Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Крещение»

1
0
Материал опубликован 13 March 2016 в группе

«КРЕЩЕНИЕ»

Программные  задачи:

-  Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

-  Приобщать детей к культуре русского народа;

- Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;

-  Развивать внимание, восприятие,  память, мышление;

- Воспитывать интерес к событиям культурно- исторического календаря.

 

Оборудование:

Картинки (иллюстрации) по обряду крещения, фотографии из семейного альбома по обряду крещения, «бумажные» капельки воды на каждого ребенка, чаша с водой; гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, пеналы  на каждого ребенка;  силуэты башмачков на каждого ребенка.

 

Ход занятия

Воспитатель вносит чашу с водой.

Воспитатель:

Вечерок крещенский – вечерок особый. Крещение – последний день зимних Святок. Сегодня я была в церкви, взяла воды освященной. Окроплю я святой водой и помещение, и гостей наших, и всех ребятишек. Окроплю на счастье, на добрую долю.

- Вы не один раз слышали слова «крестная», «крестный».

-  А кто может пояснить, что обозначают эти слова. (Ответы детей)

-  У кого есть крестная мать и крестный отец? (Рассказы детей)

-  А почему у одних есть крестные, а у других их нет? 

Воспитатель:

Правильно, у тех, кого крестили в церкви, есть крёстные: крёстный отец, крёстная мать. Кого не крестили в церкви, у того нет крёстных родителей. Ни в каком возрасте не поздно принять крещение.

Воспитатель показывает картинки (иллюстрации) по обряду крещения.

Воспитатель:

Давно – давно в этот день совершил обряд крещения Иисус Христос в водах Иордан, когда ему было тридцать лет. Желающих крестьян принять крещение было много, и Иисус Христос вместе со всеми вошел в святую воду. Едва Иисус вышел из воды, как над ним разошлись небеса, и увидел Он летящую голубку.

Крещение на Руси праздновали широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола, пели молитвы (церковные песни).

 И по древней традиции в этот день на  Руси совершались крёстные ходы. Ход  совершали на реки, водоёмы, озёра с совершением чина великого крещения. Впереди священники, за ними толпа людей – все идут на лёд, к воде.

Начинается «погружение креста». Как только «крёстный ход» уходил, некоторые смельчаки  –  раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. В старые времена молодые и крепкие парни хотели таким образом показать свою удаль молодецкую.

Воспитатель:

- Как называют таких людей, которые в зимнее время любят купаться в  «проруби»? («моржами»)

Воспитатель:

Когда купание прекращалось, женщины набирали из проруби святую воду, несли её ведрами домой. Этой водой поили скотину, чтобы здоровей была и лучше размножалась. И с тех давних пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. Святую воду хранили до весны. Весной ей окропляли (брызгали) коровники и улья. Даже ценился и крещенский снег. Его собирали в большие кучи. А затем растапливали и использовали в хозяйстве.

Крещенский вечер – время для гадания: не терпелось девушкам узнать своё будущее.

Поэт В. А. Жуковский писал:

                                        Раз в крещенский вечерок

                                      Девушки гадали:

                                      За ворота башмачок

                                      Сняв с ноги, бросали.

А затем девушки выбегали, искали, куда упал башмачок и как он лежит. В какую сторону смотрит башмачок  - оттуда надо ждать и  жениха, если башмачок лежит носком к хате, не выйти замуж ещё целый год.

 

Воспитатель:

- Сейчас я предлагаю  всем ребятам встать  в круг, взяться за руки. Мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Прялица». В середине круга станет «жених», а мы с вами будем ходить по кругу, приговаривая:

                                      Прялица, кокорица моя.

                                      С горя выброшу на улицу тебя;

                                      Стану прясть да попрядывать,

                                      На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается

(другой «жених» выбирает себе «невесту»)

Воспитатель:

- А сейчас я предлагаю подойти к своим столам и украсить башмачок  дымковской росписью.  ( Дети выполняют работу.)

Воспитатель:

- Молодцы! Красивые получились башмачки.

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Воспитатель:

До самой Масленицы продолжались гуляния на Руси. С размахом играли свадьбы. Мороз, много снега, с песнями под гармонь мчались на тройках с колокольчиками по зимним дорогам весёлые компании. Радовался жизни русский народ.

В давние времена сложились народные приметы, которые и поныне не утратили своего значения. А теперь  ребята, вспомните эти приметы. (Дети называют приметы.)

«Снега на Крещение надует – хлеба прибудет»;

«Крещение под полный  месяц – к большой воде»                       

«Метель на Крещение – к хорошему роению пчёл»;

«Собаки много лают – будет много зверья и дичи».

Воспитатель:

- А как  вы  понимаете эти приметы? ( Дети  отвечают.)

- А давайте вместе с вами по приметам постараемся предугадать, чего ожидать нам в будущем. ( Дети размышляют.)

Воспитатель:

- А теперь ребята, давайте с вами вспомним, о чём мы говорили?

- А зачем люди набирают и  хранят «крещенскую воду»?

- А как называлась русская народная игра, в которую мы с вами играли?

- А какой росписью расписали башмачок?

- Какие элементы росписи вы использовали  в рисование?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель:

- Молодцы! А на память от нашего занятия  получите «освященные» капельки воды.  ( Воспитатель дарит детям бумажные капельки воды.)

Дети отвечают на вопросы.

Комментарии
Комментариев пока нет.