Малые формы русского фольклора в повседневной работе педагога
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическое пособие
Малые формы русского фольклора в повседневной работе педагога
Автор-составитель: Петрова Елена Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2025
Аннотация
Данное пособие предназначено для педагогов (воспитателей детских садов, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования), занимающихся с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Малые формы фольклора, используемые в качестве физкультминуток и разминок, не только разнообразят игровую деятельность, но и помогают погрузить детей в атмосферу старинных посиделок, узнать больше о традициях русского народа.
Пояснительная записка
В своей работе по патриотическому воспитанию юных россиян мы опираемся на основные положения монографии Н.А. Савотиной «Гражданское воспитание», которая выделяет три стадии сформированности патриотизма:
1. Стадия «естественного (наивного) патриотизма, которая выражается через привязанность к родной земле, месту, где родился, школе, дому, семье и т.п. Чаще всего эта стадия наблюдается у дошкольников и младших школьников, хотя может иметь место и у старшеклассников. Эта стадия имеет чувственно-эмоциональное выражение, проявляется через категории «нравится-не нравится».
2. Стадия осознанного (просвещенного) патриотизма. Любовь оценивается уровнем приобщения к миру нравственных ценностей, проявляется через подражание героическим примерам, служение, стремление защитить, сопричастность значимым ценностям и событиям, ценностно-интеллектуальный опыт.
3. Стадия осознания принадлежности к социуму, человечеству через призму интересов государства и своей нации через участие в выборах, гражданских акциях, развитие правосознания, гражданского сознания, участие в улучшении жизни своей страны, развитое гражданское правосознание, мировоззрение.
Таким образом, можно уверенно считать, что формирование гражданской самоидентификации личности ребенка не может проходить только самопроизвольно, педагогам необходимо прикладывать усилия, проводить данную работу систематически. Именно патриотическому воспитанию придается в настоящее время особое значение в нормативных и стратегических документах образования Российской Федерации, поэтому представленное методическое пособие является актуальным. Работа по патриотическому воспитанию детей должна проходить не только посредством целенаправленных мероприятий, но и быть каждодневной, даже рутинной. Для этого оптимально подходят малые фольклорные формы (докучные сказки, потешки, заклички), на основе которых можно проводить разминки, физкультурные минутки, пальчиковую гимнастику. В использовании для привычных форм организации разминок малых форм фольклора видится нам новизна данного пособия. Такое воздействие на детей, несущее в себе черты народной педагогики, особенно актуально в наши дни, когда на детей большое влияние оказывает иностранная культура, транслируемая телевидением и Интернетом через мультфильмы и игры. Сохранить культурные традиции наших предков, передавать детям знания о культурном наследии – одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами.
Цель: Содействие формированию личности ребенка со сформированной гражданской идентичностью посредством погружения в мир русского фольклора и народных традиций.
Задачи:
выучить с детьми малые фольклорные формы, объяснить их взаимосвязь с народными традициями наших предков;
воспитать уважительное отношение к культурным традициям русского народа;
развить творческие способности детей;
развить воображение, восприятие, память.
Необходимые материалы: картинки-иллюстрации к потешкам и другим малым фольклорным формам (напечатанные или в формате презентации).
Докучные сказки
Славилась осень на Руси своими посиделками озорными да веселыми. Осенние вечеринки, на которые деревенская молодёжь забывала горе и тяготы, носили название «ссыпки» или «братчины». Девушки собирали со всех участниц посиделок продукты – пшено, муку, яйца (отсюда и название «ссыпки») и готовили незатейливое угощенье: кашу, щи, блины или яичницу.
На посиделки девушки приходили со своей работой, приносили рукоделие. Бывали и такие вечера, когда собирался тесный кружок вокруг старой бабушки, которая рассказывала сказки или пела былины. И долгими часами сидели, затаив дыхание, ловя каждое слово рассказчицы. А когда очень сильно приставали (докучали) ребятишки: «Расскажи, ну, расскажи сказку…», то могли услышать и такую докучную сказку:
Совушка-сова, большая голова
(Руками изобразить большую голову, слегка округлив руки над головой)
Летела, летела,
(руками изобразить движение крыльев, если помещение небольшое – приставить ладони к плечам и махать предплечьями)
На березу села,
(руки – на пояс)
По сторонам глядела,
(поворачивать голову в разные стороны, в это же время поднимать плечи и ухать)
Глазищами моргала,
(моргать глазами)
Все мышку искала, начинай сначала…
Упражнение повторяется 2-3 раза, каждый раз темп выполнения убыстряется. Закончить можно словами: «Не начнем сначала».
