Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Движущей силой развития ребенка является ведущий тип деятельности
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Психологические особенности
В дошкольном возрасте у детей формируются базовые психологические характеристики, такие как самооценка, уверенность в себе, способность к саморегуляции. Важно отметить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут различаться.
Факторы влияющие на развитие
Генетика: Генетический фактор играет важную роль в определении индивидуальных особенностей развития ребёнка. Некоторые генетические предрасположенности могут влиять на скорость и качество развития различных психических функций.
Окружающая среда: Окружающая среда оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Богатая стимулами среда, поддержка со стороны родителей и педагогов, а также наличие возможностей для игры и творчества способствуют оптимальному развитию.
Заболевания и травмы: Некоторые заболевания и травмы могут негативно сказаться на развитии мозга и психических функций. Например, нарушения слуха или зрения могут привести к задержке речевого развития, а черепно-мозговые травмы могут вызвать когнитивные и поведенческие проблемы.
Образовательные программы: Занятия в кружках. секциях, таких как подготовка к школе, развитие навыков чтения, письма, счета и логики, спорт. Рисунки, поделки, лепка и другие виды творческой активности помогают развивать воображение, моторику и интеллектуальные способности.
Эмоциональное состояние: Эмоциональная поддержка и стабильность, уважение и поддержка
Физическая активность
Психологическое развитие
Возрастные особенности
Моторные навыки
К 7 годам дети развивают мелкую и крупную моторику. У них улучшается координация движений, что позволяет выполнять такие сложные действия: рисование, лепка, моделирование, лазанье, бросание мячей и ловля и т.д.
Когнитивное развитие
Когнитивные способности активно развиваются. Оно включает в себя развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, эмоционального и социального развития.
Эмоциональное развитие
Эмоциональная отзывчивость: Дети становятся более восприимчивыми к эмоциям других людей, учатся сочувствию и эмпатии.
Эмоциональная устойчивость: Эмоции ещё остаются яркими и бурными, но дети начинают учиться контролировать свои чувства, особенно в ситуациях, связанных с социальными нормами и правилами.
Страхи и тревоги: В этом возрасте часто появляются страхи, связанные с неизвестностью, темнотой, одиночеством и другими факторами. Родители и воспитатели должны уделять особое внимание поддержке ребёнка в таких ситуациях.
Развитие волевой сферы
Саморегуляция: Дети начинают учиться управлять своими действиями и поведением, следовать правилам и указаниям взрослых.
Целеустремлённость: Появляется способность ставить цели и добиваться их достижения, хотя эта способность ещё находится на начальном уровне.
Ответственность: Дети начинают осознавать последствия своих действий и учатся брать на себя ответственность за свои поступки.
Развитие речевой активности
Расширение словарного запаса: Словарь ребёнка быстро растёт, достигая нескольких тысяч слов к концу дошкольного возраста.
Развитие грамматической структуры речи: Дети учатся правильно строить предложения, использовать падежи, времена и другие грамматические категории.
Коммуникационные навыки: Дети активно общаются с окружающими, учатся выражать свои мысли и чувства, вступать в диалоги и дискуссии.
Развитие социальных навыков
Игра: Игра остаётся основным видом деятельности, через который дети осваивают социальные роли, учатся взаимодействовать с другими людьми, следовать правилам и нормам.
Коллективные взаимодействия: Дети начинают формировать дружеские отношения, учатся сотрудничеству, взаимопомощи и уважению к другим.
Нормы и правила: Дети усваивают социальные нормы и правила поведения, учатся ориентироваться в системе общественных ожиданий и требований.
Формирование самооценки
Осознание "Я": Дети начинают осознавать себя как отдельную личность, формируют представления о своих сильных и слабых сторонах.
Самооценка: Самооценка формируется на основе оценок и отзывов окружающих, особенно значимых взрослых (родителей, педагогов).
Зависимость от внешней оценки: В этом возрасте дети очень зависят от внешних оценок, поэтому важно поддерживать их и хвалить за успехи и старания.
Как помочь ребенку?
Терпение и понимание
Предоставлять выбор
Устанавливать границы
Поддерживать самостоятельность
Использовать игру
Быть последовательным
Создавать благоприятную атмосферу
Обращаться за помощью
Признаки
- Потеря непосредственности
- Паясничество, непослушание
Детское поведение
Сложности со школьной дисциплиной
Внимание к своей внешности
Страхи, неврозы, утомление
Изменение в отношениях со взрослыми
Повышенная чувствительность к критике и замечаниям
Тянется к группам по интересам
Разбирается в эмоциях, может внятно ответить, какое у него настроение и почему
Заявляет о праве на независимость
10
Организация учебного процесса
Определение целей и задач
Выбор подходящих методов обучения
Создание комфортной учебной среды и доверительной атмосферы
Планирование и структура занятий
Контроль и оценка
Индивидуальный подход
Регулярность и последовательность
Включение родителей в совместную деятельность
Распределение стилей обучения
Диаграмма демонстрирует, что визуальное обучение преобладает среди дошкольников, следом идут аудиальные и тактильные стили.
Большинство детей предпочитают визуальное обучение, указывая на важность иллюстраций в образовательных программах.
Горбачёва Марина Юрьевна
СУДАКОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА