12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №104 гуси-лебеди»

Методическая разработка по развитию речи  на тему:

«Лексические игры и упражнения»

в подготовительной группе

Подготовила: Галактионова К.А.

                                                               

-2022-

Возрастная группа: подготовительная.

Тема НОД: «Лексические игры и упражнения»

Направление образования и развития (образовательная область):

 речевое развитие (развитие речи)

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

Образовательные: Продолжать работу по обогащению словаря. Познакомить детей с новым словом «многозначные»

Развивающие: Развивать умение подбирать антонимы;

Развивать связную речь;

 Развивать двигательную и познавательную активность;

Воспитательные: Воспитывать положительное отношение друг к другу.

Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная, игровая, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, загадки, ситуативные разговоры, музыка, игра с мячом, стихи, рисование.

Формы организации: фронтальная.

Оборудование и материалы:  проектор, ноутбук, видеофильм, мяч, карточки, схема, карандаши, «куб настроения»,  «снежки», медали.

Предварительная работа: Наблюдения. Беседы. Чтение стихов. Просмотр мультфильмов.

Содержание непрерывной образовательной деятельности.

 Вводная (мотивационная) часть  Введение в игровую ситуацию

Организационный момент

       Дети,  у меня сегодня радостное, весёлое, хорошее ,отличное, бодрое настроение. (для проведения упражнения используется «кубик настроений», на гранях которого расположены изображения смайликов).

Я держу в руках «кубик настроений» с помощью, которого,  узнаю какое у вас настроение. Выберите тот смайлик, какое у вас сегодня настроение.

Я вижу, что у вас, как и у меня радостное, весёлое настроение.

 С таким настроением мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А в какую  именно, вы сейчас узнаете.

Живут на свете шарики,

Шарики-Смешарики.

Есть баран, зовут Бараш.

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошка кролик, зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

Кругленькая хрюша

По прозванью Нюша.

Это – страна (Смешариков).

- Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания. Хотите им помочь? В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье, и  там вас ждёт сюрприз, а какой вы узнаете в конце нашего путешествия. Ну что отправимся?

II. Основная часть.

-Кто же нам первый встретится?

Вот мы видим чей-то домик,

Он стоит на берегу,

И частенько ходит кролик,

В гости к другу своему.

Друг его, он очень умный,

Носит круглые очки,

Собирает раритеты,

Кто же это сообщи?

-Дети, а вот и домик Ежика. Ежик просит вас помочь ему разобраться со словами «день и лень».

-Произнесите про себя эти слова.

 Они звучат похоже, но между ними есть и разница.

 Кто сможет эту разницу найти.

 (В слове „день“ - звук дь, а в слове „лень“ появился звук ль.)

-Произнесите еще два слова: кот-кит.

В каком слове звук «к» звучит мягко, а в каком  твёрдо?

-Произнесите еще два слова: сын-сон.

В этих двух словах звук «с» мягкий или твёрдый?

-Молодцы! Крошу мы помогли. Оправляемся дальше?

- Вот мы видим дом красивый,

А вокруг растут цветы,

А хозяйка то ну просто

Королева красоты.

Нет, ещё не королева,

Но принцесса, это да,

Вдохновляет всех знакомых,

На великие дела!

Кто же это неуклюже,

Кто же это всех быстрей,

Собирал к себе гостей?

Ну конечно это ( Нюша!)

-Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.

- Как вы думаете, что такое КОСА.

- Правильно, это и прическа и рабочий инструмент.

- Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много.

-Попробуйте сами объяснить значения слова КЛЮЧ. (Ключ (к замку, родничок),

- Как называется слово, у которого несколько значений?

-Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК. (с дерева, бумажный)

-Попробуйте объяснить значения слова КРАН. , (подъемный, кран у самовара, водопроводный кран).)

- Как называются слова, у которых несколько значений?

- Молодцы! С заданием Нюши справились.

- Отправляемся в гости к следующему герою.

Этот домик разноцветный,

Как хозяин длинноух!

И издалека заметный,

И доносится бу-бух!

Из него ну очень часто,

Потому что не поймёшь,

Почему так непоседлив,

Этот милый кролик (Крош!)

- Крош предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка «Смешарики».

Мы шагаем по дорожке раз,два,раз два

Дружно хлопаем в ладошки раз два,раз два

Мы поднимем ручки к солнышку к тучке

Вдоль дорожке теремок он не низок не высок

В нем живет мышонок ква

Быстро прячется вот так!

- Немного отдохнули, надо дальше идти, вы хотите выполнить все задания, чтобы получить сюрприз от Совуньи.

- Чей же следующий домик?

- Перед нами дом зелёный

Он такой из-за травы,

Проживает там учёный,

Он ценитель красоты!

В этом доме много книжек,

И планеты сей муляж,

Называет его глобус.

Кто же это?

Ну конечно же – (Лосяш!)

- Что же для нас приготовил Лосяш?

А он просит нас поиграть с ним в игру, которая называется «Скажи наоборот» С мячом)

Как будет наоборот.

Молчать-говорить

Большой-маленький

Добрый-злой

Хороший-плохой

Мириться-ссориться

Снимать-одевать

Хмуриться-улыбаться

А может вы сами придумаете  такие слова?

Какие вы молодцы.  А хотите ещё поиграть?

Игра  «Один – много» (со снежком)

-Снежок – снежков.

-Снеговик – снеговиков.

-Метель – метелей.

-Снежинка – снежинок.

-Снегопад – снегопадов.

-Льдинка – льдинок.

-Мороз –морозов.

Шапка-шапок

Шуба-шуб

Сосулька-сосулек

Санки-санок

Коньки-коньков  Молодцы.

Отправляемся дальше.

 В этом доме пахнет мёдом,

Вокруг дома огород.

Не знакомый с гололёдом,

Танцор диско в нём живёт.

Лучше нету землеведа,

Он талантлив там и тут

Добродушного медведя

Все ……… зовут (Копатыч)

Дети, что делают медведи зимой?

Копатыч никогда не видел зиму, и просил вас нарисовать картинки о зиме.

Он приготовил для вас игру

«Зарисуй слова на тему – зима»

По схеме выберете и зарисуете те картинки, которые связаны с зимой.

(Снежинка, колокольчик, снеговик, радуга)

Какие картинки вы зарисуете?

Скажите, а какая бывает зима? (холодная, снежная, морозная, красивая) Молодцы, справились с заданием.

- Слушаем загадку. О следующем герое.

А вы знали, на деревьях

Тоже можно строить дом?

В этом доме есть варенье,

Чай лечебный в доме том.

Очень мудрая хозяйка,

Энергична хохотунья,

Если кто-то заболеет,

То идёт всегда к( Совунье!)

- Ну вот мы и пришли к Совунье, значит мы все задания выполнили. А вот и сюрприз!  Совунья всем  вам вручает медали за хорошую работу.

III. Заключительная часть. Рефлексия

- Дети вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением медалей.

- Скажите трудные были задания?  Какое задание было самым лёгким? А какая игра вам больше всего понравилась? Молодцы, а сейчас немного отдохните.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.