Рефлексия с включением элемента релаксации

- Давай посмотрим, какие драгоценные камни нам отдали морские обитатели?

САПФИР, ИЗУМРУД, ГРАНАТ.

- И вот настал момент подводить итог. Давай вспомним, Какие задания ты выполнял?

- Какие задания вызывали трудности?

- Какие задания тебе понравились?

-Получается, ты справился с заданиями?

А какой звук чаще всего встречался во всех заданиях?

- Молодец! Драгоценные камни ты заслужил своим упорством, трудом и знаниями! Ты верно произносил звук [р] и правильно выполнял задания.

- Ты получил драгоценные камни, и теперь мы можем сделать украшение для мамы!

Играет аудиозапись «Шум морского прибоя».

- А сейчас закрывай глаза, расслабься, садись удобнее...

- Нам пора возвращаться в школу, возьми с собой драгоценности для мамы.

- Открывай глаза…

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации