Лучшая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию на тему «Крещение. Час доброты»
Лучшая разработка внеклассного мероприятия по духовно – нравственному воспитанию на тему:
«Крещение. Час доброты»
Подготовила учитель начальных классов
Синюгина Татьяна Анатольевна
2015г.
Тема внеклассного мероприятия: «Крещение. Час доброты»
Цели: познакомить учащихся с православным праздником и традициями Руси; развивать познавательный интерес к традициям Руси, воспитывать в детях чувство доброты, истины, любви и красоты.
Оборудование: тесты, ручки, игры, слова-пословицы.
Ход внеклассного мероприятия.
Организационный момент.
Введение в тему внеклассного мероприятия.
- Рассказ учителя о православном празднике Крещения.
19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник этот отмечается в воспоминании о крещении Иисуса Христа на реке Иордан. В наше время при обряде крещения на водоёмах прорубь называется «иордань» именно в честь этой реки.
Накануне отмечается крещенский сочельник. И в крещенский сочельник, и в день Крещения- Святого Богоявления- проводится водосвятие – освящение воды. Освященная вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. В этот день на водоёмах принято принимать обряд крещения - опускаться в прорубь «иордань». Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дурных мыслей. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте.
Сообщение темы внеклассного мероприятия.
Сейчас разговор у нас пойдет именно о доброте как о важнейшем качестве чистой человеческой души.
Основная часть мероприятия.
- Беседа. Доброта… Что означает это слово?
(Ответы детей, как они понимают это слово)
Вывод учителя. По определению Сергея Ожигова, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Он отметил качества определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по – настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (Дети соглашаются, кто-то молчит). Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищённость). Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)
А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.) А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами также поступили? (Скорее всего, ответы детей будут отрицательными.) В Евангелии от Матфея сказано: «… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребёнок хочет, чтобы все вокруг его любили и заботились о нём. Но мало этого желать. Надо самому всё делать так, чтобы выши поступки не обижали других, не вызывали у них обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. Сейчас я проведу с вами тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек.
Напротив каждого ответа поставьте «да» или «нет».
- Тест.
У тебя появились деньги. Смог бы ты их потратить на подарки друзьям и родным?
Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами и неприятностями. Если тебе эта тема неинтересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять им настроение?
Часто ли ты используешь злые шутки?
Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей (воспитателей) , если она не входит в твои обязанности (например, что-то выполнить за кого-то другого)?
Станешь ли ты передразнивать кого - то чтобы развеселить своих друзей?
Подсчитаем очки. Одно очко за каждый ответ «да» на вопросы 1,3,4,7,11 и за ответ « нет» на вопросы 2, 5,6,8,9,10,12.
Результаты:
Более 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение:
Никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на всё, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
- Беседа. Теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос: что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Ответы детей)
Вывод учителя. Конечно же, добрые слова, тёплые слова. Какие? (Ответы детей: «Доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры» и другие.
Скажите, а как можно усилить красоту и обоняние этих слов? ( с помощью улыбки и доброжелательного взгляда) Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Чтение стихотворения учащейся.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
- Игра «Доскажи словечко».
Давайте. Немного поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы должны подобрать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро-
При встрече здороваться … («Доброе утро!»)
Доброе утро! - солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:… («Добрый день!»
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь:… («Здравствуйте!»)
Растает ледяная глыба
От слова доброго …(«Спасибо!»)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим:… («Прости, пожалуйста!»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы:… («Спасибо!»)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь …(«До свидания!»)
Всем вам с большой любовью
Желаю … («Крепкого здоровья!»)
Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицу».
(Дети собирают пословицу из слов и зачитывают)
Пословицы:
Не ищи красоты – ищи доброты.
Не одежда красит человека, а его добрые слова.
Доброе слово и кошке приятно.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
Торопись делать доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе братство сильнее богатства.
Ребята, многие из вас смотрели мультфильм о том, как Удав передавал привет Мартышке. В нашей следующей игре привет необходимо будет поймать.
- Игра «Поймай привет». Звучит музыка. Под музыку дети начинают хлопать в ладоши. Подходя то к одному, то к другому в момент, когда тот хлопает, ведущий быстро проводит ладонью между ладонями хлопающего. Последний в свою очередь пытается хлопком «поймать привет», то есть руку ведущего. Тот, кому это удаётся сам становится ведущим.
А сейчас игра «Замени добрыми словами»
Злой – добрый
Невежливый – …(вежливый)
Грубый – … (ласковый)
Отнять – … (отдать, подарить)
Поругать – … (похвалить)
Ленивый – … (трудолюбивый)
Жадный – … (щедрый)
Обидеть – … (защитить)
Огорчить – … (обрадовать)
Грустный – … (весёлый)
Равнодушный – … (заботливый)
Неряшливый – … (аккуратный)
Сломать – … (починить)
Порвать – … (заклеить)
Крикливый – … (молчаливый)
Развязный – … (скромный)
Трусливый - … (храбрый)
- Игра «Ласковое слово»
Сыграем в игру "Ласковое слово". Я буду называть слова, например: "Солнце", а вы ласково "Солнышко"
Птица – птичка
дерево – деревце
сказка – сказочка
рука – ручка
ребенок – ребёночек
ручей – ручеёк
кольцо – колечко
сердце - сердечко
стол – столик
кошка – кошечка
мама – мамочка
Молодцы, вам понравились ласковые слова.
Да, ласковое, доброе слово душу согревает.
- Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
Дети встают вкруг, слегка вытягивают руки вперёд ладонями вверх и закрывают глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется его послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вы чувтсвуете как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Итог мероприятия. Откройте глаза, посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего- нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя с урока.
Доброта – вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
Всего вам доброго!