12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Махтумкули — художник, мыслитель ярчайшей национальной самобытности. Его жизненный и творческий путь неразрывно связан с жизнью и борьбой туркменского народа. Как истинный патриот он горячо любил свою родину, народ. Никто из туркменских поэтов не смог приблизить поэзию к народу, к реальной жизни так, как это сделал Махтумкули. Он понимал цель и задачи литературы: служение народу, отражение его

жизни и борьбы, его чаяний и мечты. Характерно, что Азади писал произведения на малопонятном для народа туркменском языке, употреблял много арабских и персидских слов, что было в те времена традицией среди тюркоязычных поэтов. Махтумкули резко отклонился от нее и начал писать стихи, широко используя мудрую простоту народной речи, неисчерпаемое богатство народного творчества. Благодаря этому стихи поэта сразу же стали достоянием широких народных масс. Бахши, народные сказители сохранили правдивые, страстные строки его стихов до наших дней, передавая из поколения в поколение.

Махтумкули был чужд национальный эгоизм, национальная ограниченность. Он с глубоким уважением относился к соседним народам, всей душой любил их великих сыновей: Навои, Рудаки, Авиценну, Низами, Фирдоуси, ('пади и др. В своих произведениях поэт не раз упоминает их имена с глубокой симпатией, с горячей любовью.

Главный объект внимания в творчестве Махтумку- ли — народ. Он постоянно жил среди народа, занимался <ельским хозяйством, был хорошим мастером серебряных дел. В своих стихотворениях поэт с огромной силой

отобразил тяжелое положение народных масс, их бесправное, бедственное положение. Со свойственной ему решительностью он осуждал жестокость ханов, беков, ишанов, смело, решительно обличал деспотизм правящей верхушки, недвусмысленно выражал свою симпатию к угнетенному народу:

Şalarda galmady hökmi-adalat,

Bir pul üçin müfti berer rowaýat.

Bil: bu işler-nyşanydyr kyýamat,

Zalymlar bitoba öte başlady.


Kim teresin tapyp, rengin gyzardyp,

Zalymlar mazluma syrtyn gabardyp,

Gamçysyndan ganlar saça başlady...


Для Махтумкули человек был активной силой общества. В отличие от некоторых известных поэтов Востока он стремился воспитать в человеке истинное человеческое достоинство, призывал трудиться, бороться за свое счастье, творить, чтобы не уйти из этой жизни пустым названием «человек».

Махтумкули главными в природе человека считал честность, доброту, трудолюбие, а не имущественное состояние, не социальную привилегированность:


Dünýede bahylyň ýüzüni görme,

Aşyň, nanyň, suwuň alyşyp berme,

«Gul» diýip. ýigidin aslyny sorma,

Hojasy bar, belki, guluna degmez.


В те времена туркмены разделялись на две категории: чистокровные туркмены (иг) и потомки рабов, угнанных из Ирана (гул). Махтумкули говорит: не спрашивай джигита, кто он, чистокровный туркмен или из потомков рабов. Есть такие ходжа, так называемые святые люди, которые намного хуже рабов. В этом — глубокий смысл философии Махтумкули, его гуманизм.

Другая важная тема в творчестве Махтумкули — патриотизм, любовь к родине. Этой теме посвящено немало строк. Не трудно понять его беспокойство, боль и страдание за судьбу родной земли, родного края. Иранские сатрапы, хивинские ханы, бухарские эмиры и прочие захватчики постоянно нападали на территорию туркмен, проливали кровь невинных людей, уничтожали посевы, угоняли скот, подвергали людей горю и страда-

ниям. Родоплеменные вожди вместо того, чтобы сплотить народ, поднять его против иностранных захватчиков, сами вели междоусобные войны за власть.

Поэт призывал к объединению, к сплочению национальных сил для защиты родины, ее чести и достоинства. С каком страстью, смелостью осуждал поэт шахов, ханов и им подобных господ за их жестокость, деспотизм. Обращаясь к иранскому деспоту-шаху, поэт писал:


Sen Türkmeniň ilin, gülün soldurdyň,

Ganlar döküp, gözel ýurdum doldurdyň,

Şehit bolanlaryň serin galdyrdyň,

Unudar sen tagty-käni sen Fetdah!


Halkyň öji çohdur, ykbalyň ýaman,

Ýa öler sen, ýa zyndandyr bigüman,

Tagtyň synar, diýme “galar men aman”,

Çunki zäher kyldyň nany, sen Fetdah!


Поэт восклицает: «Ты, Фетдах, окрасил кровью горестную судьбу туркмен, хлеб его с оправой смешал. Народ найдет силы и разрушит твой престол. Ты сгниешь в тюрьме, на чужбине, Фетдах!»

Поэт прекрасно понимал, что спасение от нескончаемого горя и страдания в одном: в объединении народа, в создании в стране братства, содружества:


Туркмены! Если бы мы дружно жить могли,

Мы осушили б Нил, мы б на Кульзум пришли!

Теке, иомуд, гоклен, языр и алили,—

Все пять — должны мы стать единою семьею!


Сколько прекрасных строк посвятил поэт честным, доблестным джигитам, готовым отдать жизнь за родину, за честь народа. Он могучей силой пера осуждал прусов, изменников, скряг, живущих своими мелкими, корыстными интересами.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.