Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.
Цели и задачи изучения предмета
Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.
Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Преподавание ведется по учебнику: Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский). – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный план МБОУ «Старогольская СОШ» предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме для 8 класса — 102 ч., 3 ч. в. неделю. Рабочая программа рассчитана на 2017- 2018 учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать её в соответствии с условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результатом освоения программы являются предметные знания и умения, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде:
Предметные знания:
Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;
Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка;
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Осознание эстетической функции родного языка.
Предметные умения:
Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;
Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
Уметь использовать выразительные средства языка;
Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
владение всеми видами речевой деятельности
понимание информации, владение разными видами чтения;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
способность извлекать информацию из различных источников;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала;
пользоваться словарями, справочниками;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
принимать решение в проблемной ситуации.
Личностные УУД:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами строится на системно - деятельностной основе.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся.
Речь речевое общение.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность.
Аудирование.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, СЛОЖНОГО), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика.
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться.
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексика и фразеология.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём, синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значении слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словаре и синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура.
Учащийся научится.
Учащийся получит возможность научиться.
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевым этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета.
Функции русского языка в современном мире.
Повторение пройденного в 5 - 7 классах.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи .
Словосочетание.
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение.
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Р/р: описание памятника культуры.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения.
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения .
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Р/р Характеристика человека.
Простые односоставные предложения.
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Р/р Рассуждение.
Простое осложненное предложение.
Однородные члены предложения.
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Р/р Изложение
Обособленные члены предложения.
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Р/Р Сочинение на дискуссионную тему.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III.Р/р Составление делового письма, публицистическое выступление.
Чужая речь .
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Р/р Рассказ
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
Тематическое планирование.
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во по программе |
Контрольные работы |
В том числе количество часов на проведение |
||||
тест |
проверочная |
сочинение |
изложение |
проект |
||||
1 |
Русский язык в современном мире |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Повторение изученного в 5-7 классах |
9 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Простое предложение. |
3 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
5 |
Двусоставное предложение. |
18 |
1 |
2 |
1 |
|||
6 |
Односоставные предложения. |
11 |
1 |
|||||
7 |
Простое осложнённое предложение |
12 |
1 |
1 |
||||
8 |
Обособленные члены предложения. |
15 |
1 |
1 |
||||
9 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
11 |
1 |
2 |
||||
10 |
Чужая речь |
9 |
1 |
|||||
11 |
Повторение и систематизация изученного |
7 |
1 |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 |
Русский язык в современном мире. |
1 |
|||
2 |
Входная диагностическая работа |
1 |
|||
3 |
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. |
1 |
|||
4 |
Знаки препинания в сложном предложении. |
1 |
|||
5 |
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. |
1 |
|||
6 |
Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. |
1 |
|||
7 |
Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр. 26)(подготовка к изложению) |
1 |
|||
8 |
Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр. 26)(написание изложения) |
1 |
|||
9 |
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи |
1 |
|||
10 |
Контрольный диктант по теме «Повторение» |
1 |
|||
СИНТАКСИС.ПУНКТУАЦИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ. |
|||||
11 |
Основные единицы синтаксиса |
1 |
|||
12 |
Р.Р. Текст как единица синтаксиса |
1 |
|||
13 |
Предложение как единица синтаксиса |
1 |
|||
14 |
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний |
1 |
|||
15 |
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. |
1 |
|||
16 |
Синтаксический разбор словосочетаний |
1 |
|||
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. |
|||||
17 |
Грамматическая (предикативная) основа предложения |
1 |
|||
18 |
Порядок слов в предложении. Интонация |
1 |
|||
19 |
Р.Р. Описание памятника культуры |
1 |
|||
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
|||||
20 |
Подлежащее. Сказуемое |
1 |
|||
21 |
Простое глагольное сказуемое |
1 |
|||
22 |
Р.Р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр. 102) |
1 |
|||
23 |
Составное глагольное сказуемое |
1 |
|||
24 |
Составное именное сказуемое |
1 |
|||
25 |
Практикум по теме «Составное именное сказуемое» |
1 |
|||
26 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
|||
27 |
Практикум по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» |
1 |
|||
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||||
28 |
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение |
1 |
|||
29 |
Определение. |
1 |
|||
30 |
Р.Р. Сжатое изложение |
1 |
|||
31 |
Приложение. Знаки препинания при нем |
1 |
|||
32 |
Выделение приложения на письме знаками препинания. |
1 |
|||
33 |
Обстоятельство |
1 |
|||
34 |
Синтаксический разбор двусоставного предложения |
1 |
|||
35 |
Р.Р. Характеристика человека |
1 |
|||
36 |
Повторение. |
1 |
|||
37 |
Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения» |
1 |
|||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||||
38 |
Главный член односоставного предложения |
1 |
|||
39 |
Назывные предложения |
1 |
|||
40 |
Определенно-личные предложения |
1 |
|||
41 |
Неопределенно-личные предложения |
1 |
|||
42 |
Р.Р. Инструкция |
1 |
|||
43 |
Безличные предложения |
1 |
|||
44 |
Р.Р. Рассуждение |
1 |
|||
45 |
Неполные предложения |
1 |
|||
46 |
Синтаксический разбор односоставного предложения |
1 |
|||
47 |
Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту |
1 |
|||
48 |
Проверочная работа по теме «Односоставные предложения» |
1 |
|||
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
|||||
49 |
Понятие об осложненном предложении |
1 |
|||
50 |
Понятие об однородных членах предложения |
1 |
|||
51 |
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них |
1 |
|||
52 |
Р.Р. Изложение по тексту упр. 242 |
1 |
|||
53 |
Однородные и неоднородные определения |
1 |
|||
54 |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них |
1 |
|||
55 |
Практикум по теме «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них» |
1 |
|||
56 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
1 |
|||
57 |
Практикум по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них». |
1 |
|||
58 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. |
1 |
|||
59 |
Повторение по теме «Однородные члены предложения». |
1 |
|||
60 |
Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения». |
1 |
|||
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||||
61 |
Понятие об обособлении. |
1 |
|||
62 |
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них |
1 |
|||
63 |
Выделение обособленных определений на письме. |
1 |
|||
64 |
Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему |
1 |
|||
65 |
Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему |
1 |
|||
66 |
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них |
1 |
|||
67 |
Выделение обособленных приложений на письме. |
1 |
|||
68 |
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них |
1 |
|||
69 |
Выделение обособленных обстоятельств на письме. |
1 |
|||
70 |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них |
1 |
|||
71 |
Выделение обособленных уточняющих членов предложения на письме. |
1 |
|||
72 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
1 |
|||
73 |
Повторение по теме «Обособленные члены предложения». |
1 |
|||
74 |
Подготовка к контрольному диктанту по теме «Обособленные члены предложения». |
1 |
|||
75 |
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» |
1 |
|||
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|||||
76 |
Обращение. Выделительные знаки препинания при обращении |
1 |
|||
77 |
Употребление обращений |
1 |
|||
78 |
Р.Р. Составление делового письма |
1 |
|||
79 |
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению |
1 |
|||
80 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях |
1 |
|||
81 |
Вставные слова, словосочетания и предложения |
1 |
|||
82 |
Р.Р. Публичное выступление (упр. 386) |
1 |
|||
83 |
Междометия в предложении |
1 |
|||
84 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения |
1 |
|||
85 |
Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». |
1 |
|||
86 |
Проверочная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» |
1 |
|||
ЧУЖАЯ РЕЧЬ |
|||||
87 |
Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. |
1 |
|||
88 |
Косвенная речь. |
1 |
|||
89 |
Прямая речь. |
1 |
|||
90 |
Знаки препинания при прямой речи. |
1 |
|||
91 |
Диалог. |
1 |
|||
92 |
Р.Р. Рассказ Переработка данного текста в рассказ диалогом |
1 |
|||
93 |
Цитата |
1 |
|||
94 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь» |
1 |
|||
95 |
Р.Р. Сжатое изложение по упр. 418 |
1 |
|||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ. |
|||||
96 |
Синтаксис и морфология |
1 |
|||
97 |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|||
98 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|||
99 |
Анализ итоговой контрольной работы |
1 |
|||
100 |
Синтаксис и культура речи |
1 |
|||
101 |
Синтаксис и орфография |
1 |
|||
102 |
Итоговый урок |
1 |
Материально-техническое обеспечение.
Программа:
(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебни- ков Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Бара- нов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011г.
Учебник:
(ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; на- уч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017г.
Методические пособия:
1. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2010.
2. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
3. CD-ROM: Русский язык, 8 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. – Фирма «1С», 2008.
4.Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы.-М., 2007г.
Тематические и контрольные тесты:
Планируемые результаты. Система заданий 5-9классы./И.П.Цыбулько,-«Просвещение», 2014г.;
Сборник диктантов по русскому языку 5—9 классы. Г. А. Богданова. М., «Просвещение». 2010.;
Соловьева, Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 8 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012;
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
Учебные презентации:
Главные члены предложения.
Односоставные предложения
Обращение.
Чужая речь.
Обособленные члены предложения.
Интернет- ресурсы
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
УрокиРусского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki.
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru