Родительское собрание «Психологические и возрастные особенности детей 10 летнего возраста»

1
0
Материал опубликован 23 March 2017 в группе

 

Психологические и возрастные особенности детей 10-летнего возраста

Педагогический тренинг.

Цели родительского собрания:

Образовательная: учить анализировать ошибки, которые наблюдаются в семье при воспитании и учении;

Воспитательная: оказать помощь семье при оценивании проблем общения с ребёнком с учётом возрастных особенностей;

Организационная: вооружить семью в процессе воспитания педагогическими знаниями, навыками и умениями;

Информационная: познакомить родителей возрастными особенностями детей 10-летнего возраста.

Участники родительского собрания: классный руководитель, родители учеников, психолог

Подготовительная работа:

Тематическая выставка

Подготовка тестовых вопросов, педагогических ситуации

План родительского собрания

Выступление психолога по теме «Возрастные особенности детей 10-летнего возраста»

Анализ педагогических ситуаций

Тест «Какой вы воспитатель?»

Итог. Проект решения родительского собрания

Ход родительского собрания

Выступление психолога по теме «Возрастные особенности детей 10-летнего возраста»

Возраст 10–11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.

     У них появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса.

         У ребят существует и потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми. Если в семье этого нет, дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, возможно любыми способами привлекают к себе внимания, даже негативными, т.к. им не хватает родительского внимания и тепла.

       В этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие: ускорение роста, несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.

       Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания)

      А также происходит нарушения со стороны нервной системы: • Повышенная возбудимость,

• Вспыльчивость,

• Раздражительность,

• Склонность к аффектам

      Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

       Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

        Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия.

        Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.

       Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

       Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

      НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

       В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

       Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

    Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Анализ педагогических ситуаций

Педагогическая задача 1.

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают это нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносили эту фразу!

Ответ.

Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка – малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Педагогическая задача 2.

Мы готовы всё сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным. Не нужны нравоучения, неудачи, неудовлетворённость – ведь в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребёнка.

Ответ:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, ребёнок не чувствует себя от этого счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Педагогическая задача 3.

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребёнка, постоянно приходится во всём ему отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Ответ.

«Любовь не купить за деньги» - это звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И если разобраться, совеем не деньги делают ребёнка счастливым, а сознание того, что он для вас «самый – самый».

Педагогическая задача 4.

Неприятности на работе, плохие отношения в семье… Как часто взрослые «выпускают пар» на ребёнка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша и купить давно обещанную игрушку, и всё будет в порядке.

Ответ.

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаёт у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребёнком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать всё, что ты хочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Педагогическая ситуация 5.

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают всё, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Ответ.

Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кровати малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребёнку это необходимо.

3. Тест «Какой вы воспитатель?

Ответить на вопрос «Какой вы воспитатель?», возможно, поможет предложенный тест.

Ребёнок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

Сгоряча накажете ребёнка.

Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.

Прежде всего переговорите с классным руководителем.

Помогая вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?

Самая первая – подзатыльник.

Раздражённая фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!».

Успокоите ребёнка – ведь он это сделал неумышленно.

Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

Промолчите, чтобы не уронить авторитет.

Извинитесь.

Признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

Ребёнок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая (ший)…

Обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!».

Ответите, не думая серьёзно, лишь бы ответить.

Объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

Ребёнок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

Напишите черновик, ему останется лишь переписать сочинение.

Строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».

Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

«Мамочка, умоляю, давай заведём рыбок», - просит сын или дочка. Что вы ответите?

Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

«Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».

«Прежде подумай: всё ли предусмотрел, серьёзно ли твоё стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придётся только тебе».

Если вы все шесть раз выбрали ответ под цифрой 3), значит, вы неплохой воспитатель и психолог.

Если «угадали» наполовину – вам надо в чём-то пересмотреть свои убеждения.

Если ещё меньше – придётся серьёзно задуматься над своими методами воспитания ребёнка.

4.Итог. Проект решения родительского собрания

- Если ребёнка часто критикуют, он ……….

- Если ребёнок живет среди взрослых, которые друг другу враги, то …………….

- Если над ребёнком часто насмехаются, то…………………….

- Если ребёнка часто хвалят, то………………..

- Если ребёнок живет среди людей, которые друг друга уважают ……..

- Если ребёнка уважают, прислушиваются к его мнению, к его желаниям, к его потребностям, то………………….

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.