"Маленькие волшебники"

1
0
Материал опубликован 5 October в группе

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Любинского муниципального района Омской области









Принята на педагогическом совете

БОУ ДО «Центр дополнительного образования»

Протокол № _______от_______2021г.

Утверждаю

Директор БОУ ДО

«Центр дополнительного образования»

___________ Сорокина И. В.

«____» ___________2021г.











дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

с применением дистанционных технологий

«МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ».

художественной направленности

(стартовый уровень)











Возраст обучающихся: 7-9 лет.

Продолжительность обучения: 1 год.

Общая трудоемкость программы: 144 часа.

Форма реализации программы: очная.







Автор - составитель:

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Горланова Светлана Сергеевна

















р. п. Любинский.

2021 год

Оглавление





Раздел 1. Пояснительная записка……………………………………………..…3

Раздел 2. Учебно – тематический план…………………………………….…....6

Раздел3. Содержание программы………………………………………………..8

Раздел 4. Контрольно – оценочные средства…………………………….……18

Раздел 5. Условия реализации программы………………………………….…21

Раздел 6. Список литературы…………………………………………………...23














































Пояснительная записка.

Программа “Маленькие волшебники” художественной направленности, стартового уровня, ориентирована на обучающихся младшего школьного возраста 7-9 лет. Программа реализуется через АИС «Навигатор» посредством модуля «Вебинары» (информационный след в АИС Навигатор – приложение 1).

Актуальность программы.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и познавательно-творческой активности. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется возможность творческой самореализации.

Своевременность и современность программы: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Важно научить детей передавать свои ощущения и представления об окружающем мире в самостоятельных творческих работах. Широкими возможностями для развития творческих способностей и творческой самореализации детей обладает нетрадиционное рисование.

В программе предусматривается освоение таких нетрадиционных техник рисования как кляксография, набрызг, монотипия, рисование с использованием природного материала, тампонирование, печать листьями, нитками и т д.

Нетрадиционное рисование - рисование необычными материалами, оригинальными техниками доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нетрадиционное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, помогает развивать у него оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, разных по сложности выполнения, их достоинство состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, пробуждают интерес к творчеству и активно вовлекают в творческую деятельность.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются определённые качества личности. Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей.

Срок реализации программы: 1 год.

Трудоёмкость программы: 144 часа.

Адресат программы – обучающихся 7-9 лет.

Психофизические особенности обучающихся.

Программа рассчитана для обучающихся 7-9 лет. В этом возрасте дети способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства, ставить цели, задачи, включаться в творческую деятельность.

Особенности набора и добора обучающихся. Для освоения образовательной программы принимаются все желающие дети в обозначенном возрастном диапазоне. Набор обучающихся ведется на протяжении всего учебного года без предварительного тестирования. Наполняемость группы составляет 15-20 человек.

Форма обучения: очная.

Форма организации деятельности объединения - учебная группа.

Формы организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.

Формы организации образовательного процесса: изучение теоретического материала, рассказ, практическая работа, творческое задание, экскурсия, контроль, рефлексия.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.


Цель программы приобретение обучающимися опыта работы в нетрадиционных техниках рисования, различными художественными материалами по средствам изобразительной деятельности.


Задачи:

-развивать познавательную и творческую активность через самостоятельную практическую изобразительную деятельность.

-формировать трудолюбие, самостоятельность и дисциплину у обучающихся.

-познакомить с различными техниками нетрадиционного рисования.

- научить создавать творческие продукты изобразительной деятельности в нестандартных техниках рисования.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- обучающиеся проявляют трудолюбие, дисциплину, волевые усилия к освоению нового опыта.

- обучающиеся адекватно реагируют на трудности, не боятся сделать ошибки.

- обучающиеся оценивают полученный опыт с точки зрения нравственности.


Метапредметные результаты:

- обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию.

- обучающиеся принимают цель и точно осознают конечный результат, формирует свою цель как ожидание от предстоящей работы.

- обучающиеся умеют высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга.

Результаты по направленности программы:

- обучающиеся имеют знания о с нестандартных техниках изобразительного творчества.

- обучающиеся владеют разными приёмами нетрадиционных способов рисования.

