12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Каюмова Гульфия87
Россия, Челябинская обл.


Урок поэзии

по программе «Школа России»
Тема: «Люблю природу русскую. Осень» Обобщение

Цели: 1. Приучать детей непосредственно-эмоционально вслушиваться, «заряжаться» эмоциями, сопереживать

2. Учить понимать картину жизни, настроение автора, настроение в музыке, репродукциях

3. Развивать память, речь, внимание, мышление; воспитывать любовь к чтению, к природе

Планируемые результаты (предметные):

учащийся умеет: работать с учебником, организовывать рабочее место, читать наизусть изученные произведения; воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов, участвуют в обсуждении, пользоваться простейшим анализом поэтического текста.

Наглядно-демонстрационный материал

Листочки с заданиями для физминутки

Рисунки детей на осеннюю тематику

Выставка книг с произведениями (стихами) об осени

Листья для написания синквейна, «светофоры» у каждого ученика для оценивания

Презентация

1-ый слайд Орг. момент. Постановка цели и задачи

Приветствие

-Сегодня у нас гости. Повернулись к гостям, поприветствовали улыбками. Повернулись ко мне, глазки на меня, всё хорошо? Я рада. Удачи всем на уроке. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку

Проверьте готовность к уроку: учебник, портфель читателя, пенал; аккуратность расположения предметов на парте. Оцените своё рабочее место. Оцените рабочее место соседа, помогите, если надо, если у него всё в порядке - похвалите. И, если же вы считаете, что готовы к уроку, то выпрямитесь!

3) Постановка цели и задачи урока

- Урок литературного чтения. Назовите главную задачу уроков литературного чтения?

( Главная задача уроков чтения: научиться читать со смыслом и научиться говорить красиво)

-Что значит читать со смыслом? (читая – понимать, о чём написано, какие мысли и какие настроения передаёт нам автор, какие мысли и чувства возникают при чтении у нас, читателей)

- Это трудная, но увлекательная работа. Такую работу мы начали и продолжаем на каждом уроке чтения. И сегодня урок-праздник. Праздник читательских удовольствий

- Для этого урока мы готовились по разделу в учебнике, как он называется? (Раздел называется «Люблю природу русскую. Осень»)

2-ой слайд -Что вы должны знать по этому разделу?

(Должны знать произведения об осени; знать русских поэтов, которые написали об осени)

- Что должны уметь?

(должны уметь читать стихи выразительно, соблюдая нужную интонацию; уметь различать стихотворение от прозы; уметь представлять картины осенней природы, которые создаёт автор-поэт)

Повторение и обобщение

Давайте вспомним с произведениями каких поэтов мы познакомились в этом разделе. Внимание на экран, читаем…

3-ий слайд «Осень наступила» Кто автор? Алексей Николаевич Плещеев

- Что скажите о Плещееве?

(поэт, переводчик, прозаик; переводил с украинского, польского, английского, французского и помещал произведения в детских журналах…)

Кто желает прочитать стихотворение Плещеева наизусть?

(читает ученик или два ученика)

-Оцените чтение …. (светофоры)

- Какое настроение создают картины осенней природы, описанные поэтом Алексеем Плещеевым?

(грустное, спокойная грусть)

4-ый слайд - Какая же осень в следующем стихотворении? Внимание на экран, читаем… («Поспевает брусника»)

- Кто автор?

(Константин Дмитриевич Бальмонт)

- Коротко, самое интересное о нём

(«Поэт солнца», «Паганини русского стиха»; знал 16 языков, на 17-ом на особом бальмонтовском языке объяснялся он в любви к природе, к России; много путешествовал; совершил кругосветное путешествие; посетил Цейлон, Новую Зеландию, Мадагаскар, Австралию, Индию; в 1921 году поселился во Франции, скучал…)

-Многие стихи поэта положены на музыку. Предлагаю спеть песню на стихотворение Бальмонта «Поспевает брусника»

(Дети исполняют под музыку)

- Молодцы! Какое настроение осени в этом стихотворении?

(Грустное)

-Получается, осень поэты видят только грустной?

-Назовите стихотворение, в котором осень вызывает совсем другое чувство?

5-ый слайд («Есть в осени первоначальной…», автор Фёдор Иванович Тютчев)

- Коротко, самое интересное о Тютчеве

(поэт, «Вдохновенный певец природы»; был одарённым с раннего детства, как сегодня бы сказали – вундеркинд; 1-ое стихотворение напечатал в 14 лет; в 15 лет студент Московского университета; 20 лет был на службе на чужбине; немецкий и французский языки стали его служебными языками, а русский он оберегал, писал стихи для России…)

-Кто выбрал стихотворение такого великого человека?

(чтение наизусть учеником)

- Понравилось? Оцените чтение …. (светофоры)

- Что испытали? Какое чувство?

(Восторг. И в то же время покой. Боязнь нарушить мир, покой, как будто разобьешь…)

Самому Тютчеву осень нравится, как по-вашему? Докажите. Какие слова говорят об этом?

-Как в литературе называются такие слова?

(эпитеты)

-А вы знаете, что такое эпитет?

(ЭПИТЕТ – это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета)

6-ой слайд -Настоящие литературоведы, что скажите о стихотворении «Ласточки пропали…» Кто автор?

(Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) - поэт; сложный человек; жизнь трудная; больше всего любил описывать тихие явления природы)

- Послушаем стихотворение Фета

(чтение учеником наизусть или БУКТРЕЙЛЕР
PPS / 14.14 Мб
БУКТРЕЙЛЕР)

- Какой видит осень поэт Фет?

(Осень замерла, ждёт чего-то; тревожная осень…)

- Тревожная осень получилась у поэта Аф. Фета.

7-ой слайд –А какая же осень глазами уральских поэтов? Узнаем об этом из стихотворения, которую прочитает Катя.

(Ученик читает стих. Осень» Автор Любовь Акимовна Чернова. Родилась она в г. Копейске Челябинской области)

- Понравилось? Оцените чтение …. (светофоры)

- Что испытали? Какое чувство?

8-ой слайд -Вот ещё поэты: А. Толстой, С. Есенин, В. Брюсов, И. Токмакова. Что объединяет эти имена в разделе?

(Написали стихи об осенних листьях)

- Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?

(листопад)

- Подберите эпитет…

(золотой листопад…)

-О самом красивом явлении осени листопаде попросим прочитать стихотворение наизусть……

9-ый слайд (читают четыре ученика)

- Давайте и мы устроим в классе свой листопад….

10-ый слайд Физминутка

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень», дети читают на листочках задания для индивидуальной физминутки и каждый выполняет своё упражнение, если выполнил помашет листочком и сядет)

- Листья успокоились, а мы сели за парты и продолжим осенние размышления. Какие по жанру произведения об осени мы читали сегодня?

(Стихи)

- Чем стихотворение отличается от прозы?

(Ритм, рифма, мелодия)

- Почему об осени да вообще, о природе так часто пишут стихами?

(Стихи обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определённые переживания, настроения)

- На столах у вас вижу книжки, много в них стихов об осени? Читали? Понравились, какие?

Выставка книг. Книжки созданные учащимися

-Ещё о красоте осени, о чувствах которые она вызывает можно написать не только словами?!

(Можно красками, музыкой….) Выставка рисунков, аппликаций – работы самих учащихся

Беседа о прекрасном

- Кто пишет красками?

(художники)

- Приходилось ли вам когда-нибудь рассматривать картины осени, написанные художниками?

11-ый слайд - Внимание на экран, перед вами репродукция картины известного художника. Как вы думаете, как называется картина?

(«Золотая осень»)

- Автор картины Исаак Ильич Левитан. Это художник. А кто пишет музыку? Кого из композиторов знаете?

12-ый слайд

-Давайте подведём итог по разделу «Люблю природу русскую. Осень» по плану:

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОД

(По разделу на уроках мы читали стихи разных поэтов. Наблюдали, что осень разная. Вывод: хотя осень разная, но она прекрасная. Поэты любили и восхищались любой осенью.)

- У каждого человека: поэта, художника, композитора – своя осень. А какая осень у вас? Что для вас осень? Подумайте и запишите свою мысль на волшебных листочках… в виде синквейна на тему «Осень»

13-ый слайд –Вам поможет словарь осенних слов, который мы составили на уроках (Звучит музыка П. И. Чайковского«Времена года. Осень», на экране СЛОВАРЬ….)

КАКАЯ?

ЗОЛОТАЯ

ДИВНАЯ

ЧУДНАЯ

ХОЛОДНАЯ

МОКРАЯ

РАЗНАЯ

ЛЮБИМАЯ

РАЗНОЦВЕТНАЯ

ДОЖДЛИВАЯ

СКУЧНАЯ

ДЛИННАЯ

ТРЕВОЖНАЯ

СПОКОЙНАЯ

ТОСКЛИВАЯ

ЧТО ДЕЛАЕТ?

СТОИТ

ПОРАЖАЕТ

ЗАСЫПАЕТ

ПЛАЧЕТ

ГРУСТИТ

РАДУЕТ

СМЕЁТСЯ

БАЛУЕТСЯ

СДУВАЕТ

ОСЫПАЕТ

ВЕСЕЛИТ

ПРОЩАЕТСЯ

ДАРИТ

РИСУЕТ

ЧТО есть осень?

ПОКОЙ

ГРУСТЬ

МЕЛОДИЯ

ПОРА

ТОСКА

ЧАРОДЕЙКА

КОЛДУНЬЯ

РАДОСТЬ

ЧУДО

ВАЛЬС

ЗАКАТ

ПРАЗДНИК


(Звучит музыка, дети пишут свои мысли)

Чтение нескольких фраз вслух, размещение на доске листьев

- Красиво! Благодаря кому мы учимся красиво выражать свои мысли?

- Почему люди пишут стихи, картины, музыку о природе?

(Чтобы в обычном увидели необычное. Обратили внимание на природу…..)

14-ый слайд - И сказали от всего сердца: «Люблю природу русскую!»

15-ый слайд Список использованной литературы и дидактического материала:

Климентовская З. В. Уроки поэзии в начальных классах.- Москва: Владос, 2002

Музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова Учебник «Родная речь» 2 класс. – Москва: Просвещение, 2011

Кузнецова Н. И., Мещерякова М. И., Арзамасцева И. Н. Детские писатели (справочник для учителей и родителей). - Москва: Баллас, 1995

Фотографии поэтов взяты из интернета 


Люблю природу русскую
PPT / 18.16 Мб


БУКТРЕЙЛЕР
PPS / 14.14 Мб
Опубликовано в группе «Инновационная деятельность педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.