Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие волшебники»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 комбинированного вида Василеостровского района
Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ:
Решение Педагогического совета Заведующий ГБДОУ
Протокол №1 «31»_августа_2020 г. ___________ Мелешкина Т.В.
Приказ № 31- 2 ОД от 31.08.2020
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»
для детей 3-7(8) лет
на 2020 – 2021 учебный год
Срок реализации-1 год
Составлена:
Педагогом ДО Цветковой М.К.
Санкт-Петербург
Содержание
| Наименование раздела | Стр. |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. | Актуальность | 3 |
1.1.2. | Практическая значимость Программы | 3 |
1.1.3. | Педагогическая целесообразность Программы | 4 |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.2.1 | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.2.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | |
2.1. | Календарный учебный график | 6 |
2.2 | Учебный план работы с воспитанниками младшей группы (от 3 до 4 лет) | 7 |
2.3. | Учебный план работы с воспитанниками средней группы (от 4 до 5 лет) | 9 |
2.4. | Учебный план работы с воспитанниками старшей группы (от 5 до 6 лет) | 12 |
2.5. | Учебный план работы с воспитанниками подготовительной группы (от 6 до 7(8) лет) | 14 |
2.6. | Комплекс организационно-педагогических условий | 16 |
2.6.1. | Условия реализации Рабочей программы | 16 |
3 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1 | Нормативно-правовые документы | 19 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение Программы | 20 |
3.3 | Список использованной литературы | 20 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие волшебники» (далее – Программа) является программой художественной направленности. Уровень освоения программы – общекультурный.
Программа разрабатывалась в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242.
Распоряжение Комитета по образованию №617-р от 01.03.2017 «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию».
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41)
Закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
Дизайн-деятельность – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Детский дизайн ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном.
Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление.
Приобщение детей к дизайну, благородное, но трудное и длительное дело.
Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
1.1.1 Актуальность
Актуальность данной программы состоит в том, что занятия творчеством имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение творить, создавать композиции, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
1.1.2 Практическая значимость
Под давлением времени вопрос обучения детей элементам дизайна стал невероятно актуальным. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляется представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознано их использовать.
1.1.3. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что творчество является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует развитию мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
1.2 Цели задачи реализации образовательной программы
Цель: развитие художественного творчества посредством обучения детей элементам дизайна.
Задачи:
а) образовательные задачи: совершенствовать технические навыки рисования; продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования; закреплять знания о праздниках; закреплять умение в дизайн деятельности; показать разнообразие материалов используемых в дизайн деятельности; учимся декорированию поделок.
б) развивающие задачи: развивать речь, развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение.
в) воспитательные задачи: воспитывать эмоционально- положительное отношение к изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время работы.
1.2.1. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы:
1. Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням художественного развития ребенка (возрастам).
2. Принцип индивидуально - личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения.
3. Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью и творчеством.
4. Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному». этот принцип диктует построения структуры программы и хода занятия.
5. Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости процессе создания поделки
6. Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности. Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов пальчиковой гимнастики, музыкальное сопровождение.
7. Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе рисования достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их изобразительной деятельности.
8. Принцип дозированной помощи и невмешательства в процессе детского изобразительного творчества.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Непременным условием при организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества, т.е. стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить.
Создание условий освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов, нетрадиционных материалов и инструментов, развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты.
Методы работы:
- словесные: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы;
- художественное слово: загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки;
- наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
- практические (самостоятельное и совместное выполнение работы)
Ведущей формой организации обучения является подгрупповая.
Наряду с подгрупповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков изображения может быть различной.
Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 3-4, 4-5 лет, 5-6, 6-7 (8) лет.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на детские подгруппы в количестве от 10 до 12 человек, 1 занятие в неделю, 34 занятия в год с сентября по май.
Продолжительность занятий – 15 минут в младшей группе, 20 минут в средней группе, 25 минут в старшей группе, 30 минут – в подготовительной группе.
