Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Любинского муниципального района Омской области
Принята на педагогическом совете
БОУ ДО «Центр дополнительного образования»
Протокол № _______от_______2021г.
Утверждаю
Директор БОУ ДО
«Центр дополнительного образования»
___________ Сорокина И. В.
«____» ___________2021г.
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
с применением дистанционных технологий
«МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ».
художественной направленности
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 7-9 лет.
Продолжительность обучения: 1 год.
Общая трудоемкость программы: 144 часа.
Форма реализации программы: очная.
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Горланова Светлана Сергеевна
р. п. Любинский.
2021 год
Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка……………………………………………..…3
Раздел 2. Учебно – тематический план…………………………………….…....6
Раздел3. Содержание программы………………………………………………..8
Раздел 4. Контрольно – оценочные средства…………………………….……18
Раздел 5. Условия реализации программы………………………………….…21
Раздел 6. Список литературы…………………………………………………...23
Пояснительная записка.
Программа “Маленькие волшебники” художественной направленности, стартового уровня, ориентирована на обучающихся младшего школьного возраста 7-9 лет. Программа реализуется через АИС «Навигатор» посредством модуля «Вебинары» (информационный след в АИС Навигатор – приложение 1).
Актуальность программы.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и познавательно-творческой активности. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется возможность творческой самореализации.
Своевременность и современность программы: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Важно научить детей передавать свои ощущения и представления об окружающем мире в самостоятельных творческих работах. Широкими возможностями для развития творческих способностей и творческой самореализации детей обладает нетрадиционное рисование.
В программе предусматривается освоение таких нетрадиционных техник рисования как кляксография, набрызг, монотипия, рисование с использованием природного материала, тампонирование, печать листьями, нитками и т д.
Нетрадиционное рисование - рисование необычными материалами, оригинальными техниками доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нетрадиционное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, помогает развивать у него оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, разных по сложности выполнения, их достоинство состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, пробуждают интерес к творчеству и активно вовлекают в творческую деятельность.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются определённые качества личности. Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей.
Срок реализации программы: 1 год.
Трудоёмкость программы: 144 часа.
Адресат программы – обучающихся 7-9 лет.
Психофизические особенности обучающихся.
Программа рассчитана для обучающихся 7-9 лет. В этом возрасте дети способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства, ставить цели, задачи, включаться в творческую деятельность.
Особенности набора и добора обучающихся. Для освоения образовательной программы принимаются все желающие дети в обозначенном возрастном диапазоне. Набор обучающихся ведется на протяжении всего учебного года без предварительного тестирования. Наполняемость группы составляет 15-20 человек.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности объединения - учебная группа.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.
Формы организации образовательного процесса: изучение теоретического материала, рассказ, практическая работа, творческое задание, экскурсия, контроль, рефлексия.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Цель программы – приобретение обучающимися опыта работы в нетрадиционных техниках рисования, различными художественными материалами по средствам изобразительной деятельности.
Задачи:
-развивать познавательную и творческую активность через самостоятельную практическую изобразительную деятельность.
-формировать трудолюбие, самостоятельность и дисциплину у обучающихся.
-познакомить с различными техниками нетрадиционного рисования.
- научить создавать творческие продукты изобразительной деятельности в нестандартных техниках рисования.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- обучающиеся проявляют трудолюбие, дисциплину, волевые усилия к освоению нового опыта.
- обучающиеся адекватно реагируют на трудности, не боятся сделать ошибки.
- обучающиеся оценивают полученный опыт с точки зрения нравственности.
Метапредметные результаты:
- обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию.
- обучающиеся принимают цель и точно осознают конечный результат, формирует свою цель как ожидание от предстоящей работы.
- обучающиеся умеют высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга.
Результаты по направленности программы:
- обучающиеся имеют знания о с нестандартных техниках изобразительного творчества.
- обучающиеся владеют разными приёмами нетрадиционных способов рисования.
- обучающиеся имеют опыт самостоятельного выполнения творческих изобразительных работ в нестандартных техниках рисования.
- обучающиеся способны создавать творческие изобразительные работы в техниках нестандартного рисования.
Учебно-тематический план
1-й год обучения.
№ Раздела | Тема занятия | Часы |
1 | «Давайте знакомиться». Чему я научусь. Инструктаж по технике безопасности. | 2 |
Раздел № 1 | Волшебные листья. | 12 |
1 | Экскурсия в парк. Сбор природного материала. | 2 |
2 | Осенний лес. | 2 |
3 | Красивые цветы. | 2 |
4 | Мой аквариум. | 2 |
5 | Фроттаж. | 2 |
6 | Праздничный букет. | 2 |
Раздел № 2 | Мои волшебные ладошки. | 10 |
1 | Петушок – золотой гребешок. | 2 |
2 | Хмурый день осенний. | 2 |
3 | Осьминожки на рыбалке. | 2 |
4 | Домашние любимцы. | 2 |
5 | Животные Африки. | 2 |
Раздел № 3 | Пальцевая живопись | 4 |
1 | Ветка рябины. | 2 |
2 | Гроздь винограда | 2 |
Раздел № 4 | Без кисти и карандаша | 8 |
1 | Граттаж. | 4 |
2 | Пуантилизм. | 4 |
Раздел № 5 | Необычное в обычном | 28 |
1 | Ниткография «Цветы и птицы» | 2 |
1 | Рисование по - сырому «Закат». | 2 |
2 | Рисование по мятой бумаге «Поздняя осень» | 2 |
3 | Рисование свечой «Дельфины» | 2 |
4 | Рисование цветным воском и акварелью «Снегири на ели». | 2 |
5 | Рисование цветным воском и акварелью «Северное сияние». | 2 |
6 | Штампы из пробки. Изготовление и печать. | 2 |
7 | Гофрокартон – способ рулонного рисования | 2 |
8 | Набрызг «Зимний пейзаж». | 2 |
9 | Набрызг «Зимнее окошко». | 2 |
10 | Рисование тычком «Любимый зверь». | 4 |
11 | Рисуем с помощью открыток. | 4 |
Раздел № 6 | Рисование солью | 8 |
1 | На севере диком. | 2 |
2 | Зимний вечер. | 2 |
3 | Снежинки. | 2 |
4 | Аленький цветочек. | 2 |
Раздел № 7 | Рисование клеем | 6 |
1 | Рисование с помощью клея ПВА «Розы» | 4 |
2 | Рисование с помощью канцелярского клея «Медуза» | 2 |
Раздел № 8 | Чудо-рисование | 22 |
1 | Оттиск смятой бумагой | 2 |
2 | Кляксография | 4 |
3 | Рисование мыльными пузырями | 2 |
4 | Грифонаж | 4 |
5 | Тингатинга | 4 |
6 | Эрбу | 2 |
7 | Рисование поролоном | 4 |
Раздел № 9 | Скатывание бумаги | 10 |
1 | Пушистые овечки | 2 |
2 | Мой друг снеговик | 4 |
3 | Я рисую маму | 4 |
Раздел № 10 | Рисование сыпучими материалами | 12 |
1 | Рисование манкой «Кот» | 2 |
2 | Рисование манкой «Северный олень» | 2 |
3 | Рисование различного вида крупами по замыслу | 8 |
Раздел № 11 | Пластилинография | 10 |
1 | «Цветущий луг» | 4 |
2 | Бабочка | 2 |
3 | Морская фантазия | 4 |
Раздел № 12 | Чудеса монотипии | 10 |
1 | Город на реке. | 2 |
2 | Весенний пейзаж | 2 |
3 | Рисование бабочек. | 2 |
4 | Морской пейзаж | 2 |
5 | Моя картина. | 2 |
Я – художник. Подготовка итоговой выставки. | 2 | |
итого | 144 |
Содержание программы.
1. Вводное занятие. «Давайте знакомиться». Чему я научусь. (2 часа).
Игра на знакомство «Круг имен», д/и по основам безопасности «Школа безопасности», инструктаж по технике безопасности.
Форма учебного занятия: рассказ, презентация, игра.
Виды учебной деятельности: знакомятся с педагогом и коллективом в форме игры, кабинетом, правилами поведения в объединении, просматривают лучшие работы фонда, учатся правильно организовывать свое рабочее место.
Рефлексия: мини-опрос по основам безопасности.
Раздел № 1. Волшебные листья (12 часов).
1. Экскурсия в парк. Сбор природного материала. (2 часа).
Сбор природного материала - осенних листьев разных по форме и размеру.
Форма учебного занятия: беседа, экскурсия.