- обучающиеся имеют опыт самостоятельного выполнения творческих изобразительных работ в нестандартных техниках рисования.

- обучающиеся способны создавать творческие изобразительные работы в техниках нестандартного рисования.

















Учебно-тематический  план

1-й год обучения.

Раздела

Тема занятия

Часы

1

«Давайте знакомиться». Чему я научусь. Инструктаж по технике безопасности.

2

Раздел № 1

Волшебные листья.

12

1

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

2

2

Осенний лес.

2

3

Красивые цветы.

2

4

Мой аквариум.

2

5

Фроттаж.

2

6

Праздничный букет.

2

Раздел № 2

Мои волшебные ладошки.

10

1

Петушок – золотой гребешок.

2

2

Хмурый день осенний.

2

3

Осьминожки на рыбалке.

2

4

Домашние любимцы.

2

5

Животные Африки.

2

Раздел № 3

Пальцевая живопись

4

1

Ветка рябины.

2

2

Гроздь винограда

2

Раздел № 4

Без кисти и карандаша

8

1

Граттаж.

4

2

Пуантилизм.

4

Раздел № 5

Необычное в обычном

28

1

Ниткография «Цветы и птицы»

2

1

Рисование по - сырому «Закат».

2

2

Рисование по мятой бумаге «Поздняя осень»

2

3

Рисование свечой «Дельфины»

2

4

Рисование цветным воском и акварелью «Снегири на ели».

2

5

Рисование цветным воском и акварелью «Северное сияние».

2

6

Штампы из пробки. Изготовление и печать.

2

7

Гофрокартон – способ рулонного рисования

2

8

Набрызг «Зимний пейзаж».

2

9

Набрызг «Зимнее окошко».

2

10

Рисование тычком «Любимый зверь».

4

11

Рисуем с помощью открыток.

4

Раздел № 6

Рисование солью

8

1

На севере диком.

2

2

Зимний вечер.

2

3

Снежинки.

2

4

Аленький цветочек.

2

Раздел № 7

Рисование клеем

6

1

Рисование с помощью клея ПВА «Розы»

4

2

Рисование с помощью канцелярского клея «Медуза»

2

Раздел № 8

Чудо-рисование

22

1

Оттиск смятой бумагой

2

2

Кляксография

4

3

Рисование мыльными пузырями

2

4

Грифонаж

4

5

Тингатинга

4

6

Эрбу

2

7

Рисование поролоном

4

Раздел № 9

Скатывание бумаги

10

1

Пушистые овечки

2

2

Мой друг снеговик

4

3

Я рисую маму

4

Раздел № 10

Рисование сыпучими материалами

12

1

Рисование манкой «Кот»

2

2

Рисование манкой «Северный олень»

2

3

Рисование различного вида крупами по замыслу

8

Раздел № 11

Пластилинография

10

1

«Цветущий луг»

4

2

Бабочка

2

3

Морская фантазия

4

Раздел № 12

Чудеса монотипии

10

1

Город на реке.

2

2

Весенний пейзаж

2

3

Рисование бабочек.

2

4

Морской пейзаж

2

5

Моя картина.

2


Я – художник. Подготовка итоговой выставки.

2

итого


144













































Содержание программы.



1. Вводное занятие. «Давайте знакомиться». Чему я научусь. (2 часа).

Игра на знакомство «Круг имен», д/и по основам безопасности «Школа безопасности», инструктаж по технике безопасности.

Форма учебного занятия: рассказ, презентация, игра.

Виды учебной деятельности: знакомятся с педагогом и коллективом в форме игры, кабинетом, правилами поведения в объединении, просматривают лучшие работы фонда, учатся правильно организовывать свое рабочее место.

Рефлексия: мини-опрос по основам безопасности.


Раздел № 1. Волшебные листья (12 часов).



1. Экскурсия в парк. Сбор природного материала. (2 часа).

Сбор природного материала - осенних листьев разных по форме и размеру.

Форма учебного занятия: беседа, экскурсия.

Виды учебной деятельности: сбор природного материала. Терминология: природный материал.


«Осенний лес». (2 часа).

Введение в технику печатания листьями. Материалы и инструменты. Техника выполнения.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, выполнение практической работы по данной теме, оформление выставки.

