Сценарий классного часа на тему «Духовно-нравственное воспитание молодёжи»
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ»
Автор: Гончарова Олеся Леонидовна, кандидат педагогических наук, преподаватель психологии высшей квалификационной категории
«Воспитание – самое святое из всех святых дел»
Святитель Феофан Затворник
Цель классного часа: формирование духовных, социальных ценностей, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры.
Ход классного часа
I. Теоретический блок
Лекция «Духовно-нравственное воспитание молодежи»
«Чем раньше человечество поймет, что нравственность – это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем лучше, если это поймет наша молодежь – мы будем самыми сильными, потому что сила нации – в силе духа».
Святейший Патриарх Кирилл
К.Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
А.Н. Острогорский писал: «Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».
Платон писал: «…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Никто не становится хорошим человеком случайно».
Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраста и условия жизни.
Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании – сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.
В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!».
И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете».
В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
Духовно-нравственное воспитание предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.
II. Практический блок
Задание 1. Напишите какими качествами должен обладать воспитанный человек.
Обсуждение выполненного задания.
Задание 2. Напишите какие ценности вы знаете.
Обсуждение выполненного задания .
Задание 3. Пройдите диагностику.
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Инструкция: ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30,
40…100 (очень важно).
Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.
Высокооплачиваемая работа.
Удачная женитьба или замужество.
Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.
Вовлечение в общественную деятельность.
Ваша религия.
Спортивные упражнения.
Интеллектуальное развитие.
Карьера.
Красивые машины, одежда, дом и т.д.
Времяпрепровождение в кругу семьи.
Несколько близких друзей.
Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.
Медитация, размышления, молитвы и т.д.
Здоровая сбалансированная диета.
Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т.п.
Обработка и интерпретация результатов. Распределите баллы согласно таблице. Подсчитайте количество баллов. Чем выше итоговое количество баллов, тем большую значимость представляет для вас ценность. При этом, чем ближе друг к другу баллы, тем более разносторонним человеком вы являетесь.
Ценности |
Номера утверждений |
Итого баллов: |
||
1. |
Профессиональные |
1, 9 |
||
2. |
Финансовые |
2,10 |
||
3. |
Семейные |
3,11 |
||
4. |
Социальные |
4,12 |
||
5. |
Общественные |
5,13 |
||
6. |
Духовные |
6,14 |
||
7. |
Физические |
7,15 |
||
8. |
Интеллектуальные |
8,16 |
Обработка и интерпретация результатов диагностики. Анализ результатов диагностики.
Дискуссия «Духовная литература в моей жизни»
«Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда ему служит вера»
Святитель Московский Филарет
Рекомендуемая литература:
III. Заключительный блок
Рефлексивная технология «Мои впечатления»
(автор О.Л. Гончарова)
Цель: подведения итогов занятия, рефлексия.
Участника предлагается заполнить анкету:
Насколько вам было интересно?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2. Ваши впечатления
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Какие моменты вам запомнились
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4. Оценка занятия
1 2 3 4 5
5. Ваши пожелания
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Подведение итогов классного часа.
Сафонова Елена Валерьевна
Гончарова Олеся Леонидовна
Сафонова Елена Валерьевна
Гончарова Олеся Леонидовна
Смирнова Маргарита Александровна