Виды учебной деятельности: сбор природного материала. Терминология: природный материал.
«Осенний лес». (2 часа).
Введение в технику печатания листьями. Материалы и инструменты. Техника выполнения.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, выполнение практической работы по данной теме, оформление выставки.
Терминология: монотипия, выставка, нетрадиционное рисование.
Рефлексия: мини-опрос по теме.
Контроль: выставка.
«Красивые цветы» (2 часа).
Техника печатания листьями. Материалы, техника выполнения.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, выполнение практической работы по данной теме, оформление выставки.
Терминология: монотипия, печать, выставка.
Рефлексия: оценка деятельности.
Контроль: выставка.
«Мой аквариум» (2 часа).
Техника печатания листьями. Материалы, техника выполнения.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, выполнение практической работы по данной теме, оформление выставки.
Рефлексия: оценка деятельности.
Контроль: выставка.
«Фроттаж» (2 часа).
Знакомство с художественной техникой «Фроттаж». Материалы, техника выполнения, пробные упражнения.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, пробные упражнения, рисование животных в данной технике, оформление выставки.
Терминология: фроттаж.
Рефлексия: мини-опрос по теме.
Контроль: выставка.
«Праздничный букет» (2 часа).
Техника печатания листьями. Знакомство с жанром живописи – натюрмортом.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, выполнение рисунка, оформление выставки.
Терминология: жанр живописи, натюрморт.
Рефлексия: мини-опрос по теме.
Контроль: выставка.
Раздел № 2. «Мои волшебные ладошки» (10 часов).
«Петушок – золотой гребешок» (2 часа).
Введение в технику рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование петушка с помощью контура ладони, оформление выставки.
Терминология: оттиск, контур, образ.
Рефлексия: мини-опрос по теме.
Контроль: выставка.
«Хмурый день осенний» (2 часа).
Техника рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа. Знакомство с жанром пейзажа.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование пейзажа с помощью контура ладони, оформление выставки.
Терминология: пейзаж.
Рефлексия: оценка своей деятельности.
Контроль: выставка.
«Осьминожки на рыбалке» (2 часа).
Техника рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование, оформление выставки.
Контроль: выставка.
«Домашние любимцы» (2 часа).
Техника рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа.
Форма учебного занятия: рассказ, творческое задание.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование домашних животных с помощью контура ладони, оформление выставки.
Рефлексия: оценка своей деятельности.
Контроль: выставка.
«Животные Африки» (2 часа).
Техника рисования ладошками. Просмотр аналогов. Рисование с помощью ладони – оттиск или обводка контура, дорисовка образа.
Форма учебного занятия: рассказ, творческое задание.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование диких животных с помощью контура ладони, оформление выставки.
Рефлексия: оценка деятельности.
Контроль: выставка.
Раздел № 3. «Пальцевая живопись» (4 часа).
«Ветка рябины» (2 часа).
Знакомство с новой техникой – пальцеграфией. Просмотр аналогов. Рисование пальчиками, дорисовка образа.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование с натуры, оформление выставки.
Терминология: пальцеграфия.
Рефлексия: мини-опрос по теме.
Контроль: выставка.
«Гроздь винограда» (2 часа).
Техника пальцеграфия. Просмотр аналогов. Рисование пальчиками, дорисовка образа.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, рисование, оформление выставки.
Терминология: пальцеграфия.
Контроль: выставка.
Раздел № 4. «Без кисти и карандаша» (8 часов).
«Граттаж» (4 часа).
Знакомство с техникой «Граттаж». Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Город ночью», «Под водой».
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, натирание листа воском, заливка фона черной краской, процарапывание рисунка, оформление выставки.
Терминология: граттаж, заливка.
Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка.
Контроль: выставка.
«Пуантилизм» (4 часа).
Знакомство с техникой «Пуантилизм». Материалы для рисования. Просмотр аналогов. Рисование на тему «Красота природы».
Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, работа в цвете, оформление выставки.
Терминология: эскиз, пуантилизм.
Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка.
Контроль: выставка.
Раздел № 5 «Необычное в обычном» (28 часов).
«Ниткография» (2 часа).
Знакомство с техникой «Ниткография». Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Цветы и птицы».
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование с помощью ниток, прорисовка образов, оформление выставки.
Терминология: ниткография.
Рефлексия: мини-опрос по теме.
Контроль: выставка.
Рисование по сырому «Закат». (2 часа).
Знакомство с техникой «По-сырому». Материалы для работы. Этапы работы. Просмотр аналогов.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование в данной технике, прорисовка деталей, оформление выставки.
Терминология: рисование по-сырому.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка.
Рисование мятой бумаге «Поздняя осень» (2 часа).
Знакомство с техникой рисование по мятой бумаге. Материалы для работы. Этапы работы. Просмотр аналогов.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование по мятой бумаге, прорисовка деталей, оформление выставки.
Контроль: выставка.
Рисование свечой «Дельфины» (2 часа).
Знакомство с техникой рисование свечой. Материалы для работы. Этапы работы. Просмотр аналогов.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование дельфинов свечой, заливка акварелью, оформление выставки.
Рефлексия: мини-опрос по теме.
Контроль: выставка.
Рисование цветным воском и акварелью «Снегири на ели». (2 часа).
Знакомство с комбинированной техникой, восковые карандаши +акварель. Материалы для работы. Этапы работы. Просмотр аналогов.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование восковыми карандашами, заливка акварелью, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка.
Контроль: выставка.
Рисование цветным воском и акварелью «Северное сияние». (2 часа).
Продолжение работы в знакомой технике.
Форма учебного занятия: практическая работа.
Виды учебной деятельности: рисование северного сияния и обитателей севера цветными восковыми карандашами, заливка фона холодными оттенками акварели, оформление выставки.
Рефлексия: мини-опрос по теме.
Контроль: выставка.
«Штампы из пробки. Изготовление и печать» (2 часа).
Знакомство с техникой изготовления штампа. Печать. Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Веселые смайлики».
Форма учебного занятия: рассказ, практика.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, изготовление штампа, печать.
Терминология: штамп.
Рефлексия: оценка деятельности.
«Гофрокартон» – способ рулонного рисования (2 часа).
Знакомство с техникой «Гофрокартон» – способ рулонного рисования. Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Цветы».
Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, скручивание картона в виде спирали, овала, круга и т.д., обмакивание в краску, нанесение отпечатков на бумагу, прорисовка деталей, оформление выставки.
Терминология: гофрокартон.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка.
Набрызг «Зимний пейзаж» (2 часа).
Знакомство с техникой «Набрызг». Инструменты и материалы. Этапы работы. Просмотр аналогов. Рисование «Зимний пейзаж».
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование пейзажа, распыление брызг краски с помощью зубной щетки, прорисовка деталей, оформление выставки.
Терминология: набрызг.
Рефлексия: мини-опрос по теме.
Контроль: выставка.
Набрызг «Зимнее окошко» (2 часа).
Работа в технике «Набрызг». Вырезание трафаретов. Просмотр аналогов. Рисование «Зимнее окошко».
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание объяснений педагога, просмотр готовых работ, вырезание трафаретов кота, луны, разме щение трафаретов на листе цветного картона (черного или синего цвета), распыление брызг краски с помощью зубной щетки, прорисовка деталей, оформление выставки.
Терминология: набрызг.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка.
Рисование тычком «Любимый зверь». (2 часа).
Знакомство с техникой рисования жесткой полусухой кистью. Инструменты и материалы. Методика работы. Просмотр аналогов. Рисование зверей по замыслу детей.
Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование зверей по замыслу, прорисовка деталей, оформление выставки.
Терминология: торцевание.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Рисуем с помощью открыток. (4 часа).
Создание сюжетного рисунка с помощью открыток. Умение связывать рисунок с картинкой в единый сюжет. Инструменты и материалы. Просмотр аналогов.
Форма учебного занятия: творческая работа, самостоятельная работа.
Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, поиск и вырезание картинок из открыток и журналов, наклеивание их на основу, дорисовка сюжета.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Раздел № 6 «Рисование солью» (8 часов).
«На севере диком» (2 часа).
Знакомство с техникой рисования акварелью и солью. Создание полуобъёмного изображения с блестящей, шероховатой фактурой. Материалы для работы. Просмотр аналогов.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, рисование природы и животных севера, частичное посыпание рисунка солью, сушка рисунка, удаление излишков соли, оформление выставки.
Контроль: выставка.
Зимний вечер (2 часа).
Создание полуобъемного рисунка. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: практическая работа.
Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, рисование зимнего пейзажа, частичное посыпание рисунка солью, сушка рисунка, удаление излишков соли, оформление выставки.
Рефлексия: оценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Снежинки (2 часа).
Создание полуобъемного рисунка. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: практическая работа.
Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, заливка фона, рисование снежинок, посыпание рисунка солью, сушка рисунка, удаление излишков соли, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка работ.
Аленький цветочек (2 часа).
Создание полуобъемного рисунка. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: практическая работа.
Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, заливка фона, рисование цветка по сказке, посыпание рисунка солью, сушка рисунка, удаление излишков соли, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Раздел № 7 «Рисование клеем» (6 часов).
Рисование с помощью клея ПВА «Розы» (4 часа).
Знакомство с техникой рисования при помощи клея ПВА и акварели. Смешанная техника. Материалы для работы. Демонстрация работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, нанесение клея по контуру, сушка рисунка, заливка элементов рисунка цветом, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Рисование с помощью канцелярского клея «Медуза» (2 часа).
Знакомство с техникой рисования при помощи канцелярского клея и акварели. Смешанная техника. Материалы для работы. Демонстрация работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, рисование медузы, проработка фона, сушка рисунка, хаотичное нанесение клея на поверхность рисунка, имитируя брызги воды, сушка рисунка, оформление выставки.
Терминология: имитация.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Раздел № 8 «Чудо-рисование» (22 часа).
«Оттиск смятой бумагой» (2 часа).
Знакомство с техникой «Оттиск смятой бумагой». Материалы для работы. Демонстрация готовых работ. Рисование «Мои фантазии».
Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, формирование комочков из бумаги, нанесение произвольных отпечатков на лист бумаги, поиск и прорисовка образов, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка.
«Кляксография» (4 часа).
Знакомство с техникой «Кляксография». Материалы и инструменты для работы. Демонстрация готовых работ. Игры с кляксами, рисование деревьев способом выдувания из кляксы.
Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, нанесение цветового пятна, раздувание кляксы с помощью трубочки для коктейля, прорисовка образов, оформление выставки.
Терминология: кляксография.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
«Рисование мыльными пузырями» (2 часа).
Знакомство с техникой «Рисование мыльными пузырями». Материалы и инструменты для работы. Демонстрация готовых работ. Игры с мыльными пузырями, рисование.
Форма учебного занятия: рассказ, презентация, игра, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр мультимедийной презентации по теме. Выполняют игровое упражнение с мыльными пузырями. Выполняют творческую работу: раздувают цветную пену, получают отпечаток цветового пятна, прорисовка образа, оформление выставки.
Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
«Грифонаж» (4 часа).
Знакомство с техникой импровизированного рисования «Грифонаж». Материалы и инструменты для работы. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, презентация, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр презентации и готовых работ, нанесение непроизвольных, хаотичных линий простым карандашом либо черной гелевой ручкой, поиск образа, прорисовка, оформление выставки.
Терминология: грифонаж, импровизация, абстрактный.
Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
«Тингатинга» (4 часа).
Знакомство со стилем живописи, танзанийского художника 1960-х гг. Эдуардо Тингатинга. Материалы и инструменты для работы. Демонстрация готовых работ, просмотр мультфильма «Тинга-Тинга» страна Африканских мифов.
Форма учебного занятия: рассказ, презентация, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр презентации, мультфильма и готовых работ, работа над эскизом, тонировка фона с растяжкой цвета, прорисовка силуэта черной или коричневой краской, нанесение орнамента по форме силуэта, оформление выставки.
Терминология: растяжка цвета, орнамент, силуэт.
Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
«Эрбу» (2 часа).
Знакомство с новым методом рисования на воде - эрбу. Материалы и инструменты для работы. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, приготовление раствора воды с загустителем, разбрызгивание краски по поверхности, прорисовка основного рисунка, перенесение рисунка на бумагу, сушка, оформление выставки.
Терминология: эрбу.
Рефлексия: мини-опрос по теме, самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
«Рисование поролоном» (4 часа).
Знакомство с техникой рисования поролоном. Материалы и инструменты для работы. Этапы работы. Демонстрация готовых работ. Рисование «Совята», «Панда».
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, нанесение отпечатков, прорисовка деталей, оформление выставки.
Терминология: текстура.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Раздел № 9 «Скатывание бумаги» (10 часов)
«Пушистые овечки» (2 часа).
