Консультация для педагогов «Развитие звуковой культуры речи через художественно-эстетического восприятия»
Выступление учителя-логопеда
подготовительной группы
комбинированной направленности
МБДОУ Белоярский детский сад "Огонек"
Кузиной Анны Александровны
на педагогическом совете на тему:
Консультация для педагогов
«Развитие звуковой культуры речи через художественно-эстетического восприятия»
Задачи:
1. Познакомить педагогов с тем, что в соответствии с ФГОС ДО в образовательную область «Художественно – эстетическое развитие» вошло направление «Восприятие детьми произведений художественной литературы;
2. Определить в чем различие данного направления в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» от «Речевое развитие»;
3. Рассмотреть основные принципы формирования у детей восприятия художественной литературы, условия для восприятия детьми художественной литературы;
4. Познакомить со структурой образовательной деятельности, методами ознакомления детей с художественной литературой.
Выступление:
17.10.2013 года вступил в силу ФГОС ДО. В соответствии с которым основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
• социально-коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• речевое развитие
• физическое развитие
• художественно-эстетическое развитие
Данное методическое объединение посвящено проблемам художественно – эстетического развития дошкольников.
Сегодня мы затронем одно из направлений художественно- эстетического развития – «Развитие звуковой культуры речи посредством художественно-эстетического восприятия».
Обращаю ваше внимание на то, что знакомство дошкольников с детской литературой просматривается еще и в образовательной области «Речевое развитие». Наша с вами задача сегодня: понять, в чем их отличия.
Извлечение из ФГОС ДО
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Извлечение из ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) .
Детская литература - это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста.
Исходя из определения видно, что художественная литература-это один из видов детской литературы.
Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на их развитие. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Воспитательная функция художественной литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.
Художественная литература создает эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Основные принципы формирования у детей восприятия художественной литературы
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей.
Поддержка инициативы дошкольников
Возрастная адекватность дошкольного образования: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Сотрудничество организации с семьей. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
Структура образовательной деятельности:
1. Начало открытое, свободное (в зал привел клубок, пришли по стрелочкам, педагог уединился у компьютера, привлекая внимание детей)
2. Создание проблемы, мотивации
Младший возраст:
Рассказ о том, что у каких – то персонажей что – то случилось (дед и баба плачут, укатился колобок или разбилось яичко и т. п)
Обращение к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие
Старший возраст:
Потребность в создании игровой мотивации сохраняется – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо – самого персонажа нет, а есть письмо)
Подготовительная группа:
Проблемная ситуация – необходимо решить задачу, но не хватает знаний, ребенок сам должен их добыть. (необходимо для сайта оформить проект)
3. Нахождение выхода из данной проблемы и ее решение;
4. Рефлексия;
5. Перспектива на будущее.
Методы ознакомления с художественной литературой:
словесный, наглядный и практический
Вопрос к слушателям: Как вы думаете, что относится к словесным методам (ответы)
Словесный метод:
- чтение произведений,
- вопросы по содержанию произведений,
- пересказ произведений,
- заучивание наизусть,
- беседа по произведению,
- прослушивание аудиозаписей
Вопрос к слушателям: Как вы думаете, что относится к практическим методам (ответы)
Практический метод:
- элементы инсценировки,
- игры-драматизации,
- дидактические игры,
- театрализованные игры,
- использование разных видов театра,
- игровая деятельность.
Вопрос к слушателям: Как вы думаете, что относится к наглядным методам (ответы)
Наглядный метод:
- показ иллюстраций, картин, игрушек,
- элементы инсценировки,
- схемы,
- просмотр видеофильмов,
- оформление выставок.
Один из методов развития звуковой речи детей - это формирование связной речи посредством театрализованной деятельности.
Театрализованные игры выступают эффективным средством социально – эмоционального, речевого и художественно – эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащают его опыт, активизирует интерес к искусству, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей. Использование театральных приёмов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника. Эффективность этого метода подчёркивается путём сопоставления возрастных психологических особенностей восприятия речи и речевого творчества детей. Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи и методы:
Последовательное знакомство детей с видами театра;
Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
Совершенствование артистических навыков детей;
Раскрепощение ребёнка;
Работа над речью, интонациями;
Коллективные действия, взаимодействия;
Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Знакомство детей с театральной куклой – бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели – это создаёт радостную атмосферу.
Начиная со второй младшей группы детей, последовательно знакомят с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра. При этом они наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.
Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.
Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:
Во второй младшей группе – формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных) ;
В средней группе – обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме) ;
В старшей группе – совершенствовать образные исполнительские умения;
В подготовительной группе – развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Игры-драматизации;
Упражнения для социально-эмоционального развития детей;
Коррекционно-развивающие игры;
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Ритмические минутки (логоритмика) ;
Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
Театральные этюды;
Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорацией и т. д.
В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.
Творческие упражнения
Развитие интонационной выразительности
1. Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом - Волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
2. Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Развитие пластической выразительности при создании образа
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа, по выбору детей.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку.)
3. Ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
Развитие выразительности и воображения
1. «Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
2. «После дождя». Жаркое лето. Только прошёл дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
В заключение своего выступления предлагаю воспользоваться другим воспитателям, предложенной мной методикой развития звуковой речи детей.
Литература:
1. Акулова О. В. «Чтение художественной литературы»:ООО «издательство «Детство – пресс», 2012г.
2. Ушакова О. С., Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с литературой.
3. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая и др. Ребенок и книга.
4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
5. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Старшего воспитателя №3, 2014, с. 16
6. Журнал дошкольная педагогика №9, 2013, с. 22
7. Интернет – ресурсы: dou10.bel31.ru и др.
Любовь Павловна
Потамошнева Наталья Алексеевна