Терминология: монотипия, выставка, нетрадиционное рисование.

Рефлексия: мини-опрос по теме.

Контроль: выставка.



«Красивые цветы» (2 часа).

Техника печатания листьями. Материалы, техника выполнения.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, выполнение практической работы по данной теме, оформление выставки.

Терминология: монотипия, печать, выставка.

Рефлексия: оценка деятельности.

Контроль: выставка.



«Мой аквариум» (2 часа).

Техника печатания листьями. Материалы, техника выполнения.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, выполнение практической работы по данной теме, оформление выставки.

Рефлексия: оценка деятельности.

Контроль: выставка.



«Фроттаж» (2 часа).

Знакомство с художественной техникой «Фроттаж». Материалы, техника выполнения, пробные упражнения.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, пробные упражнения, рисование животных в данной технике, оформление выставки.

Терминология: фроттаж.

Рефлексия: мини-опрос по теме.

Контроль: выставка.



«Праздничный букет» (2 часа).

Техника печатания листьями. Знакомство с жанром живописи – натюрмортом.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, выполнение рисунка, оформление выставки.

Терминология: жанр живописи, натюрморт.

Рефлексия: мини-опрос по теме.

Контроль: выставка.



Раздел № 2. «Мои волшебные ладошки» (10 часов).



«Петушок – золотой гребешок» (2 часа).

Введение в технику рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование петушка с помощью контура ладони, оформление выставки.

Терминология: оттиск, контур, образ.

Рефлексия: мини-опрос по теме.

Контроль: выставка.


«Хмурый день осенний» (2 часа).

Техника рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа. Знакомство с жанром пейзажа.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование пейзажа с помощью контура ладони, оформление выставки.

Терминология: пейзаж.

Рефлексия: оценка своей деятельности.

Контроль: выставка.



«Осьминожки на рыбалке» (2 часа).

Техника рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование, оформление выставки.

Контроль: выставка.


«Домашние любимцы» (2 часа).

Техника рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа.

Форма учебного занятия: рассказ, творческое задание.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование домашних животных с помощью контура ладони, оформление выставки.

Рефлексия: оценка своей деятельности.

Контроль: выставка.



«Животные Африки» (2 часа).

Техника рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа.

Форма учебного занятия: рассказ, творческое задание.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование диких животных с помощью контура ладони, оформление выставки.

Рефлексия: оценка деятельности.

Контроль: выставка.



Раздел № 3. «Пальцевая живопись» (4 часа).



«Ветка рябины» (2 часа).

Знакомство с новой техникой – пальцеграфией. Просмотр аналогов. Рисование пальчиками, дорисовка образа.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование с натуры, оформление выставки.

Терминология: пальцеграфия.

Рефлексия: мини-опрос по теме.

Контроль: выставка.



«Гроздь винограда» (2 часа).

Техника пальцеграфия. Просмотр аналогов. Рисование пальчиками, дорисовка образа.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование, оформление выставки.

Терминология: пальцеграфия.

Контроль: выставка.


Раздел № 4. «Без кисти и карандаша» (8 часов).


«Граттаж» (4 часа).

Знакомство с техникой «Граттаж». Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Город ночью», «Под водой».

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, натирание листа воском, заливка фона черной краской, процарапывание рисунка, оформление выставки.

Терминология: граттаж, заливка.

Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка.

Контроль: выставка.



«Пуантилизм» (4 часа).

Знакомство с техникой «Пуантилизм». Материалы для рисования. Просмотр аналогов. Рисование на тему «Красота природы».

Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, работа в цвете, оформление выставки.

Терминология: эскиз, пуантилизм.

Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка.

Контроль: выставка.



Раздел № 5 «Необычное в обычном» (28 часов).



«Ниткография» (2 часа).

Знакомство с техникой «Ниткография». Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Цветы и птицы».

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование с помощью ниток, прорисовка образов, оформление выставки.

Терминология: ниткография.

Рефлексия: мини-опрос по теме.

Контроль: выставка.



Рисование по сырому «Закат». (2 часа).

Знакомство с техникой «По-сырому». Материалы для работы. Этапы работы. Просмотр аналогов.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование в данной технике, прорисовка деталей, оформление выставки.