Комбинирование рисования с аппликацией. Материалы и инструменты для работы. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта бумажными шариками, прорисовка фона, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
«Мой друг снеговик» (4 часа).
Комбинирование рисования с аппликацией. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта бумажными шариками, прорисовка фона, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
«Я рисую маму» (4 часа).
Комбинирование рисования с аппликацией. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, выкладывание бумажных модулей по контуру силуэта, заполнение отдельных элементов бумажными шариками, прорисовка фона, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Раздел № 10 «Рисование сыпучими материалами» (12 часов)
Рисование манкой «Кот» (2 часа).
Комбинирование рисования с аппликацией из природного материала. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта манкой, удаление излишков, прорисовка фона и деталей, оформление выставки.
Рефлексия: оценка деятельности в парах.
Контроль: выставка творческих работ.
Рисование манкой «Северный олень» (2 часа).
Комбинирование рисования с аппликацией из природного материала. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта манкой, удаление излишков, прорисовка фона и деталей, оформление выставки.
Рефлексия: оценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Рисование различного вида крупами по замыслу (8 часов).
Комбинирование рисования с аппликацией из природного материала. Этапы работы. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: творческая работа.
Виды учебной деятельности: просмотр готовых работ, работа над эскизом, заполнение силуэта различного вида крупами, удаление излишков, прорисовка фона и деталей, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Раздел № 11 «Пластилинография» (10 часов)
«Цветущий луг» (4 часа).
Знакомство с разновидностью нетрадиционного творчества - пластилинографией. Методика создания пластилиновых картин. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, раскатывание пластилиновых модулей в виде жгутиков, заполнение рисунка, оформление выставки.
Терминалогия: жгутик.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
«Бабочка» (2 часа).
Работа в технике пластилинография. Методика создания пластилиновых картин. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, раскатывание и формирование пластилиновых модулей в виде спирали, заполнение контура рисунка, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
«Морская фантазия» (4 часа).
Работа в технике пластилинография. Методика создания пластилиновых картин. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, творческая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, работа над эскизом, раскатывание и формирование пластилиновых модулей различных форм, заполнение рисунка, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка творческих работ.
Раздел № 12 «Чудеса монотипии» (10 часов)
«Город на реке» (2 часа).
Знакомство с техникой печатной графики - монотипией. Этапы работы. Пробные упражнения. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, выполнение пробных упражнений, сгибание листа пополам, нанесение и печать рисунка, оформление выставки.
Терминалогия: печатная графика.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка работ.
«Весенний пейзаж» (2 часа).
Работа в технике монотипия. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, произвольное нанесение краски на бумагу, печать, прорисовка предметов и деталей, оформление выставки.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка работ.
«Рисование бабочек» (2 часа).
Работа в технике монотипия. Демонстрация готовых работ.
Форма учебного занятия: рассказ, практическая работа, коллективная работа.
Виды учебной деятельности: слушание рассказа педагога, просмотр готовых работ, вырезание силуэтов бабочек, нанесение узоров на силуэт, печать, прорисовка деталей, оформление коллективной работы.
Рефлексия: оценка деятельности друг друга.
Контроль: выставка работ.
«Моя картина» (2 часа).
Работа в технике монотипия по замыслу детей.
Форма учебного занятия: творческая работа.
Виды учебной деятельности: произвольное нанесение краски на бумагу, печать, задумка сюжета, прорисовка предметов и деталей.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: выставка работ.
«Я – художник» (2 часа).
Подготовка итоговой выставки. Оформление работ в паспарту. Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки».
Форма учебного занятия: практика.
Виды учебной деятельности: оформление работ для выставки в паспарту, размещение лучших работ в альбом.
Терминалогия: паспарту.
Рефлексия: самооценка деятельности.
Контроль: итоговая выставка работ.
4.Контрольно – оценочные средства.
Формы и виды контроля реализации ДООП включает в себя текущий контроль (опрос, наблюдение, самостоятельная работа, коллективный анализ работ, итоговые занятия, тестирование), а также итоговый контроль – проводится в конце обучения посредством итоговой выставки творческих работ.
4.1. Карта оценочных наблюдений результатов обучающихся по итогам освоения программы.
