Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста

7
1
Материал опубликован 11 June 2020 в группе

УДК 159.922+372.3/.4


ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Е.Н. Казакова, студент 2 курса

специальность «Дошкольное образование (иностранный язык)», Институт детства

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Россия


Аннотация. Статья посвящена нравственному воспитанию. Описывается влияние окружающего мира, родителей и дошкольного учреждения. Приведены основные принципы нравственного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, дети дошкольного возраста.


«Это всего лишь дети», – так оправдываются многие родители, когда их ребенок ведет себя агрессивно, капризничает, делает то, что ему запрещали. Но такие родители совсем не понимают, что нравственно-этические аспекты личности закладываются именно в детском возрасте. Позволять им делать все что угодно и не объяснять, что после какого-либо действия имеются последствия, категорически нельзя, потому что это может привести к серьезным последствиям уже в зрелом возрасте.

Высокодуховная и нравственная личность – это личность, которая понимает себя, других и мир в его постоянном изменении, отстаивает свои моральные ценности. Формировать и совершенствовать духовно-нравственные ценности человеку необходимо на протяжении всей его жизни.

Держать ребенка в строгих рамках, категорически нельзя. Пространство для выплеска энергии и творчества должно присутствовать в его жизни, но необходимо приучать уже с дошкольного возраста нравственным, этическим и моральным нормам.

Правильное воспитание не позволяет накапливать ребенку отрицательный опыт, развивать нежелательные навыки и привычки поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников: формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. Основная деятельность дошкольников – игровая. И именно в этой форме можно развивать вышеупомянутые нормы, а также своим поведением, ведь дети как зеркало отражают все то, что происходит в семье. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его не правильным поведением, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения. В дошкольном возрасте формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Следует подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, вызванных этими действиями. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.

В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

Очень важно контролировать информацию, которую получает ребенок из фильмов, мультиков, сказок и даже из семейного общения. Посмотрев мультфильм, в котором происходят сцены насилия, он потом воплощает их в жизнь: на игрушках, на своих сверстниках в действиях или в словесной форме. Сейчас стали выпускать много игрушек, которые несут огромный ущерб психике ребенка – барии с гробом, вампиры, куклы с шестью руками и т.д.

Нельзя забывать и об огромном влиянии дошкольного учреждения на становлении личности ребенка: воспитатель и психолог могут помочь ребенку пережить возрастные кризисы, проблемы в семье, увидеть проблему еще в дошкольном возрасте. Их влияние будет положительным, если педагоги являются хорошими специалистами, любят детей и свою работу. Воспитатель, который не любит детей, не любит свою работу со всеми ее минусами и плюсами будет нести детям лишь негатив.

Условия развития детей младшего дошкольного возраста играет важную роль в становлении личности. Растет влияние окружающего мира, СМИ, сверстников на ребенка (поведение окружающих людей, фильмы, игрушки, отношения в семье, поведение педагогов в ДОУ). Младший дошкольник, вступая в систему дошкольного образования, становится частью социума и центральными требованиями становятся: соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Ребенок начинает участвовать в совместной деятельности со сверстниками, учится считаться с интересами и мнением других. На протяжении всего дошкольного периода происходит изменение деятельности ребенка, которые предъявляют высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение. То как ребенок реагирует на поведение окружающих, какие нравственно-этические нормы поведения он берет из фильмов, книг, игрушек, зависит формирование его собственных нравственных принципов.

Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым у него формируются основные представления нравственно-этических норм. Примером для детей раннего возраста являются родители, но при поступлении в ДОУ этим примером становятся и педагогический коллектив этого учреждения. Этот пример и будет являться для ребенка основой поведения. Воспитатели являются — по крайней мере должны быть — наставниками, вдохновителями, хранителями, созидателями духовной жизни человека в годы его детства в том сложном процессе становления и развития личности.

Очень важно, чтобы влияние родителей и педагогов дошкольного учреждения происходило в одном направлении. Необходимым условием установления единства детского сада и семьи в нравственном воспитании детей является знание родителями программы нравственного воспитания и методики его осуществления в детском саду. Не менее важно, чтобы они правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути преодоления их.

Развитие личности ребенка включает два аспекта: один из них состоит в том, что ребенок начинает понимать то, что его окружает и осознает свое место в этом мире, что влечет за собой новые мотивы поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки; другая сторона - это развитие чувств и воли. Они подталкивают ребенка следовать этим мотивам и обеспечивают устойчивость поведения.

Изучив и обобщив труд Яна Амоса Коменского – "Материнская школа", можно выделить основные принципы воспитания духовно-нравственного человека:

Основа воспитания – это личный пример родителей и воспитателей доброты, этикета, отношений к старшему поколению, опрятности, определения добра и зла, этикету, вежливости отношения ко лжи и т.д.

Наставлять ребенка необходимо в разумных пределах. Уместно учить детей при помощи слов, когда примера становится недостаточно.

Наказание – часть воспитания, но лишь уместное. И наказывать детей имеют право только родители. В дошкольном учреждении допустимы лишь замечания и беседы.

Любовь родителей к детям и ее проявление прямым образом влияют на становление личности ребенка и формирование отношения к семье. Поэтому она должна быть адекватной – не «тискать» ребенка постоянно, не прощать все его «пакости» и не относиться слишком строго.

Лишь с помощью дисциплины можно достичь результатов воспитания.

Несмотря на то, что Ян Амос Коменский писал об этом в 1947 году, эти принципы остаются важными и в наши дни.

Ребенок в семье – это огромная ответственность. Необходимо помнить, что воспитывая ребенка, вы вкладываете основание для становления будущей зрелой личности, поэтому с самых первых дней жизни необходимо заботиться о нравственном воспитании.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богданова, О. С. О нравственном воспитании подростков / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. – М. : Просвещение, 1979. – С. 111. Буре, Р. Социально-нравственное воспитание / Р. Буре. – М. : Мозаика-синтез, 2011.

Дошкольная педагогика / Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М. : «Просвещение», 1978.

Коменский, Я. А. Материнская школа / Я. А. Коменский. – М. : «Учпедгиз», 1947.

Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – Москва, 1973.


Материал поступил в редакцию 26.10.15.



FEATURES OF PRESCHOOL CHILDREN MORAL EDUCATION


E.N. Kazakova, 2nd Year Student

Preschool Education (Foreign Language)” Specialty, Institute of Childhood

Novosibirsk State Pedagogical University, Russia


Abstract. The article is devoted to moral education. Influence of world, parents and preschool institution is described. The basic principles of moral education are presented.

Keywords: education, moral education, preschool children.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный материал. Отдельно порадовало качество оформления статьи - соблюдены все правила оформления научных статей. Отличная работа!

12 June 2020

Похожие публикации