1.2.2. Планируемые результаты освоения программы
Дети могут самостоятельно пользоваться кистью и красками;
знают и называют цвета;
подбирают цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
самостоятельно украшают свои работы;
овладели простыми нетрадиционными техниками рисования;
могут самостоятельно работать с природными материалами;
проявляют аккуратность в работе;
развивается речь детей и обогащается словарный запас;
развивается крупная и мелкая моторика рук;
проявляется интерес к изобразительной деятельности;
повышается познавательная активность;
формируется целостная картина мира.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарный учебный график
Возраст | Дата | Дата | Количество | Количество | Режим занятий |
Младший возраст (3-4 г) | 21сентября | 31 мая | 34 | 34 | 1 раз в неделю по 15 минут |
Средний возраст(4-5лет) | 21сентября | 31 мая | 34 | 34 | 1 раз в неделю по 20 минут |
Старший возраст(5-6 лет) | 21сентября | 31 мая | 34 | 34 | 1 раз в неделю по 25 минут |
Подготовительный к школе возраст(6-7лет) | 21сентября | 31 мая | 34 | 34 | 1 раз в неделю по 30 минут |
2.2. Учебный план
младшей группы
(3-4г. )
№ П/П | Название | Количество часов | Формы промежуточной аттестации контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Работа с природными материалами | 5 | - | 5 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
2 | Оригами | 3 | - | 3 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
3 | Работа с бумагой и картоном | 6 | - | 6 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
4 | Работа с нетрадиционными материалами | 20 | | 20 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
| Всего | 34 | - | 34 | |
Учебно-тематический план работы с воспитанниками младшей группы
(3-4 г)
Содержание работы
Месяц | Тема занятия | Материалы | |
Сентябрь | | | |
| Улитка | Полоски цветной бумаги, клей | |
| Берёзка | Голубая тонированная бумага с силуэтом березы, живые листья берёзы, клей | |
Октябрь | Гриб | Греча, манка, клей | |
| Лев | Одноразовая тарелка, листья клена | |
| Собачка | Одноразовая тарелка, цветная бумага | |
| Ежик | Силуэт ежика, бумажные полоски, клей | |
Ноябрь | Тучка с радугой | Тонкий поролон, цветная бумага | |
| Мышка | Цветная бумага, нитки | |
| Клоун | Одноразовая тарелка, цветная бумага, помпоны | |
| Сердечный цветок | Цветная бумага, трубочка для коктейля | |
Декабрь | Снеговик | Рулончик, цветная бумага | |
| «Конверт для письма Деду Морозу» | Конверт, клей-карандаш, различные декоративные материалы на выбор. | |
| Новогодний колокольчик | Картон, мишура, блестки | |
| Дед мороз | Одноразовая тарелка, цветная бумага, вата | |
Январь | Варежки | Картон, вата, блестки | |
| Снегирь | Цветная бумага, стразы | |
| Мороженое | Ватные диски, цветная бумага, акварель | |
| Пингвин | Мелконарезанная салфетка, клей | |
Февраль | Мышка | Цветная бумага, клей | |
| Сердечко на палочке | Цветная бумага, деревянная шпажка | |
| Подарок для папы | Картон золотого цвета, надписи «23 февраля», ленточки. | |
| Кролик (оригами) | Цветная бумага | |
Март | Цветок для мамы | Одноразовый стаканчик, цветная бумага, пластилин | |
| Весенняя капель | Фольга, силуэт дома, клей | |
| Подснежник | Ватный диск, цветочная бумага, трубочка для коктейля | |
| Котик (оригами) | Цветная бумага | |
Апрель | Верба | Вата, веточки деревьев | |
| Пасхальный цыпленок | Картон, цветная бумага, ножницы | |
| Космос | Готовые ракеты, клей, пластилин | |
| Гусеница | Цветные полоски, клей | |
Май | День Победы | Картон, мишура, готовые элементы | |
| Лиса (оригами) | Цветная бумага | |
| Мой город | Силуэт медного всадника, акварель | |