Ф.И. обучающегося | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Результаты по направленности | Итого | ||||||
Проявляет трудолюбие, самодисциплину, волевые усилия | Демонстрирует рефлексивные умения | Обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию. | Умеет работать согласно плану действий и осуществлять коррекцию своей работы; | Умеет высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга. | Владеет различными способами и приемами нетрадиционного рисования. | |||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
4.2. Оценочная карта уровневых показателей личностных результатов.
Критерии / баллы | Проявляет трудолюбие, самодисциплину, волевые усилия | Демонстрирует рефлексивные умения |
3 выше базового | Осознает цель деятельности. Выполняет задания по критериям в полном объеме и в рамках временного режима, с пониманием конечного результата. Доводит начатое дело до конца. | Может самостоятельно провести самооценивание и оценивание работ одноклассников, осознать свое эмоциональное состояние и причины удовлетворенности или неудовлетворенности полученными результатами. |
2 базовый | Осознает цель деятельности. Выполняет задания по критериям в полном объеме с пониманием конечного результата, но с опозданием. Доводит начатое дело до конца. | С помощью педагога может провести самооценивание и оценивание работ одноклассников, осознать свое эмоциональное состояние и причины удовлетворенности или неудовлетворенности полученными результатами. |
1 ниже базового | Выполняет задания не аккуратно, не в полном объеме и с опозданием. Не доводит начатое дело до конца. | Не может провести самооценивание и оценивание работ одноклассников, не осознает свое эмоциональное состояние и причины удовлетворенности или неудовлетворенности полученными результатами. |
4.3. Оценочная карта уровневых показателей метапредметных результатов.
Критерии / баллы | Обучающиеся умеют анализировать и структурировать информацию. | Умеет работать согласно плану действий и осуществлять коррекцию своей работы. | Умеет высказывать оценочные суждения по отношению к полученным результатам друг друга. |
3 выше базового | Легко и быстро анализирует изучаемый материал, структурирует информацию. | Работает согласно инструкции и заданному алгоритму, осуществляет коррекцию своей работы, если необходимо. | Соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментирует работы в по критериям в рамках задания. |
2 базовый | Испытывает затруднения при анализе изучаемого материала, не сразу структурирует информацию. | Не всегда соблюдает инструкцию, но осуществляет коррекцию своей работы. | Соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментарии не соответствуют теме и критериям. |
1 Ни же базового | Не умеет анализировать и структурировать информацию. | Не соблюдает инструкцию, неохотно осуществляет коррекцию своей работы. | Не соблюдает этические правила взаимного оценивания. Комментарии не соответствуют теме и критериям. |
4.4. Оценочная карта уровневых показателей результатов по направленности.
Критерии / баллы | Владеют различными приемами и способами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве. |
3 выше базового | Владеют различными нетрадиционными техниками изобразительного искусства. |
2 базовый | Владеют не всеми способами и приемами нетрадиционного изобразительного искусства. |
1 ниже базового | Большинством способов и приемов нетрадиционной техники не владеют. |
5.Условия реализации программы.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Дидактический материал:
1. Наглядные пособия, рисунки, иллюстрации.
2. Методическая литература по изобразительному искусству.
3. Детская литература с иллюстрациями художников.
4. Психолого-педагогическая литература.
5. Разработки открытых (интегрированных занятий).
6. Инструкции по технике безопасности.
Медиа материалы:
1. Тематические презентации по различным разделам программы;
2. Информационный буклет о работе объединения;
3. Медиа технологические карты на изготовление различных игрушек;
4. Тематические медиа материалы;
5. Медиа библиотека шаблонов, наглядных пособий и иллюстраций;
6. Электронная библиотека фотографий с различных конкурсов, выставок и презентаций.
5.2. Материально-техническое обеспечение.Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы.
Для проведения теоретических и практических работ по темам разработки используются разнообразные инструменты и материалы.
Инструменты | Материалы |
ластик; точилка для карандашей; ножницы; кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 плоские и круглые; палитра; емкости для воды; рабочие столы; магнитная доска; медиапроектор, экран; принтер; сканер; ноутбук ; аудио колонки. | простой карандаш; альбом для рисования; бумага для рисования акварелью; бумага для рисования гуашью; цветные карандаши; простые карандаши; акварель художественная; гуашь художественная; цветная бумага; цветной картон; клей – карандаш; клей ПВА; пластилин; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; зубные щётки; салфетки (белые, цветные); бросовые материалы; природный материал (семена клена, листья) . |
5.3. Информационно образовательные ресурсы.