Терминология: рисование по-сырому.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка.



Рисование мятой бумаге «Поздняя осень» (2 часа).

Знакомство с техникой рисование по мятой бумаге. Материалы для работы. Этапы работы. Просмотр аналогов.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование по мятой бумаге, прорисовка деталей, оформление выставки.

Контроль: выставка.



Рисование свечой «Дельфины» (2 часа).

Знакомство с техникой рисование свечой. Материалы для работы. Этапы работы. Просмотр аналогов.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование дельфинов свечой, заливка акварелью, оформление выставки.

Рефлексия: мини-опрос по теме.

Контроль: выставка.



Рисование цветным воском и акварелью «Снегири на ели». (2 часа).

Знакомство с комбинированной техникой, восковые карандаши +акварель. Материалы для работы. Этапы работы. Просмотр аналогов.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование восковыми карандашами, заливка акварелью, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка.

Контроль: выставка.



Рисование цветным воском и акварелью «Северное сияние». (2 часа).

Продолжение работы в знакомой технике.

Форма учебного занятия: практическая работа.

Виды учебной деятельности: рисование северного сияния и обитателей севера цветными восковыми карандашами, заливка фона холодными оттенками акварели, оформление выставки.

Рефлексия: мини-опрос по теме.

Контроль: выставка.



«Штампы из пробки. Изготовление и печать» (2 часа).

Знакомство с техникой изготовления штампа. Печать. Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Веселые смайлики».

Форма учебного занятия: рассказ, практика.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, изготовление штампа, печать.

Терминология: штамп.

Рефлексия: оценка деятельности.



«Гофрокартон» – способ рулонного рисования (2 часа).

Знакомство с техникой «Гофрокартон» – способ рулонного рисования. Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Цветы».

Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, скручивание картона в виде спирали, овала, круга и т.д., обмакивание в краску, нанесение отпечатков на бумагу, прорисовка деталей, оформление выставки.

Терминология: гофрокартон.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка.



Набрызг «Зимний пейзаж» (2 часа).

Знакомство с техникой «Набрызг». Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Зимний пейзаж».

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование пейзажа, распыление брызг краски с помощью зубной щетки, прорисовка деталей, оформление выставки.

Терминология: набрызг.

Рефлексия: мини-опрос по теме.

Контроль: выставка.



Набрызг «Зимнее окошко» (2 часа).

Работа в технике «Набрызг». Вырезание трафаретов. Просмотр аналогов. Рисование «Зимнее окошко».

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, вырезание трафаретов кота, луны, разме щение трафаретов на листе цветного картона (черного или синего цвета), распыление брызг краски с помощью зубной щетки, прорисовка деталей, оформление выставки.

Терминология: набрызг.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка.



Рисование тычком «Любимый зверь». (2 часа).

Знакомство с техникой рисования жесткой полусухой кистью. Инструменты и материалы. Методика работы. Просмотр аналогов. Рисование зверей по замыслу детей.

Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование зверей по замыслу, прорисовка деталей, оформление выставки.

Терминология: торцевание.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Рисуем с помощью открыток. (4 часа).

Создание сюжетного рисунка с помощью открыток. Умение связывать рисунок с картинкой в единый сюжет. Инструменты и материалы. Просмотр аналогов.

Форма учебного занятия: творческая работа, самостоятельная работа.

Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, поиск и вырезание картинок из открыток и журналов, наклеивание их на основу, дорисовка сюжета.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Раздел № 6 «Рисование солью» (8 часов).



«На севере диком» (2 часа).

Знакомство с техникой рисования акварелью и солью. Создание полуобъёмного изображения с блестящей, шероховатой фактурой. Материалы для работы. Просмотр аналогов.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование природы и животных севера, частичное посыпание рисунка солью, сушка рисунка, удаление излишков соли, оформление выставки.

Контроль: выставка.



Зимний вечер (2 часа).

Создание полуобъемного рисунка. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: практическая работа.

Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, рисование зимнего пейзажа, частичное посыпание рисунка солью, сушка рисунка, удаление излишков соли, оформление выставки.

Рефлексия: оценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Снежинки (2 часа).

Создание полуобъемного рисунка. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: практическая работа.

Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, заливка фона, рисование снежинок, посыпание рисунка солью, сушка рисунка, удаление излишков соли, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка работ.



Аленький цветочек (2 часа).

Создание полуобъемного рисунка. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: практическая работа.

Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, заливка фона, рисование цветка по сказке, посыпание рисунка солью, сушка рисунка, удаление излишков соли, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Раздел № 7 «Рисование клеем» (6 часов).



Рисование с помощью клея ПВА «Розы» (4 часа).

Знакомство с техникой рисования при помощи клея ПВА и акварели. Смешанная техника. Материалы для работы. Демонстрация работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, нанесение клея по контуру, сушка рисунка, заливка элементов рисунка цветом, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Рисование с помощью канцелярского клея «Медуза» (2 часа).

Знакомство с техникой рисования при помощи канцелярского клея и акварели. Смешанная техника. Материалы для работы. Демонстрация работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, рисование медузы, проработка фона, сушка рисунка, хаотичное нанесение клея на поверхность рисунка, имитируя брызги воды, сушка рисунка, оформление выставки.

Терминология: имитация.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Раздел № 8 «Чудо-рисование» (22 часа).



«Оттиск смятой бумагой» (2 часа).

Знакомство с техникой «Оттиск смятой бумагой». Материалы для работы. Демонстрация готовых работ. Рисование «Мои фантазии».

Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, формирование комочков из бумаги, нанесение произвольных отпечатков на лист бумаги, поиск и прорисовка образов, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка.



«Кляксография» (4 часа).

Знакомство с техникой «Кляксография». Материалы и инструменты для работы. Демонстрация готовых работ. Игры с кляксами, рисование деревьев способом выдувания из кляксы.

Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, нанесение цветового пятна, раздувание кляксы с помощью трубочки для коктейля, прорисовка образов, оформление выставки.

Терминология: кляксография.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



«Рисование мыльными пузырями» (2 часа).

Знакомство с техникой «Рисование мыльными пузырями». Материалы и инструменты для работы. Демонстрация готовых работ. Игры с мыльными пузырями, рисование.

Форма учебного занятия: рассказ, презентация, игра, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр мультимедийной презентации по теме. Выполняют игровое упражнение с мыльными пузырями. Выполняют творческую работу: раздувают цветную пену, получают отпечаток цветового пятна, прорисовка образа, оформление выставки.

Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



«Грифонаж» (4 часа).

Знакомство с техникой импровизированного рисования «Грифонаж». Материалы и инструменты для работы. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, презентация, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр презентации и готовых работ, нанесение непроизвольных, хаотичных линий простым карандашом либо черной гелевой ручкой, поиск образа, прорисовка, оформление выставки.

Терминология: грифонаж, импровизация, абстрактный.

Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



«Тингатинга» (4 часа).

Знакомство со стилем живописи, танзанийского художника 1960-х гг. Эдуардо Тингатинга. Материалы и инструменты для работы. Демонстрация готовых работ, просмотр мультфильма «Тинга-Тинга» страна Африканских мифов.

Форма учебного занятия: рассказ, презентация, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр презентации, мультфильма и готовых работ, работа над эскизом, тонировка фона с растяжкой цвета, прорисовка силуэта черной или коричневой краской, нанесение орнамента по форме силуэта, оформление выставки.

Терминология: растяжка цвета, орнамент, силуэт.

Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



«Эрбу» (2 часа).

Знакомство с новым методом рисования на воде - эрбу. Материалы и инструменты для работы. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, приготовление раствора воды с загустителем, разбрызгивание краски по поверхности, прорисовка основного рисунка, перенесение рисунка на бумагу, сушка, оформление выставки.

Терминология: эрбу.

Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



«Рисование поролоном» (4 часа).

Знакомство с техникой рисования поролоном. Материалы и инструменты для работы. Этапы работы. Демонстрация готовых работ. Рисование «Совята», «Панда».

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, нанесение отпечатков, прорисовка деталей, оформление выставки.

Терминология: текстура.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Раздел № 9 «Скатывание бумаги» (10 часов)



«Пушистые овечки» (2 часа).

Комбинирование рисования с аппликацией. Материалы и инструменты для работы. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта бумажными шариками, прорисовка фона, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



«Мой друг снеговик» (4 часа).

