Урок на тему «Люблю тебя, мой край родной!» для начальных классов
Позляева Инна Леонидовна учитель начальных классов, МОУ Речицкая СОШ Люблю тебя, мой край родной Форма урока - путешествие. Основная форма деятельности - групповая. Задачи урока:
Оборудование: интерактивная доска (или мультимедийный проектор и экран). Парты расставлены для групповой работы («вагончики» на 6 мест). Каждый «вагончик» имеет номер в виде таблички в форме разных геометрических фигур. Раздаточный материал: Билеты (на каждую из групп готовятся билеты в форме определенной геометрической фигуры; билеты окрашены в разные оттенки синего цвета; на обратной стороне билетов – буквы, из которых можно сложить слова: «Гжель» Конверты с деталями для конструирования изделия. Бумажная тарелка для росписи. Альбомные листы, клей. Веер цифр. Набор маркеров. По ходу урока в классе оформляется выставка работ учащихся. Ход урока. Организационный момент. Дети входят в класс. При входе в класс каждый ребенок получает билет – карточку синего цвета различной формы. Дети встают полукругом у доски. - Здравствуйте, ребята! Каждый воспитанный человек перед знакомством здоровается. Давайте поприветствуем друг друга немножко необычно. Раз шажок – здороваются глазки, два шажок – здороваются ручки. А теперь один прыжок, здравствуйте нам скажет язычок. А теперь на 1,2,3 – каждый имя назовет. Будьте – внимательны. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в край мастеров на волшебном поезде. Каждый из вас получит билет на поезд и сейчас вы займете места в вагонах. Номер вагона – табличка с геометрической фигурой – такой же, как форма билетов у вас в руках. Занимайте свои места. Мы скоро отправляемся! Дети занимают места, делятся таким образом на группы. Мы с вами держим путь в старинный город мастеров. А чтобы узнать, в какой именно, вы должны пройти первое испытание – расположите ваши билеты в порядке усиления цвета от светлого оттенка к темному . Работая в группе, не забывайте о правилах сотрудничества. Давайте их вспомним. Один говорит, другие слушают. Работать должен каждый на общий результат. В группе должен быть ответственный. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. Молодцы! А теперь обратите внимание на то, какое слово сложились из ваших волшебных билетов? Гжель Гжель. Это и есть то место, куда мы направляемся.
Гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области, которая включает села и деревни. Карта Гжели….
Само название говорит о многом. Посмотрите внимательно на слово. Из каких согласных звуков оно состоит – из звонких или глухих?
Дети: Слово состоит из звонких согласных звуков. Верно. Звуки слова звенят также, как и знаменитых гжельский фарфор. Название Гжель происходит от старинного русского слова «жгель», «жечь». Кто придумал это слово, Это слово немудрёно? Жгелью раньше гжель звалась Была пёстрой, а сейчас …. У гжельского фарфора есть одна особенность, которая отличает его от любой другой посуды. Узоры выполнены на белом фоне синим цветом. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Из предложенных фотографий ваши группы должны выбрать те, на которых изображен гжельский фарфор. Фото других промыслов (Дулево, Вербилки, Гжель) - Где располагается фотография гжельского фарфора? Покажите номер с помощью веера цифр. В чем вы видите особенность? На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему? (ответы детей). высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали мастера перенести эту синеву на белый фарфор Говоря словами писателя А.В. Перегудова: «Если птицей взмыть над Гжелью….», Ребята, а что вы увидите? ( леса, поля, деревни) А что из окружающей природы взяли для своей работы мастера? ( травинки, паутину паука, листочки). Всем сердцем любя родную природу и любуясь ею, человек издавна воспевал ее красоту и создавал простые предметы обихода, украшая их нарядной и яркой росписью. Узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы в саду. Мастера были благодарны природе за такой необычный подарок .
А как создается гжельская посуда ? С чего все начинается? Видео - Репортаж 1 канала. Сегодня на уроке давайте тоже попробуем создать изделия. У вас в конвертах силуэты гжельской посуды. Создайте образ, сложив части и разместите их на лист. - Какая посуда у вас получилась? О ней я вам загадаю загадки, а отгадки вы нам продемонстрируете. Неприступная на вид Подбоченившись стоит Ну, а в ней-то посмотри, Угощение внутри. (сахарница) 2. В нее наливают, Из нее выпивают ( чашка) 3. Она бывает глубока, Она бывает мелка. Однако это не река, Зовут ее … тарелка.