| Божья коровка | Скорлупа грецкого ореха, гуашь, пластилин | |
Всего 34 занятия
2.3. Учебный план
средней группы
(4-5 л )
№ П/П | Название | Количество часов | Формы промежуточной аттестации контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Работа с природными материалами | 6 | - | 6 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
2 | Оригами | 4 | - | 4 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
3 | Работа с бумагой и картоном | 8 | - | 8 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
4 | Работа с нетрадиционными материалами | 16 | - | 16 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
| Всего | 34 | - | 34 | |
Учебно-тематический план работы с воспитанниками средней группы
(4-5л)
Содержание работы
Сентябрь
№ | Название | Используемые материалы |
1 | Ежик | Картон с мордочкой ежика, семена клена(крылатки), клей карандаш. |
2 | Ветка рябины | Пластилин, листья рябины |
Октябрь
1 | Осенний венок | Одноразовые тарелки, клей пва, осенние листья |
2 | Ящик с фруктами | Полоски картона, поролоновые силуэты фруктов |
3 | Мухоморы | Силуэты мухоморов, пластилин красного и белого цвета, клей пва, зеленый чай (для ножки). |
4 | Осенний пейзаж | Бумага для рисования (А4), листья для отпечатков, гуашь |
Ноябрь
1 | Ёжик из шишек | Шишки сосны, пластилин (мордочки, глазки), зеленый чай(для подставки), небольшие квадратики из картона(подставки). |
2 | Белка в лесу | Бумага для рисования, восковые мелки, гуашь для фон, силуэты белочек . |
3 | Собачка (оригами) | Цветная бумага |
4 | Вазочка с калой | Заготовки вазочек (по две на каждого), клей карандаш, большая зеленая шпажка, ватный диск, желтый пластилин (серединка калы). |
Декабрь
1 | Снежный пейзаж | Голубой картон, восковые мелки, ватные палочки, гуашь белого цвета |
2 | Подсвечники | Небольшие свечки, соленое тесто, тарелочки бумажные, бумажные салфетки (новогодней тематики), мишура, блестки для декорирования подставки. |
3 | Дед Мороз | Цветная бумага |
4 | Новогодняя открытка | Силуэты елки, мишура, клей |
Январь
1 | Календарь погоды | Голубая бумага, круг для солнца, силуэты облаков, голубая креп- бумага |
2 | Котик | Заготовки котиков, ножницы, клей |
3 | Варежка | Картон, мишура, блестки |
4 | Медведь в берлоге | Одноразовые вилки, гуашь, силуэты медведей, Белый картон, коричневая бумага, вата, клей пва. |
Февраль
1 | Домики (оригами) | Цветная бумага |
2 | Валентинки | Полоски бумаги красного, розового цвета, клей |
3 | Медали для пап | Картон золотого цвета, надписи «23 февраля», ленточки. |
4 | Роза для мамы | Кисти №2, раскраска роза, акварель, ножницы, клей карандаш, стихи, картон и цветная бумага . |
Март
1 | Сердечный цветок (оригами) | Цветная бумага |
2 | Ранняя весна | Акварель, соль. |
3 | Капель | Силуэты домов, полоска для крыши, пластилин |
4 | Мышка на сыре | Серый пластилин, нитки (для хвостиков),бисер (для глаз), заготовки из четверти бумажной тарелки с дырками (сыр), восковые мелки светло и темно желтого цвета. |
Апрель
1 | Пасхальное яйцо в корзиночке | Ленточки на клейкой основе, ножницы, разноцветный картон с контуром яйца, корзиночка, бумага для кармашка, бабочка из фетра. |
2 | Планета земля (двухэтапная работа) | Лист белой бумаги, акварель, черный картон, белая гуашь (набрызг – звезды). |
3 | | Ножницы, мишура – звезды разного цвета, клей пва. |
4 | Веточка сакуры | Гуашь, маленькие бутылочки с выпуклым дном, половина листа белой бумаги по вертикали А3 |
Май
1 | Плотик | Палочки для мороженого, пластилин, цветная бумага (для палатки), зубочистки, красные флажки. |
2 | Открытка к 9 мая | Цветная бумага, мишура (для декорирования). |
