12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Копылова Наталья Владимировна393
Россия, Тульская обл., Тула

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»


Лучшие традиции детско-родительских мероприятий


В образовательной организации проблема взаимодействия с семьей на сегодняшний день является одной из основных, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях связаны с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к педагогам. Со своей стороны, педагоги предъявляют претензии к уровню педагогической культуры основной массы родителей (законных представителей), которая негативно отражается на результатах их воспитательной деятельности.

Безусловно, взаимодействие с родителями (законными представителями) является одной из актуальных проблем образовательного учреждения, так как, во-первых, успешное сотрудничество с семьями обучающихся зачастую определяет и успешность самого учреждения, повышает его конкурентоспособность. Во-вторых, изменившаяся современная семья действительно заставляет педагогов искать эффективные способы и формы общения, которые могут побудить родителей (законных представителей) к взаимодействию.

В связи с преимущественным правом родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами возник вопрос о том, как сформировать осознанное родительство и компетентного родителя, организовать полноценное и планомерное сотрудничество заинтересованных в воспитании ребенка лиц.

Анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме работы с родителями (законными представителями), а также осмысление практики работы образовательных учреждений в этом направлении показывает, что, несмотря на положительные тенденции в организации взаимодействия педагогов с семьями обучающихся, родители (законные представители) по-прежнему остаются лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Таким образом, сохраняется противоречие между

возрастанием значимости социального партнерства образовательной организации и семьи и недостаточной готовностью педагогов к продуктивному взаимодействию с родителями (законными представителями) обучающихся;

уровнем развития педагогической компетентности родителей (законных представителей) и отсутствием системы обучения их в образовательной организации;

стремлением родителей (законных представителей) к участию в образовательной деятельности и «закрытостью» образовательной организации.

Приняв во внимание данные противоречия, поставили перед собой цель – формирование образовательной среды, которая создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Непосредственное взаимодействие педагогического коллектива с семьей решает следующие задачи:

1.Объединить усилия педагогов и родителей (законных представителей) для формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социально-личностного и интеллектуального развития обучающихся.

2.Активизировать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье.

3.Возродить и сохранить духовно-нравственные ценности семейного и общественного воспитания.

Приступив к работе, столкнулись с рядом трудностей:

недостаток времени у родителей для полноценного общения с педагогами;

невнимание родителей к рекомендациям педагогов;

пассивность родителей во время проведения мероприятий;

высказывание родителями претензий к педагогам по тем или иным вопросам образования.

Не все родители откликнулись на стремление педагогов к сотрудничеству, проявили интерес к объединению усилий по обучению и воспитанию ребенка. Однако педагоги терпеливо и целенаправленно искали пути решения этих проблем. Начали работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни образовательной организации. Постепенно, тактично вовлекая остальных родителей (законных представителей), опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы, запросы и ожидания родителей. Поэтому при организации общения с родителями (законными представителями) подбирали формы, методы и приемы организации, соответствующие разным типам семей, использовали разнообразные методы и формы взаимодействия:

1. Информационно-аналитические (например, дни открытых дверей, личные беседы педагогов с родителями).

Проведение Дней открытых дверей способствовало установлению единства требований родителей и педагогов, сделать процесс обучения и воспитания детей понятным для родителей, прийти к взаимопониманию.

Личные беседы позволили воспитывающим взрослым лучше узнать друг друга, посмотреть с разных сторон и позиций, выработать общие цели и частные задачи, наметить пути их достижения.

2. Организационно-просветительские (например, родительские собрания, родительский всеобуч, семинары, круглые столы, тренинги).

Безусловно, универсальной формой взаимодействия педагога с родителями, позволяющей повысить психолого-педагогическую компетентность родительской общественности, стимулировать желание стать ответственным родителем, является родительское собрание. Чтобы на родительских собраниях не присутствовало по 6-8 родителей с тревожно-отсутствующим взглядом, обреченно ждущих своей участи, педагоги обсуждают с родителями наиболее актуальные вопросы воспитания детей в семье и образовательном учреждении, демонстрируют видео- и фотоматериалы из учебной, физкультурной, научно-технической, творческой, экспериментальной деятельности обучающихся, привлекают родительскую общественность к презентации положительного опыта семейного воспитания. Все это имеет определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, положительного эмоционального настроя и достижении баланса общественного и семейного воспитания.

Родительский всеобуч также содействует повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработке единого взгляда семьи и образовательной организации на сущность процессов воспитания и образования. Тематика и форма организации учитывает современную социокульурную ситуацию, уровень педагогической культуры родителей и практику семейного воспитания, интересы развивающейся личности ребёнка.

Так, в дискуссии «Нравственно-патриотическое воспитание детей в современных условиях» обсудили вопросы «С чего же начинается патриотическое воспитание? Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? И во что должен верить сам педагог, родитель, говорящий о патриотизме?» посредством моделирования специальных воспитательных ситуаций.

В рамках практикума «От Lego-конструирования к робототехнике» родители совершили увлекательную экскурсию по конструкторам и робототехническим наборам, собрали и запрограммировали модели роботов из конструкторов MRT1 (Goma Hand).

На мастер-классе «Биоэнергетика и кинезиология как методы воздействия на речевые зоны коры головного мозга у детей» родители повысили психолого-педагогическую компетентность в вопросах речевого развития ребенка, научились конкретным приемам логопедической работы. В атмосфере общности интересов почувствовали эмоциональную взаимоподдержку и взаимопроникновение в проблемы друг друга, благодаря чему возросли усилия педагогов и родителей для воспитания и обучения детей.

Родительские вечера прекрасно сплачивают родительский коллектив, учат анализировать ошибки в семейном воспитании детей и собственном поведении, грамотно оценивать проблемные ситуации во взаимоотношениях с детьми и педагогами. Формы вечеров позволяют родителю не только высказывать свое мнение по предложенной теме, но и услышать рассуждение других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Так, например, вечер «Общаться с ребенком. Как?» помог повысить уровень знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми, развить умение видеть себя со стороны; «Воспитание добрым сердцем» - повысить воспитательный потенциал родительской общественности в формировании у детей нравственных чувств и привычек, нравственного поведения, а «Роль отца в воспитании ребенка» - вовлечь отцов в воспитательный процесс и взаимодействие с ребенком.

Еще одной активной формой работы с родителями, желающими изменить общение с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным, являются родительские тренинги. Так, например, серия игровых тренингов «Путешествие в детство или воспитание мультфильмами» и «Путешествие в детство или воспитание сказкой» способствовала укреплению уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях. Родители научились адекватному и равноправному общению, предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, реагированию в проблемных и стрессовых ситуациях.

Благодаря систематическим тренингам произошла коррекция отношений родителей и детей, установились отношения сотрудничества между ними: улучшилось понимание родителями собственного ребёнка, особенностей его развития, понимание его переживаний, состояний и интересов.

3. Досуговые (например, совместные праздники, выставки, конкурсы, соревнования).

Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются детско-родительские мероприятия, так как именно они позволяют ребенку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Причем чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей.

Совместная деятельность обучающихся с родителями (законными представителями) ориентирована на установление эмоционального контакта, так как сфера эмоциональных отношений занимает центральное место в детско-родительских отношениях, возрождение и сохранений социальнокультурных и духовнонравственных ценностей семейного и общественного воспитания.

В рамках работы по данному направлению проводятся совместные праздники и развлечения. Дети вместе с взрослыми охотно принимают участие в песнях, играх, хороводах, постановках. Здесь стирается грань между зрителями и артистами, а каждый праздник сопровождается выставками детско-родительского сотворчества. Важным условием успеха являются добровольность и взаимная заинтересованность.

Проведение совместных праздников (например, «Семья года», «День матери», литературный вечер «О природе с восхищением и любовью…», «Я помню, я горжусь» и т.д.), участие в совместных выставках (например, «Елочка-красавица», «У нашей мамы руки непростые…», «Вместе с папой», «Дары осени» и др.), конкурсах (танцевальный конкурс «Колибри», творческий конкурс «Минута славы» и др.), акциях (например, «Аллея доброты», «Накормите птиц зимой» и др.), проведение совместных соревнований (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «Гонка роботов» и др.) способствовало раскрытию творческого потенциала обучающихся и их родителей, единению и сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, возрождению семейных традиций и духовнонравственных ценностей.

В настоящее время процесс взаимодействия семьи и образовательной организации направлен на активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, в досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Общение педагогов с родителями строится на основе взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Педагоги осознали, что взаимопонимание с родителями, взаимное доверие возможно, если исключить из работы дидактизм, если не поучать, а советовать, вместе размышлять. В речи педагогов стали чаще звучать фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть?», «Хочется услышать Ваше мнение».

Изменились и взгляды родителей на воспитание детей: научились адекватно оценивать проблемные ситуации во взаимоотношениях с детьми, анализировать ошибки в семейном воспитании детей, собственное поведение по отношению к своим детям.

Анализ работы педагогов с родителями показывает ее эффективность. В образовательной организации созданы оптимальные условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Подводя итог проведенной работе по организации взаимодействия с родителями, можно констатировать наличие устойчивых партнерских отношений, общность интересов, взаимопонимание и взаимоподдержку воспитывающих взрослых.

Дети уходят, на смену им приходят другие дети, а соответственно и другие родители. Поэтому взаимодействие с семьей бесконечно. Можно уверенно сказать, что педагоги с каждым годом совершенствуют свои знания и умения по работе с родителями.

Девизом сотрудничества обучающихся, родителей и педагогов являются слова Генри Форда: «Собраться вместе - это начало. Оставаться вместе - это прогресс. Работать вместе - это успех».

Литература:

1.Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей/ [Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.]. - М.: Просвещение, 2005.

2.Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 104 с.

3.Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. С. В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.

4.Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

5.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 80 с.

6.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64 с.


8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.