Комбинирование рисования с аппликацией. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта бумажными шариками, прорисовка фона, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



«Я рисую маму» (4 часа).

Комбинирование рисования с аппликацией. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, выкладывание бумажных модулей по контуру силуэта, заполнение отдельных элементов бумажными шариками, прорисовка фона, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Раздел № 10 «Рисование сыпучими материалами» (12 часов)



Рисование манкой «Кот» (2 часа).

Комбинирование рисования с аппликацией из природного материала. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта манкой, удаление излишков, прорисовка фона и деталей, оформление выставки.

Рефлексия: оценка деятельности в парах.

Контроль: выставка творческих работ.



Рисование манкой «Северный олень» (2 часа).

Комбинирование рисования с аппликацией из природного материала. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта манкой, удаление излишков, прорисовка фона и деталей, оформление выставки.

Рефлексия: оценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Рисование различного вида крупами по замыслу (8 часов).

Комбинирование рисования с аппликацией из природного материала. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: творческая работа.

Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта различного вида крупами, удаление излишков, прорисовка фона и деталей, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Раздел № 11 «Пластилинография» (10 часов)



«Цветущий луг» (4 часа).

Знакомство с разновидностью нетрадиционного творчества - пластилинографией. Методика создания пластилиновых картин. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, раскатывание пластилиновых модулей в виде жгутиков, заполнение рисунка, оформление выставки.

Терминалогия: жгутик.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



«Бабочка» (2 часа).

Работа в технике пластилинография. Методика создания пластилиновых картин. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, раскатывание и формирование пластилиновых модулей в виде спирали, заполнение контура рисунка, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



«Морская фантазия» (4 часа).

Работа в технике пластилинография. Методика создания пластилиновых картин. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, раскатывание и формирование пластилиновых модулей различных форм, заполнение рисунка, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка творческих работ.



Раздел № 12 «Чудеса монотипии» (10 часов)



«Город на реке» (2 часа).

Знакомство с техникой печатной графики - монотипией. Этапы работы. Пробные упражнения. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, выполнение пробных упражнений, сгибание листа пополам, нанесение и печать рисунка, оформление выставки.

Терминалогия: печатная графика.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка работ.



«Весенний пейзаж» (2 часа).

Работа в технике монотипия. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, произвольное нанесение краски на бумагу, печать, прорисовка предметов и деталей, оформление выставки.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка работ.



«Рисование бабочек» (2 часа).

Работа в технике монотипия. Демонстрация готовых работ.

Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа, коллективная работа.

Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, вырезание силуэтов бабочек, нанесение узоров на силуэт, печать, прорисовка деталей, оформление коллективной работы.

Рефлексия: оценка деятельности друг друга.

Контроль: выставка работ.



«Моя картина» (2 часа).

Работа в технике монотипия по замыслу детей.

Форма учебного занятия: творческая работа.

Виды учебной деятельности: произвольное нанесение краски на бумагу, печать, задумка сюжета, прорисовка предметов и деталей.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: выставка работ.



«Я – художник» (2 часа).

Подготовка итоговой выставки. Оформление работ в паспарту. Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки».

Форма учебного занятия: практика.

Виды учебной деятельности: оформление работ для выставки в паспарту, размещение лучших работ в альбом.

Терминалогия: паспарту.

Рефлексия: самооценка деятельности.

Контроль: итоговая выставка работ.































4.Контрольно – оценочные средства.



Формы и виды контроля реализации ДООП включает в себя текущий контроль (опрос, наблюдение, самостоятельная работа, коллективный анализ работ, итоговые занятия, тестирование), а также итоговый контроль – проводится в конце обучения посредством итоговой выставки творческих работ.



4.1. Карта оценочных наблюдений результатов обучающихся по итогам освоения программы.



Ф.И.

обучающегося

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Результаты по направленности



Итого

Проявляет трудолюбие, самодисциплину, волевые усилия


Демонстрирует рефлексивные умения

Обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию.

Умеет работать согласно плану действий и осуществлять коррекцию своей работы;

Умеет высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга.

Владеет различными способами и приемами нетрадиционного рисования.

1








2









4.2. Оценочная карта уровневых показателей личностных результатов.