3 | Рыбка | Силуэты рыбок, ракушки, пластилин, клей пва, речной песок, голубой картон. |
4 | 27 мая – салют городу на Неве | Картон темно синего, черного или фиолетового цвета, пластилин (салют), фото медного всадника, клей с блестками. |
Всего 34 занятия
2.4. Учебный план
старшей группы
(5-6 л )
№ П/П | Название | Количество часов | Формы промежуточной аттестации контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Работа с природными материалами | 2 | - | 2 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
2 | Оригами | 5 | - | 5 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
3 | Работа с бумагой и картоном | 5 | - | 5 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
4 | Работа с нетрадиционными материалами | 22 | - | 22 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
| Всего | 34 | - | 34 | |
Учебно-тематический план работы с воспитанниками старшей группы
(5-6л)
Содержание работы
Месяц | Тема занятия | Материалы | |
Сентябрь | | | |
| | | |
| 1. «Осенний лист» | Пластилин, картон, ножницы | |
| 2.«Берёзка» | Голубая тонированная бумага, белая бумага, живые листья берёзы, фломастеры, клей-карандаш. | |
Октябрь | 1. «Лев» | Листья клена, картон, клей | |
| 2.«Яблочко» | Одноразовая бумажная тарелка, красная гуашь, кисти, веточка для черенка, цветная бумага, пластмассовые глазки, бантик, пластилин. | |
| 3.«Осеннее дерево» | Коричневый и зеленый пластилин, синий картон, цветочная бумага, фигурки божьей коровки и мухоморчика. | |
| 4.«Листопад» | Синяя тонированная бумага, гуашь, цветная бумага, трубочки для коктейля, паетки-листики. | |
Ноябрь | 1.«Птица в гнезде» | Одноразовые бумажные тарелки, синяя гуашь, кисти, клей-карандаш, картинка с птицей. Живые веточки, трава, листики-пайетки для украшения, пластилин. | |
| 2.Белка | Бумажный стаканчик, краски, клей, цветная бумага | |
| 3. «Осенний пейзаж» (по-сырому) | Бумага формата А4, гуашь, кисти, восковые мелки, декоративные листики, гель-блеск. | |
| 4. «Подарок для мамы» | Цветные салфетки, клей | |
Декабрь | 1.Зайцы в зимнем лесу | Гуашь, ватные диски, | |
| 2. «Конверт для письма Деду Морозу» | Конверт, декоративные марки, клей-карандаш, различные декоративные материалы на выбор. | |
| 3. «Новогодняя елка» | Силуэт елки, декоративные материалы по выбору ребенка | |
| 4. «Новогодняя игрушка» (оригами) | Цветная бумага, декоративные материалы | |
Январь | 1.Рыбка | Синий картон, цветная бумага, нитка, восковые мелки | |
| 2.Зимний пейзаж | Ватные палочки, клей, картон темный, белая бумага | |
| 3.Варежка | Тесьма тонкая, цветной картон, вата, клей | |
| 4.Синичка (оригами) | Цветная бумага, ножницы, клей | |
Февраль | 1. «Снеговичок» | Вата, клей ПВА, фломастеры | |
| 2. «Зимний пейзаж» | Бумага формата А4, гуашь, клей ПВА, вата. | |
| 3. «Зимний пейзаж» | Картинки-вырезки с животными, клей-карандаш, декоративные материалы на выбор. | |
| 4. «Подарок для папы» | Цветная бумага, клей, восковые мелки | |
Март | 1. «Подарок для мамы» | Стаканчики из-под йогурта, клей ПВА, манка, искусственные цветы, декоративные материалы на выбор. | |
| 2.Подснежники | Ватные диски, цветная бумага, клей | |
| 3. Весенняя капель | Цветная бумага, клей ПВА, соль | |
| 4.Верба | Цветная бумага, вата, клей | |
Апрель | 1.Жар-птица | Рулончик от туалетной бумаги, цветная двухсторонняя бумага, | |
| 2.закладка-уголок (оригами) | Цветная бумага, клей | |
| 3. Аквариум | Цветная бумага, синий картон, восковые мелки | |
| 4. «Поделка к Пасхе» | Шаблон корзинки, ажурные салфетки, цветная бумага, картон, клей-карандаш, паетки, конфетти, тесьма. | |
Май | 1.День Победы | Георгиевская лента, белая бумага, гуашь | |