4. Красивый и праздничный этот сосуд. Молодцы. У нас с вами очень хорошо получилось. Приглашаю вас ребята на выставку изделий юных Гжельских мастеров. - Что это за изделие? (Посуда) - Какие слова можно подобрать, чтобы рассказать какая это посуда? Дети: - Нежная, тонкая, красивая, необычная, снежная, словно сделана изо льда, зимняя. - Вся посуда разная, но есть в ней что – то общее. Что? д: - Посуда украшена сине – голубым узором.
ФИЗМИНУТА Вот большой стеклянный чайник, (надуть живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник (другая рука изогнутая, как носик). Вот фарфоровые чашки (присесть, одна рука на поясе) Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг), Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки (потянуться, руки сомкнуть над головой), Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес (сделать большой круг).
Путешествуем дальше. Мы в цеху живописцев. Художники используют различные узоры для украшения. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая. Непревзойденные мастера цветочной росписи. Татьяна Сергеевна Дунашова Цветок Татьяны Сергеевны Дунашовой соткан из овалов, которые, накладываясь друг на друга, придают ему особую пышность. Темные кружочки- тычинки составляют сердцевину. Типичен для ее изделий крупный цветок, от которого идут тонкие стебли с бутонами и заштрихованными, как бы трепещущими от набегающего ветра листьями. Ее излюбленные элементы — пышные травы, легкая спираль щупалец-усиков. Хазова Ираида Алексеевна Она находит другое решение: передние лепестки цветка укорачиваются, открывая его внутреннее строение, а боковые получают обычную пышную трактовку с волнистой обводкой по краю. Короткие, словно бы нависающие мазки завершают цветок, в середине которого точки-тычинки.
Окулова Зинаида Васильевна Художница разрабатывает свой вариант розы, состоящей из трех частей. Две пары нижних лепестков разворачиваются по горизонтали. Из них вычленяется середина цветка, раскручивающаяся подобно спирали и окруженная легким венчиком из синих точек. Основной элемент гжельской росписи – сказочный цветок. Украшает центр середины. Пришло время потренироваться в росписи. Сами придумайте и нарисуйте элемент гжельской росписи, составив композицию. Правила композиции несложны: крупные элементы (основные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Кант – по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало. Выполните следующее задание в группах – украсьте тарелку элементами росписи. Но сначала перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнемся. (технология И.С. Лопухиной «Цветок»): Наши синее цветы, Распускают лепестки (сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук) Головой качают, С ветерком играют (имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся) Наши синие цветы, Закрывают лепестки Головой качают, Тихо засыпают (ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания; Все движения выполняются медленно) Это чудо синее На блюдечке раскинуто. Раз мазок, два мазок, Завиток и точки… Расцвели на белой глине Синие цветочки. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. О нашей Гжели много написано песен. Музыка вдохновляет и располагает к творчеству. - Какая красивая посуда у вас получилась. Понравилась вам быть в роли мастеров? Нежно-голубое чудо – сказочная Гжель. Красоту нашего края мы видели в фарфоровых изделиях. Композиторами написано много удивительных песен. Но и поэты, писатели, вдохновленные красотой Гжели, сочиняли сказки, рассказы, посвящали нашему краю стихи. Лариса Чернова, Елена Миронова, Ольга Серова. Одно из стихотворений я тоже сочинила . Предлагаю его вам Неужели, неужели Вы не слышали о Гжели? Край чудесный под Москвой Дорогой для нас с тобой! Посмотри – какая Гжель! В красках синих сосны, ель. И на белом поле тут Розы синие цветут. Любят гжельцы рисовать И посуду обжигать. А на ней цветочки, Птички, завиточки. Блюдца, чайники и кружки, Словно дружные подружки, Зазывают на чаек В гости к нам на огонек. Край фарфорового чуда- Синебелая посуда! Всему миру нравится Гжельская красавица! Сколько б ни летели миллионы дней, Мы без нашей Гжели, словно без корней. Голубые , синие, нежные цветы- Это все Россия-мама, папа, ты. Вы сегодня молодцы ! Надеюсь, что это путешествие останется в ваших сердцах. |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16 |
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1460226624.rar (соровож. к уроку)