Развитие связной речи детей с ФФН

1
0
Материал опубликован 30 December 2015 в группе

Дети с ФФН, обучающиеся в подготовительной группе, по мере исправления и совершенствования звуковой сто­роны речи и нормализации фонематического восприятия оказываются способными к усвоению основной функции связной речи — коммуникативной — в объеме, предусмот­ренном общеобразовательной программой. Постепенно осуществляется работа по обогащению словарного запаса детей. У них совершенствуется умение использовать раз­личные части речи в соответствии с целью высказывания. Продолжается работа над диалогической и монологической формой речи в тесной связи с формированием звуковой сто­роны речи. Пересказ занимает значительное место в систе­ме формирования связной речи дошкольников. Для овладе­ния пересказом дети должны уметь: прослушать текст, понять его основное содержание, запомнить последователь­ность изложения, осмысленно и связно передать текст, правильно оформив его фонетически. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка с ФФН и от эффективности предшествующей коррекционной работы по формированию звукопроизношения, фонематического вос­приятия и других видов работы по развитию речевой дея­тельности.

В целях активизации интереса и внимания детей важно использовать ряд методических приемов: подбор картинок (карточек) к прочитанному тексту, пересказ какой-либо выделенной части рассказа, дополнение деталей или эпизо­дов, пересказ от первого лица, пересказ с изменением вре­мени действия. Выбор произведений для пересказа детьми с ФФН первое время достаточно ограничен их речевыми особенностями. Тексты должны быть доступны по объему, иметь четкую композицию с легко определяемой последо­вательностью событий, быть динамичными и привле­кательными по сюжету. Полезно использовать тексты, содержащие диалог. Текст не должен содержать слова не­усвоенной звуко-слоговой структуры, сложные граммати­г

ческие обороты. Широко используется план пересказа в различных вариантах: сначала план, составленный логопе­дом или воспитателем, позже — составленный вместе с детьми. Вначале детей обучают отвечать на вопросы, относящиеся к отдельным частям рассказа. Затем форму­лируются разделы плана. Очень полезно для детей с нару­шением фонематического восприятия формировать дейст­вия пространственного моделирования текста, в котором фиксируются его основные части. Логопед может использо­вать прием отраженной речи. На основе знания индивиду­альных особенностей речевой и познавательной деятельно­сти детей с ФФН логопед сам начинает высказывание, а ребенок повторяет его. Во втором полугодии требования к пересказу повышаются. Помимо повествовательных тек­стов используются описательные. Детей обучают контроли­ровать соответствие пересказа прочитанному тексту, обна­руживать пропущенные детали в пересказе товарищей, оценивать качество пересказа с фонетической точки зрения (правильность произношения звуков, темп, плавность, от­сутствие длительных пауз и т. д.), выразительность.

Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.