| 2.Бабочка на цветке (оригами) | Одноразовая тарелка, пластилин, цветная бумага, гуашь | |
| 3.Рыба (оригами) | Квадрат цветной бумаги, ножницы, клей | |
| 4.здравствуй, лето! | Материалы по выбору детей | |
Всего 34 занятия
2.5. Учебный план
подготовительной группы
(6-7 л )
№ П/П | Название | Количество часов | Формы промежуточной аттестации контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Работа с природными материалами | 4 | - | 4 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
2 | Оригами | 6 | - | 6 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
3 | Работа с бумагой и картоном | 8 | - | 8 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
4 | Работа с нетрадиционными материалами | 16 | - | 16 | Наблюдение за детьми, анализ готовой поделки | |
| Всего | 34 | - | 34 | |
Учебно-тематический план работы с воспитанниками подготовительной группы
(6-7л)
Содержание работы
Месяц | Тема занятия | Материалы | |
Сентябрь | | | |
| Гроздь рябины | Шапочки от желудей, пластилин, гуашь, губка | |
| Сова | Оригами, крафт-бумага, восковые мелки, клей | |
Октябрь | Стрекоза | Семена клена, пластилин, веточки | |
| Грибы-боровики | Греча, манка, клей, сухие листья, мох | |
| Мишки-плетенки | Шаблон мишки, цветные полоски | |
| Осенний пейзаж (открытка) | Акварель, сухие листья разных деревьев и кустарников | |
Ноябрь | Осеннее киригами | Шаблоны осенних «снежинок», цветная бумага | |
| Рыбки-гармошки | Цветная бумага, клей, ножницы | |
| Павлин | Цветная бумага, клей, ножницы | |
| Цветок для мамы | Одноразовый стаканчик, пластилин | |
Декабрь | Белый медведь | Цветная бумага, клей, ножницы | |
| Конверт для письма Деду Морозу | Конверт, декоративные марки, клей-карандаш, различные декоративные материалы на выбор. | |
| Шарик на ёлку | Пластиковый шар, гуашь | |
| Новогодняя открытка | Цветная бумага, декоративные материалы | |
Январь | Рождественский ангел | Цветная бумага, нитки, клей | |
| Барельеф «Зима» | Полимерная глина | |
| Закладка-уголок (оригами) | Цветная бумага | |
| Собачка в будке (оригами) | Цветная бумага, клей, ножницы | |
Февраль | Кукла-масленица | Цветная бумага, декоративные материалы | |
| Влюбленные мышки (оригами) | Цветная бумага, клей | |
| | | |
| Галстук для папы | Цветная бумага, клей, восковые мелки, стразы | |
Март | Подснежники | Одноразовая тарелка, цветочная бумага, клей | |
| Букет для мамы | Салфетки, синельная проволока | |
| Птица- веер | Цветная бумага, клей | |
| Веселые вороны (оригами) | Цветная бумага, клей, ножницы | |
Апрель | Тренажер для развития дыхания «Слон» | Цветная бумага, трубочки для коктейля | |
| Пасхальный подарок | Фомиарам, клей, декоративные материалы | |
| Цыпленок | Прищепки, картон, клей | |
| Ландыш | Упаковка от яиц, цветочная бумага | |
Май | «День Победы» | Цветочная бумага, георгиевская лента, цветная бумага | |
| Коты из газет | Газеты, шаблоны, ножницы | |
| Виват, Санкт-Петербург | Коллаж, силуэты памятников, восковые мелки, акварель | |
| здравствуй, лето! | Материалы по выбору детей | |
Всего 34 занятия
2.6. Комплекс организационно-педагогических условий
2.6.1. Условия реализации программы.
1) Особенности организации образовательного процесса – воспитанники сформированы в группу одной возрастной категории: 3– 4 года,4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Состав групп – постоянный.
Материально-техническое обеспечение – помещение для занятий по программе соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, нормам освещения и вентиляции.
Используются декоративные материалы, цветная бумага, картон, клей, ножницы, природные материалы .