Критерии / баллы

Проявляет трудолюбие, самодисциплину, волевые усилия

Демонстрирует рефлексивные умения

3

выше базового

Осознает цель деятельности. Выполняет задания по критериям в полном объеме и в рамках временного режима, с пониманием конечного результата. Доводит начатое дело до конца.

Может самостоятельно провести самооценивание и оценивание работ одноклассников, осознать свое эмоциональное состояние и причины удовлетворенности или неудовлетворенности полученными результатами.

2

базовый

Осознает цель деятельности. Выполняет задания по критериям в полном объеме с пониманием конечного результата, но с опозданием. Доводит начатое дело до конца.

С помощью педагога может провести самооценивание и оценивание работ одноклассников, осознать свое эмоциональное состояние и причины удовлетворенности или неудовлетворенности полученными результатами.

1

ниже базового

Выполняет задания не аккуратно, не в полном объеме и с опозданием. Не доводит начатое дело до конца.


Не может провести самооценивание и оценивание работ одноклассников, не осознает свое эмоциональное состояние и причины удовлетворенности или неудовлетворенности полученными результатами.


4.3. Оценочная карта уровневых показателей метапредметных результатов.


Критерии / баллы

Обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию.

Умеет работать согласно плану действий и осуществлять коррекцию своей работы.

Умеет высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга.

3

выше базового

Легко и быстро анализирует изучаемый материал, структурирует информацию.

Работает согласно инструкции и заданному алгоритму, осуществляет коррекцию своей работы, если необходимо.

Соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментирует работы в по критериям в рамках задания.

2

базовый

Испытывает затруднения при анализе изучаемого материала, не сразу структурирует информацию.

Не всегда соблюдает инструкцию, но осуществляет коррекцию своей работы.

Соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментарии не соответствуют теме и критериям.

1

Ни же базового

Не умеет анализировать и структурировать информацию.

Не соблюдает инструкцию, неохотно осуществляет коррекцию своей работы.

Не соблюдает этические правила взаимного оценивания.

Комментарии не соответствуют теме и критериям.


4.4. Оценочная карта уровневых показателей результатов по направленности.

Критерии / баллы

Владеют различными приемами и способами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве.

3

выше базового

Владеют различными нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

2

базовый

Владеют не всеми способами и приемами нетрадиционного изобразительного искусства.

1 ниже базового

Большинством способов и приемов нетрадиционной техники не владеют.













































































5.Условия реализации программы.



Учебно-методическое обеспечение программы.

Дидактический материал:

1. Наглядные пособия, рисунки, иллюстрации.

2. Методическая литература по изобразительному искусству.

3. Детская литература с иллюстрациями художников.

4. Психолого-педагогическая литература.

5. Разработки открытых (интегрированных занятий).

6. Инструкции по технике безопасности.

Медиа материалы:

1. Тематические презентации по различным разделам программы;

2. Информационный буклет о работе объединения;

3. Медиа технологические карты на изготовление различных игрушек;

4. Тематические медиа материалы;

5. Медиа библиотека шаблонов, наглядных пособий и иллюстраций;

6. Электронная библиотека фотографий с различных конкурсов, выставок и презентаций.

5.2. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.

Применяемые средства, инструменты и расходные материалы.

Для проведения теоретических и практических работ по темам разработки используются разнообразные инструменты и материалы. 

Инструменты

Материалы

ластик;

точилка для карандашей;

ножницы;

кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые;

палитра;

емкости для воды;

рабочие столы;

магнитная доска;

медиапроектор, экран;

принтер;

сканер;

ноутбук ;

аудио колонки.

простой карандаш;

альбом для рисования;

бумага для рисования акварелью;

бумага для рисования гуашью;

цветные карандаши;

простые карандаши;

акварель художественная;

гуашь художественная;

цветная бумага;

цветной картон;

клей – карандаш;

клей ПВА;

пластилин;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки;

коктейльные трубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

зубные щётки;

салфетки (белые, цветные);

бросовые материалы;

природный материал (семена клена, листья) .



5.3. Информационно образовательные ресурсы.



