12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абдуллаева Э.Ш.913
Россия, Орловская обл., село Старогольское
2

Рабочая программа по русскому языку, 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.


 

Цели и задачи изучения предмета


 

Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.

Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.

Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика учебного предмета.


 

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Преподавание ведется по учебнику: Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский). – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный план МБОУ «Старогольская СОШ» предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме для 8 класса — 102 ч., 3 ч. в. неделю. Рабочая программа рассчитана на 2017- 2018 учебный год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать её в соответствии с условиями общения.

Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Результатом освоения программы являются предметные знания и умения, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде:

Предметные знания:


 

Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;

Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;

Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка;

Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

Осознание эстетической функции родного языка.


 

Предметные умения:


 

Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;

Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

Уметь использовать выразительные средства языка;

Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


 

Метапредметные УУД:


 

Познавательные:

владение всеми видами речевой деятельности

понимание информации, владение разными видами чтения;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;

соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

способность извлекать информацию из различных источников;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

овладение приемами отбора и систематизации материала;

пользоваться словарями, справочниками;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;

способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


 

Регулятивные:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

принимать решение в проблемной ситуации.


 

Личностные УУД:


 

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами строится на системно - деятельностной основе.


 

Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

Речь речевое общение.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.


 

Речевая деятельность.

Аудирование.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.


 

Чтение.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.


 

Говорение.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.


 

Письмо.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.


 

Текст.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, СЛОЖНОГО), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.


 

Общие сведения о языке.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика.

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться.

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексика и фразеология.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём, синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значении слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словаре и синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура.

Учащийся научится.

Учащийся получит возможность научиться.

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевым этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


 

Содержание учебного предмета.

Функции русского языка в современном мире.

Повторение пройденного в 5 - 7 классах.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи .

Словосочетание.

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение.

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Р/р: описание памятника культуры.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения.

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения .

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Р/р Характеристика человека.

Простые односоставные предложения.
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Р/р Рассуждение.

Простое осложненное предложение.

Однородные члены предложения.

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Р/р Изложение

Обособленные члены предложения.

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Р/Р Сочинение на дискуссионную тему.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III.Р/р Составление делового письма, публицистическое выступление.

Чужая речь .
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Р/р Рассказ

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе


 

Тематическое планирование.

п/п

Наименование раздела

Кол-во по программе

Контрольные

работы

В том числе количество часов на проведение

тест

проверочная

сочинение

изложение

проект

1

Русский язык в современном мире

1

-

-

-

-

-

-

2

Повторение изученного в 5-7 классах

9

2

-

-

-

2

-

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

6

-

-

-

-

-

-

4

Простое предложение.

3

-

-

-

1

-

-

5

Двусоставное предложение.

18

   

1

2

1

 

6

Односоставные предложения.

11

   

1

     

7

Простое осложнённое предложение

12

   

1

 

1

 

8

Обособленные члены предложения.

15

1

   

1

   

9

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

11

   

1

   

2

10

Чужая речь

9

       

1

 

11

Повторение и систематизация изученного

7

1

         

Календарно – тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Русский язык в современном мире.

1

     

2

Входная диагностическая работа

1

     

3

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

     

4

Знаки препинания в сложном предложении.

1

     

5

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

     

6

Закрепление и обобщение изученного материала.

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

     

7

Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр. 26)(подготовка к изложению)

1

     

8

Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр. 26)(написание изложения)

1

     

9

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

     

10

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

     

СИНТАКСИС.ПУНКТУАЦИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ.

11

Основные единицы синтаксиса

1

     

12

Р.Р. Текст как единица синтаксиса

1

     

13

Предложение как единица синтаксиса

1

     

14

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

1

     

15

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

     

16

Синтаксический разбор словосочетаний

1

     

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

17

Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

     

18

Порядок слов в предложении. Интонация

1

     

19

Р.Р. Описание памятника культуры

1

     

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

20

Подлежащее. Сказуемое

1

     

21

Простое глагольное сказуемое

1

     

22

Р.Р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр. 102)

1

     

23

Составное глагольное сказуемое

1

     

24

Составное именное сказуемое

1

     

25

Практикум по теме «Составное именное сказуемое»

1

     

26

Тире между подлежащим и сказуемым

1

     

27

Практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

1

     

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

28

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение

1

     

29

Определение.

1

     

30

Р.Р. Сжатое изложение

1

     

31

Приложение. Знаки препинания при нем

1

     

32

Выделение приложения на письме знаками препинания.

1

     

33

Обстоятельство

1

     

34

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

     

35

Р.Р. Характеристика человека

1

     

36

Повторение.

1

     

37

Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

1

     

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

38

Главный член односоставного предложения

1

     

39

Назывные предложения

1

     

40

Определенно-личные предложения

1

     

41

Неопределенно-личные предложения

1

     

42

Р.Р. Инструкция

1

     

43

Безличные предложения

1

     

44

Р.Р. Рассуждение

1

     

45

Неполные предложения

1

     

46

Синтаксический разбор односоставного предложения

1

     

47

Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту

1

     

48

Проверочная работа по теме «Односоставные предложения»

1

     

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

49

Понятие об осложненном предложении

1

     

50

Понятие об однородных членах предложения

1

     

51

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1

     

52

Р.Р. Изложение по тексту упр. 242

1

     

53

Однородные и неоднородные определения

1

     

54

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них

1

     

55

Практикум по теме «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них»

1

     

56

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

     

57

Практикум по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них».

1

     

58

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

     

59

Повторение по теме «Однородные члены предложения».

1

     

60

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».

1

     

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

61

Понятие об обособлении.

1

     

62

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

1

     

63

Выделение обособленных определений на письме.

1

     

64

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему

1

     

65

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему

1

     

66

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

1

     

67

Выделение обособленных приложений на письме.

1

     

68

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

1

     

69

Выделение обособленных обстоятельств на письме.

1

     

70

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них

1

     

71

Выделение обособленных уточняющих членов предложения на письме.

1

     

72

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

     

73

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

1

     

74

Подготовка к контрольному диктанту по теме «Обособленные члены предложения».

1

     

75

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

1

     

СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

76

Обращение. Выделительные знаки препинания при обращении

1

     

77

Употребление обращений

1

     

78

Р.Р. Составление делового письма

1

     

79

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1

     

80

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

     

81

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

     

82

Р.Р. Публичное выступление (упр. 386)

1

     

83

Междометия в предложении

1

     

84

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1

     

85

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

1

     

86

Проверочная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

     

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

87

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь.

1

     

88

Косвенная речь.

1

     

89

Прямая речь.

1

     

90

Знаки препинания при прямой речи.

1

     

91

Диалог.

1

     

92

Р.Р. Рассказ

Переработка данного текста в рассказ диалогом

1

     

93

Цитата

1

     

94

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь»

1

     

95

Р.Р. Сжатое изложение по упр. 418

1

     

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ.

96

Синтаксис и морфология

1

     

97

Синтаксис и пунктуация

1

     

98

Итоговая контрольная работа

1

     

99

Анализ итоговой контрольной работы

1

     

100

Синтаксис и культура речи

1

     

101

Синтаксис и орфография

1

     

102

Итоговый урок

1

     


 


 


 


 


 

Материально-техническое обеспечение.

Программа:

(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебни- ков Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Бара- нов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011г.

Учебник:

(ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; на- уч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017г.

Методические пособия:

1. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2010.

2. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

3. CD-ROM: Русский язык, 8 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. – Фирма «1С», 2008.

4.Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы.-М., 2007г.

Тематические и контрольные тесты:

Планируемые результаты. Система заданий 5-9классы./И.П.Цыбулько,-«Просвещение», 2014г.;

Сборник диктантов по русскому языку 5—9 классы. Г. А. Богданова. М., «Просвещение». 2010.;

Соловьева, Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 8 класс [Текст] : пособие для учи­телей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012;

3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

Учебные презентации:

Главные члены предложения.

Односоставные предложения

Обращение.

Чужая речь.

Обособленные члены предложения.

Интернет- ресурсы

Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru /

УрокиРусского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki.

Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

Мир слова русского http://www.rusword.org

Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.