Методические рекомендации «Один из способов развития связной речи»
Подготовила Микушева Н.В.
Учитель-логопед МКДОУ №13
«Родничок»
Многие родители считают, что если ребенок знает цифры, буквы, читает и немного пишет, то это означает, что он готов к школе. Но помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.
Что же такое «Связная речь»? Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь.
В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью. Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. А у детей с ТНР этот процесс вызывает большие трудности, поэтому я большое значение придаю формированию связной речи.
Помимо общепринятых методов, для формирования связной речи я использую такой прием, как создание книг совместно с детьми. Конечно, у нас нет своего издательства, и книги получаются неуклюжими самоделками. Но они нам очень дороги, и их «производство» вызывает большой интерес у детей, что повышает результативность в развитие связной речи.
Такой метод я использую в работе с детьми подготовительного возраста, когда основы связной речи уже сформированы.
Состоит этот прием из нескольких этапов:
1.На занятиях « по ознакомлению с окружающим» мы разбираем определенную лексическую тему.
2.Затем с воспитателем на занятии «по изобразительному искусству» дети рисуют картинки на данную тему.
3.На занятии «по развитию речи» мы составляем рассказы по их картинкам.
4. Я печатаю детские рассказы, и мы совместно создаем книгу.
5.Потом на занятиях « по подготовке к обучению грамоте» мы читаем получившиеся рассказы и обсуждаем нашу книгу.
6.В заключение наше творчество выставляется в раздевалку на обозрение родителям. Пусть посмотрят картинки и почитают рассказы будущих писателей и художников!
Вот какие книги мы уже «издали»:
Книга по лексической теме: «Домашние животные»
К 8 марта мы выпустили трогательную книгу для мам.
И продолжение следует…….