Материал на проверке
Предварительный просмотр презентации
М.А. Балакирев 1837 - 1910
«Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие». «Он знал и понимал в музыке столько, сколько не знали и не понимали, кажется, все значительнейшие русские музыканты того времени, вместе взятые» В.В. Стасов
М.А. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Будучи одним из лучших пианистов своего времени и талантливым дирижером, он посвятил свое исполнительство пропаганде музыкального искусства.
А.И. Дюбюк Детство и юность прошли в Нижнем-Новгороде. Музыкальные наклонности проявились очень рано. Затем мама отвозит сына в Москву к известному пианисту Александру Ивановичу Дюбюку.
Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. А.Д. Улыбышев
В доме Улыбышева встречались артисты, художники, писатели, критики, музыканты, драматические артисты. Общение с деятелями искусства способствовало разностороннему и прежде всего музыкальному развитию. Здесь он дирижирует любительским оркестром, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой проводит много времени, изучая партитуры.
Поступив в 1853 году на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке. К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. В музыкальном салоне Улыбышева Балакирев впервые услышал произведения Глинки. Как не влекла к себе Балакирева музыка, он не сразу нашел свою настоящую дорогу.
Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М.И. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке. М.И. Глинка
Своей сестре Л.И. Шестаковой Глинка впоследствии говорил: «… В первом Балакиреве я нашёл взгляды так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… Со временем он будет второй Глинка».
В апреле 1856 года, уезжая за границу, Глинка подарил Балакиреву две мелодии, записанные им в Испании. Одна легла в основу первого симфонического произведения композитора – Увертюры на тему испанского марша. Вторая – в основу фортепианной «Испанской серенады».
Судьбоносные встречи Балакирев сходится со Стасовым, в котором находит чуткого друга и идейного вдохновителя. Знакомится с А.С. Даргомыжским. А.С. Даргомыжский В. Стасов В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям.
В конце 50-х и начале 60-х годов Балакирев много пишет. К этому периоду относится формирование содружества «Могучая кучка». 1856 год – знакомство с Ц.А. Кюи. 1861 – знакомство с Н.А. Римским-Корсаковым 1857 – знакомство с М.П. Мусоргским 1862 – знакомство с А.П. Бородиным.
Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке.
«Под руководством Балакирева началось наше самообразование», - вспоминал впоследствии Кюи. — «Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания: «...критик, именно технический критик, он был удивительный», — писал Римский-Корсаков.
Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке. Г.Я. Ломакин
Целью БМШ было дать рядовому любителю музыки основные музыкальные знания и научить хоровому пению, а также игре на оркестровых инструментах. Школа была задумана её основателями не только как образовательная, но и как концертная организация (сборы от концертов составляли важную статью доходов школы).
За дирижерский пульт Балакирев впервые встал в одном из концертов БМШ. Концерты (хоровыми дирижировал Ломакин, а оркестровыми Балакирев) в 1860-х и в 1870-х годах стали площадкой для пропаганды новой русской музыки. Исполнялись сочинения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и особенно — композиторов «Могучей кучки». Также звучала музыка Г. Берлиоза, Р. Шумана, Ф. Листа.
В 1867 году Балакирев выступает в качестве дирижера в Праге, где впервые знакомит чешскую публику с «Русланом и Людмилой» Глинки. Под впечатлением от поездки создал симфоническую увертюру «В Чехии». В 1867 году получает приглашение дирижировать концертами РМО. К концу 60-х годов завязываются дружеские отношения с П.И. Чайковским. Композиторы ведут оживленную переписку. П.И. Чайковский
Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. Вместе с поэтом, исследователем и знатоком русского фольклора Николаем Фёдоровичем Щербиной, летом 1860 года Балакирев отправился на пароходе от Нижнего-Новгорода до Астрахани. Щербина записывал слова, Балакирев мелодии народных песен. Н.Ф. Щербина
Итогом поездки стала увертюра на темы трех русских народных песен. Первоначально Балакирев дал ей название «1000 лет». Позднее, переработав, назвал симфонической поэмой «Русь» (1887 г.). Сборник «40 русских народных песен» появился в 1866 году. Включал обработки всего материала собранного на Волге.
Пребывание на Кавказе дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором (1862, 1863, 1868 г.). Второго друга Балакирев приобрел в лице Исмаила Урусбиева –знатока музыки горских народов, открывшего ему целый мир кавказских национальных мелодий. Под впечатлением от этих путешествий композитор написал фортепианную фантазию «Исламей», принялся за симфоническую поэму «Тамара». Исмаил Урусбиев
Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах Общества.
Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди - восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО.
Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной.
Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Изменились отношения с членами «Могучей кучки», которые перестали нуждаться в его повседневной опеке.
Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Балакирев поступает в Управление Варшавской железной дороги, дополнительно зарабатывает на жизнь уроками музыки. Духовный кризис длится несколько лет. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 года.
Возвращение к музыке было долгим и внутренне трудным. Лишь в конце 70-х годов он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Л.И. Шестакова предложила принять участие в редактировании готовящихся к изданию партитур Глинки. Балакирев принялся за работу, пригласив для помощи Римского-Корсакова и его ученика Лядова. Л.И. Шестакова В 1881 году Балакирев вновь становится во главе БМШ и на этот раз, остается верен своему детищу до последнего года жизни.
В 1883 году Милий Алексеевич Балакирев был назначен управляющим Придворной певческой капеллой, а его помощником утверждён Николай Андреевич Римский-Корсаков. Последний вел оркестровый класс и поставил это дело настолько хорошо, что постепенно выпускники стали ведущими музыкантами оркестра.
Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет – целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле. С 1884 года обучение стало происходить по программам консерватории с выдачей выпускникам удостоверения свободного художника, подтверждавшего высшее музыкальное образование. При Балакиреве была осуществлена капитальная перестройка всех зданий Капеллы по проекту Леонтия Николаевича Бенуа. Л.Н. Бенуа
К концу XIX века Императорская придворная певческая капелла сложилась как уникальный, не имевший аналогов в мире, творчески-исполнительский и учебно-образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью. Именно здесь рождались наилучшие в России кадры по всем музыкальным специальностям.
В последний период своей жизни Балакирев был окружен музыкальной молодежью, среди которой находились и некоторые из его воспитанников по Певческой капелле, начинающие композиторы, музыкальные критики и просто любители музыки; им он охотно играл на рояле, с увлечением разбирал с ними свои любимые музыкальные произведения. С.М. Ляпунов Но самым близким и дорогим человеком стал для него в эти годы композитор, пианист и дирижер С. М. Ляпунов, будущий профессор Петербургской консерватории.
В 1894 году Балакирев вышел в отставку и посвятил себя исключительно творчеству. В этом же году было последнее выступление в качестве пианиста. Это произошло в Желязовой Воле – родине Ф. Шопена, где по инициативе Балакирева был открыт памятник великому польскому композитору.
В 1890-х и 1900-х годах появляются новые романсы, фортепианные пьесы. По-прежнему Балакирев проявляет интерес к народному творчеству, хотя уже не занимается лично собиранием и записью песен. В 1901 году выходят из печати два сборника.
С начала 1880-х годов Балакирев был цензором духовно-музыкальных произведений. Духовно-музыкальное наследие Балакирева составило 11 законченных работ, главным образом предназначенных к исполнению за богослужением.
До конца жизни Балакирев сохранял горячую любовь к Глинке. В 1885 году в Смоленске он участвовал в празднестве открытия памятника великому композитору и дирижировал там двумя концертами.
В 1895 году добился установки мемориальной доски на доме в Берлине, в котором скончался Глинка, сам ездил на торжества в составе русской делегации и дирижировал в Берлине своей симфонией.
В 1906 году в честь открытия памятника Глинке в Петербурге (инициатором был и на этот раз Балакирев) исполнялась сочиненная им торжественная кантата. Авторами памятника были братья Р. Р. и А. Р. Бах. Последними произведениями Балакирева были вторая симфония и сюита для оркестра.
Очень важную часть наследия Балакирева составляют симфонические сочинения. Развивая народные темы, он продолжал линию народно-жанрового симфонизма, ведущего свое начало от «Камаринской» и испанских увертюр Глинки. Вместе с тем композитор является основоположником и другой ветви русской симфонической музыки. Первым из русских композиторов начал писать симфонические произведения на литературные сюжеты.