1. Дидактические игры LearningApps:

Определи жанр картины 

https://learningapps.org/watch?v=p4j38cg6n18 

Нетрадиционные техники рисования

https://learningapps.org/watch?v=p8bk6ety221 

Урок классической живописи

https://learningapps.org/watch?v=pp72mhnia18 

Задание – кроссворд по изо

https://learningapps.org/view5887994 

Картотека дидактических игр по изо- https://docs.google.com/document/d/1P1 fAUGF7UnEWYZyLA7O7beTOns0j21Q/edit

Методические разработки и конспекты занятий - https://drive.google.com/drive/u/2/folders/1rtMjhD8S0z0vSVrSeK5nuRdQ4HVXtEnN



5.4. Организации – партнеры.

Администрация Любинского МР Омской области.

Любинская СОШ №3 Любинского МР Омской области.

Музей им. Коровкина Любинского МР Омской области.



5.5.Кадровое обеспечение.

Программу реализуют педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое и специальное (художественное) образование.





























Список литературы.



Нормативные документы.



Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726. Режим доступа: https://base.garant.ru/70733280/

Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - Москва: Просвещение, 2008. – 16 с.

О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242. Режим доступа «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_253132/02141b8dbdc2aba2883123b07d337c93806bad46/

О направлении методических рекомендаций по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования Омской области от 12.02.2019 № ИСХ - 19/МОБР – 2299. Сайт Боу ДПО «ИРООО» Режим доступа: http://doddc.n-varsh.obr55.ru/files/2019/03/мет.рек-ДОД.doc

Порядок Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам [Электронный ресурс]: приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196. Режим доступа «Гарант.Ру»: https://base.garant.ru/72116730/

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы [Текст] / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010). – 32 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021) . – Москва: Издательство проспект, 2021. - 160 с.



Литература для педагога.


Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.

2. Виленчик, С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей [Текст] / С.И. Виленчик // Дополнительное образование, 2015. № 4. - 43 с.

3. Кривоногова, Л.Д. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Л.Д. Кривоногова / 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2016. - 46 с.

4. Кривопаленко, Е.И. Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: методические рекомендации [Текст] / Е.И.Кривопаленко, Л.А. Кучегура. - Омск: БОУ ДПО “ИРООО”, 2019. – 13 с.

Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ [Текст] / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. – Мн.: Бел. наука, 2016. - с. 28

Метелева, Е.Г. Детское творчество в изостудии. [Текст] / Е.Г. Метелева //«Дополнительное образование» 2017. - №10. – С. 25.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18 ноября 2015 г. № 09 – 3242. / <Письмо> Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" – 4 с.

9. Хуторский, А.В. Развитие творческих способностейм / А.В. Хуторский. - Москва: Владос, 2016. - 22с.



6.3. Список литературы для родителей и обучающихся.

1. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. / Е.К. Брыкина. - Москва: Пед. Общество России, 2017. – 147 с.

2. Геронимус, Т.М.  150 уроков труда в 1-4 классах / Т.М.  Геронимус Москва: Издательство АСТ, 2013 - 168 с.

3. Курбатова, Н.В. Учимся рисовать. [Для школьников нач. кл.] / Н. В. Курбатова. - Москва: Филол. о-во "Слово": АСТ, 2012. - 158 с.

4. Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер. Приключения в мире живописи [Текст] / Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер; пер.: Скурко Е. - Москва: Издат. дом "Гамма", 2016. - 48 с. 

5. Погодина, С. Художественные техники - классические и неклассические [Текст] / С. Погодина // Дошкольное воспитание . - 2009. – № 10. – С .67.



Интернет источники.



Навыки XXI века / Международный методический центр «Навыки XXI. Академия педагогического мастерства» //: [сайт]. Режим доступа Навыки XXI http://akadem.irooo.ru/navyki-xxi-veka

2. Уроки рисования /Сайт «Уроки рисования» //: [сайт]. Режим доступа - https://draw.demiart.ru

3. Журнал Ярмарка Мастеров /Сайт «Ярмарка мастеров» //: [сайт]. Режим доступа - https://www.livemaster.ru/masterclasses/zhivopis-i-risovanie











































Приложение 1





t1759646591aa.png



https://drive.google.com/file/d/1gAJt8MdffcfTP0Q8DCqr_p5Nhczraobb/view?usp=sharing









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.