1. Дидактические игры LearningApps:
Определи жанр картины
https://learningapps.org/watch?v=p4j38cg6n18
Нетрадиционные техники рисования
https://learningapps.org/watch?v=p8bk6ety221
Урок классической живописи
https://learningapps.org/watch?v=pp72mhnia18
Задание – кроссворд по изо
https://learningapps.org/view5887994
Картотека дидактических игр по изо- https://docs.google.com/document/d/1P1 fAUGF7UnEWYZyLA7O7beTOns0j21Q/edit
Методические разработки и конспекты занятий - https://drive.google.com/drive/u/2/folders/1rtMjhD8S0z0vSVrSeK5nuRdQ4HVXtEnN
5.4. Организации – партнеры.
Администрация Любинского МР Омской области.
Любинская СОШ №3 Любинского МР Омской области.
Музей им. Коровкина Любинского МР Омской области.
5.5.Кадровое обеспечение.
Программу реализуют педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое и специальное (художественное) образование.
Список литературы.
Нормативные документы.
Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726. Режим доступа: https://base.garant.ru/70733280/
Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - Москва: Просвещение, 2008. – 16 с.
О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242. Режим доступа «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_253132/02141b8dbdc2aba2883123b07d337c93806bad46/
“О направлении методических рекомендаций по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования Омской области от 12.02.2019 № ИСХ - 19/МОБР – 2299. Сайт Боу ДПО «ИРООО» Режим доступа: http://doddc.n-varsh.obr55.ru/files/2019/03/мет.рек-ДОД.doc
Порядок Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам [Электронный ресурс]: приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196. Режим доступа «Гарант.Ру»: https://base.garant.ru/72116730/
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы [Текст] / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010). – 32 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021) . – Москва: Издательство проспект, 2021. - 160 с.
Литература для педагога.
Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
2. Виленчик, С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей [Текст] / С.И. Виленчик // Дополнительное образование, 2015. № 4. - 43 с.
3. Кривоногова, Л.Д. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Л.Д. Кривоногова / 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2016. - 46 с.
4. Кривопаленко, Е.И. Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: методические рекомендации [Текст] / Е.И.Кривопаленко, Л.А. Кучегура. - Омск: БОУ ДПО “ИРООО”, 2019. – 13 с.
Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ [Текст] / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. – Мн.: Бел. наука, 2016. - с. 28
Метелева, Е.Г. Детское творчество в изостудии. [Текст] / Е.Г. Метелева //«Дополнительное образование» 2017. - №10. – С. 25.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18 ноября 2015 г. № 09 – 3242. / <Письмо> Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" – 4 с.9. Хуторский, А.В. Развитие творческих способностейм / А.В. Хуторский. - Москва: Владос, 2016. - 22с.
6.3. Список литературы для родителей и обучающихся.
1. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. / Е.К. Брыкина. - Москва: Пед. Общество России, 2017. – 147 с.
2. Геронимус, Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах / Т.М. Геронимус Москва: Издательство АСТ, 2013 - 168 с.
3. Курбатова, Н.В. Учимся рисовать. [Для школьников нач. кл.] / Н. В. Курбатова. - Москва: Филол. о-во "Слово": АСТ, 2012. - 158 с.
4. Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер. Приключения в мире живописи [Текст] / Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер; пер.: Скурко Е. - Москва: Издат. дом "Гамма", 2016. - 48 с.
5. Погодина, С. Художественные техники - классические и неклассические [Текст] / С. Погодина // Дошкольное воспитание . - 2009. – № 10. – С .67.
Интернет источники.
Навыки XXI века / Международный методический центр «Навыки XXI. Академия педагогического мастерства» //: [сайт]. Режим доступа Навыки XXI http://akadem.irooo.ru/navyki-xxi-veka
2. Уроки рисования /Сайт «Уроки рисования» //: [сайт]. Режим доступа - https://draw.demiart.ru
3. Журнал Ярмарка Мастеров /Сайт «Ярмарка мастеров» //: [сайт]. Режим доступа - https://www.livemaster.ru/masterclasses/zhivopis-i-risovanie
Приложение 1

https://drive.google.com/file/d/1gAJt8MdffcfTP0Q8DCqr_p5Nhczraobb/view?usp=sharing