Родительское собрание «Психологические и возрастные особенности детей 10 летнего возраста»
Психологические и возрастные особенности детей 10-летнего возраста
Педагогический тренинг.
Цели родительского собрания:
Образовательная: учить анализировать ошибки, которые наблюдаются в семье при воспитании и учении;
Воспитательная: оказать помощь семье при оценивании проблем общения с ребёнком с учётом возрастных особенностей;
Организационная: вооружить семью в процессе воспитания педагогическими знаниями, навыками и умениями;
Информационная: познакомить родителей возрастными особенностями детей 10-летнего возраста.
Участники родительского собрания: классный руководитель, родители учеников, психолог
Подготовительная работа:
Тематическая выставка
Подготовка тестовых вопросов, педагогических ситуации
План родительского собрания
Выступление психолога по теме «Возрастные особенности детей 10-летнего возраста»
Анализ педагогических ситуаций
Тест «Какой вы воспитатель?»
Итог. Проект решения родительского собрания
Ход родительского собрания
Выступление психолога по теме «Возрастные особенности детей 10-летнего возраста»
Возраст 10–11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
У них появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями, не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные черты подросткового кризиса.
У ребят существует и потребность благоприятного доверительного общения со взрослыми. Если в семье этого нет, дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, возможно любыми способами привлекают к себе внимания, даже негативными, т.к. им не хватает родительского внимания и тепла.
В этот период происходит бурное и неравномерное физическое развитие: ускорение роста, несоответствие роста сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные нарушения: потемнение в глазах, головокружения, головные боли.
Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания)
А также происходит нарушения со стороны нервной системы: • Повышенная возбудимость,
• Вспыльчивость,
• Раздражительность,
• Склонность к аффектам
Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия.
Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.
Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Анализ педагогических ситуаций
Педагогическая задача 1.
Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают это нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносили эту фразу!
Ответ.
Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка – малыш будет воспринимать вас как людей лживых.
Педагогическая задача 2.
Мы готовы всё сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным. Не нужны нравоучения, неудачи, неудовлетворённость – ведь в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребёнка.
Ответ:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, ребёнок не чувствует себя от этого счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Педагогическая задача 3.
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребёнка, постоянно приходится во всём ему отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Ответ.
«Любовь не купить за деньги» - это звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И если разобраться, совеем не деньги делают ребёнка счастливым, а сознание того, что он для вас «самый – самый».
Педагогическая задача 4.
Неприятности на работе, плохие отношения в семье… Как часто взрослые «выпускают пар» на ребёнка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша и купить давно обещанную игрушку, и всё будет в порядке.
Ответ.
Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаёт у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребёнком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать всё, что ты хочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».
Педагогическая ситуация 5.
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают всё, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Ответ.
Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кровати малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребёнку это необходимо.
3. Тест «Какой вы воспитатель?
Ответить на вопрос «Какой вы воспитатель?», возможно, поможет предложенный тест.
Ребёнок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?
Сгоряча накажете ребёнка.
Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.
Прежде всего переговорите с классным руководителем.
Помогая вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?
Самая первая – подзатыльник.
Раздражённая фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!».
Успокоите ребёнка – ведь он это сделал неумышленно.
Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:
Промолчите, чтобы не уронить авторитет.
Извинитесь.
Признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
Ребёнок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая (ший)…
Обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!».
Ответите, не думая серьёзно, лишь бы ответить.
Объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.
Ребёнок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?
Напишите черновик, ему останется лишь переписать сочинение.
Строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».
Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
«Мамочка, умоляю, давай заведём рыбок», - просит сын или дочка. Что вы ответите?
Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.
«Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».
«Прежде подумай: всё ли предусмотрел, серьёзно ли твоё стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придётся только тебе».
Если вы все шесть раз выбрали ответ под цифрой 3), значит, вы неплохой воспитатель и психолог.
Если «угадали» наполовину – вам надо в чём-то пересмотреть свои убеждения.
Если ещё меньше – придётся серьёзно задуматься над своими методами воспитания ребёнка.
4.Итог. Проект решения родительского собрания
- Если ребёнка часто критикуют, он ……….
- Если ребёнок живет среди взрослых, которые друг другу враги, то …………….
- Если над ребёнком часто насмехаются, то…………………….
- Если ребёнка часто хвалят, то………………..
- Если ребёнок живет среди людей, которые друг друга уважают ……..
- Если ребёнка уважают, прислушиваются к его мнению, к его желаниям, к его потребностям, то………………….