Задание для детей: придумать физкультурную минутку под другие докучные сказки.
Летел ворон,
Сел на колоду,
Да бул-тых в воду.
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез,
Сел на колоду, да бул-тых в воду…
Жила-была бабка
У самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Она купила мыло и мочало,
Эта песня хороша,
Начинай сначала…
Потешки
У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его опыт, фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек. Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.
Потешки и пестушки идеально подходят для проведения массажа кистей рук и в качестве пальчиковой гимнастики, они легко запоминаются, нравятся детям.
Идет котик по лавочке,
(двумя пальцами правой руки изображаем ходьбу по левой ладошке)
Ведет кошку за лапочки.
(гладим ладошки друг о друга по очереди несколько раз)
Топы-топы по лавочке,
(двумя пальцами левой руки изображаем ходьбу по правой ладошке)
Цапы-цапы за лапочки.
(хлопаем в ладошки несколько раз, поворачивая кисти рук)
Рано утром, спозаранок
(потягиваемся)
Накупил баран (изображаем пальцами рога) баранок,
(соединяем большие и указательные пальцы, потом по очереди большие пальцы и все остальные пальцы, как бы считаем баранки)
А потом на рублики прикупил он бублики.
(округляем кисти рук, соединяем большие пальцы друг с другом, остальные пальцы также соединяются)
Хороши баранки (соединяем указательный и большой палец), бублики
(округляем кисти рук, соединяем большие пальцы друг с другом, остальные пальцы также соединяются)
Мы не зря платили рублики!
(Повороты головой вправо и влево)
Методические рекомендации
Докучные сказки, пестушки и потешки русского народа хорошо подходят для того, чтобы использовать их для начала занятий («Рано утром, спозаранок…»). Если педагог возьмет за правило начинать занятие, особенно для детей старшего дошкольного возраста, то оно будет иметь значение приветственного ритуала, будет настраивать на учебную деятельность.
Хороши малые формы фольклора и для проведения физкультурных пауз, разминок. Можно даже организовать конкурс на лучшую физкультминутку, основанную на тексте потешки или докучной сказки.
Систематические целенаправленные занятия и мероприятия, посвященные изучению русской народной культуры, способствуют формированию личности гражданина – патриота своей Родины, осознающего самобытность своего народа, понимающего необходимость сохранения культурного наследия русского народа, умеющего проследить связь между стариной и современностью.
Чтобы отследить уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста гражданской идентичности, представлений о себе как россиянине, можно провести мониторинг и оценить действия ребенка по трем уровням (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень: учащиеся имеют достаточные знания о народной культуре, знают малые фольклорные жанры (потешки, пословицы, поговорки, сказки-докучалки, заклички), могут уместно применять их на практике, могут сами организовать одну из русских народных игр, убеждены в необходимости сохранения самобытной русской народной культуры, понимают свою сопричастность к своей Родине.
Средний уровень характеризуется отсутствием системных знаний о народной культуре, знания фольклора, народных праздников, игр ограничиваются 1-2 самыми известными пословицами, поговорками, песнями и играми привязки к конкретным народным праздникам или обрядам, ребенок охотно участвует в народных играх, может подхватить ее, но не выражает желание стать организатором; не определенно относится к гражданской идентичности.
Низкий уровень: учащиеся не имеют знаний о народной культуре, не играют в народные игры, не знают народного фольклора: пословиц, поговорок, потешек, колядок и т.д.; не имеют представления о народных праздниках, не осознают, для чего это надо; не идентифицируют себя как гражданина России.
Использованная литература:
Потешки. Считалки. Небылицы. М.: Современник, 1989.
Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. М.: Просвещение, 1995.
Чижик знает песенку. Русские народные потешки. – М.: Мелик Пашаев, 2013.