Кадровое обеспечение – программу реализует педагог дополнительного образования Цветкова М.К.
Для определения результативности освоения программы разработана диагностическая карта, с помощью которой происходит мониторинг образовательного процесса.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов – диагностическая карта, аналитическая справка, журнал посещаемости детей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов – диагностическая карта, аналитическая справка.
3) Оценочные материалы
Для оценивания знаний детей разработана диагностическая карта (Приложение 1)
Диагностическая карта группы (3-4г)
№ | Ф.И. ребенка | Работа с природными материалами | Работа с ножницами | Работа в нетрадиционных техниках | Развитие воображения, фантазии | Итоговый показатель | ||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | |||
1 | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | |
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | | | | | | | | | | |
Диагностическая карта группы (4-5лет)
№ | Ф.И. ребенка | Работа с природными материалами | Работа с ножницами | Работа в нетрадиционных техниках | Развитие воображения, фантазии | Итоговый показатель | ||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | |||
1 | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | |
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | | | | | | | | | | |
Диагностическая карта группы (5-6лет)
№ | Ф.И. ребенка | Работа с природными материалами | Работа с ножницами | Работа в нетрадиционных техниках | Развитие воображения, фантазии | Итоговый показатель | ||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | |||
1 | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | |
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | | | | | | | | | | |
Диагностическая карта группы (6-7(8) лет)
№ | Ф.И. ребенка | Работа с природными материалами | Работа с ножницами | Работа в нетрадиционных техниках | Развитие воображения, фантазии | Итоговый показатель | ||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | |||
1 | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | |
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | | | | | | | | | | |
Критерии оценки.
1 балл –ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки.
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого.
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
По результатам диагностики и мониторинга оформляется аналитическая справка.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Нормативно-правовые документы
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года.
2. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно (утверждена Правительством РФ от 04.09.2014 года №1726).
3. Приоритетный национальный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (протокол Совета Президиума при президенте от 30.11.2016 года №11).
4. Проект Общероссийского народного фронта «Равные возможности - детям» (создан в марте 2017года).
5. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 года №467).
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» (от 07.12. 2018 года №3).
7. Приказ Минпросвещения РФ №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 года.
8. Распоряжение Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга №617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017.
3.2. Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия (картины, игрушки, образцы работ);
кисти для рисования и клея;
краски (акварель и гуашь);
восковые мелки, карандаши, фломастеры;
бумага разного формата;
картон, цветная бумага, гофрированная бумага;
клей карандаши и пва;
природные материалы (шишки, мох, листья деревьев, скорлупа орехов, семечки, крупы, мука, соль и др);
пластилин;
материал для декорирования (вата, блестки, бисер, бусины, поетки, ленты, банты и мн. др.) ;
готовые заготовки для работ.
3.3. Список использованной литературы
1. Е. Румянцева «Праздничные открытки», М., Айрис-Пресс,2005.
2. Зайцев В.Б. «Модели для аппликации», М., РИПОЛ-классик, 2012 г.
3.И.Хананова «Солёное тесто», М., «АСТ-ПРЕСС», 2001 5г.
4. А.Маркелова «Забавные поделки»,М., АГЕНСТВО СIP РГБ,2010 г.
5. Л.М.Салагаева «Объёмные картинки», С-Пб, Детство-Пресс, 2009 г.
6. «Пластилиновые фигурки животных»,М., Эксмо,2008 г.
7. А.Фирсова «Чудеса из солёного теста», Айрис-Пресс, М., 2008 г.
8. И.Агатова, М Давыдова «Аппликация», Лада Издательство, М., 2009 г.
9. И Агатова, М Давыдова «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», Лада Издательство, М., 2008 г.
10. Н.В.Дубровская «Аппликация из природных материалов», М., АСТ, 2008 г.
11. П.Захарюк «Картины из цветов и листьев», «Издательская группа «КОНТЭНТ», 2008 г
12. Информационно - компьютерные ресурсы: bebi.lv/otdih-i-dosug-s-detjmi/. , maminsite.ru/early.files/podelki...;
21
Мажова Светлана Александровна