План учебного занятия для студентов СПО на тему «Маркировка автомобильного транспорта»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Георгиевский колледж»
Профессия: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Междисциплинарный курс: МДК 01.01 «Устройство автомобилей»
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 2
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид занятия: Вводная лекция с применением ИКТ.
Метод урока: Объяснительно иллюстрированный.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Цель: Формирование у учащихся знаний по устройству и основам теории подвижного состава автомобильного транспорта для овладения основным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями (ПК 1.1 -1.3).
Задачи: Изучить типы отечественных автомобилей и прицепов, их классификацию; и технические параметры базовых автомобилей отечественного производства.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Цель: Содействовать развитию речи; формированию критического мышления; умения анализировать; выделять главное; обобщать и делать выводы.
Задачи: Развитие умений, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами; руководством, потребителями; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Цель: воспитать у учащихся чувство ответственности за порученное дело.
Задачи: Воспитать, умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; брать на себя ответственности за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий; пониманиматъ сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:
Место проведения: Учебная аудитория «Устройство автомобилей».
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор/телевизор.
Литература для преподавателя: А.П. Пехальский «Устройство автомобилей»
Средства обучения: Плакаты; Раздаточный материал; Справочный материал. Видеоматериал.
ПЛАН УРОКА:
Время на проведение занятия: 2 урока по 45 минут.
Организационный момент – 8 мин.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – 10 мин.
Постановка задачи перед обучающимися – 2 мин.
Объяснение нового материала – 25 мин.
Перерыв – 5 минут.
Объяснение нового материала – 20 мин.
Рефлексия – 15 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Домашнее задание – 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Приветствие обучающихся;
Проверка присутствующих;
Проверка готовности обучающихся к занятию.
Сообщение темы и образовательной цели занятия
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Создание у обучающихся мотивации к осмысливанию значимости выполняемой работы для осуществления профессиональной деятельности.
3. Постановка задачи перед обучающимися.
Разъяснение обучающимся образовательной задачи занятия.
4. Объяснение нового материала
Изучить маркировку отечественного подвижного состава.
5. Рефлексия.
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Было трудно...
Я научился...
Теперь я могу...
Анализ и подведение итогов урока.
Сверяем достигнутые результанты с поставленными целями и задачами занятия.
Домашнее задание.
Подготовка ответов на вопросы по теме:
Поясните, по какому принципу маркируют легковые автомобили, приведите примеры.
Поясните, по какому принципу маркируют автобусы, приведите примеры.
Поясните, по какому принципу маркируют грузовые автомобили, приведите примеры.
Поясните, по какому принципу маркируют прицепы и полуприцепы, приведите примеры.
КОНСПЕКТ УРОКА
Все автомобили в зависимости от типа и назначения разделяются на классы, в соответствии с которыми они маркируются.
Данные об автомобиле приведены на идентификационной (заводской) табличке, зафиксированной на кузове или раме автомобиля
| а - Номер для запасных частей. б - полная допустимая масса автомобиля. в - идентификационный номер автомобиля. г - номер одобрения типа транспортного средства. д - модель двигателя. е - допустимая масса автомобиля с прицепом. ж - максимально допустимая нагрузка на переднюю ось автомобиля з - максимально допустимая нагрузка на заднюю ось автомобиля и - двухзначный индекс вариантного исполнения к - трёхзначный шифр комплектации |
Каждая модель автомобиля имеет своё обозначение в зависимости от того, является она базовой или модификацией.
Базовой называется основная модель автомобиля, на основе которой выпускаются её модификации.
Базовой модели автомобиля присваивается четырёхзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс, а две последующие цифры — модель автомобиля. При этом перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
Модификацией называется модель автомобиля, отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и эксплуатационными), удовлетворяющими определённым требованиям и условиям эксплуатации. Например, модификации могут отличаться от базовой модели применяемым двигателем, кузовом, отделкой салона и др.
Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в котором пятая цифра означает номер модификации базовой модели.
Легковые автомобили разделены на пять классов в зависимости от рабочего объёма цилиндров (литража) двигателя:
Класс | Литраж, л. | Индекс |
Особо малый | до 1,2 | 11 |
Малый | свыше 1,2 – 1,8 | 21 |
Средний | свыше 1,8 – 3,0 | 31 |
Большой | свыше 3,5 | 41 |
Высший | не регламентируется | 41 |
Например, маркировка легковых автомобилей производится следующим образом:
ВАЗ-2105 и BA3-21053 означают: ВАЗ — Волжский автомобильный завод, цифры 21 — легковой автомобиль малого класса, цифры 05 — модель пятая (базовая), цифра 3 — третья модификация.
Автобусы разделены также на пять классов в зависимости от их длины:
Класс | Длинна, м. | Индекс |
Особо малый | до 5,0 | 22 |
Малый | 6,0 – 7,5 | 32 |
Средний | 8,0 – 9,5 | 42 |
Большой | 10,5 – 12,0 | 52 |
Особо большой (сочленённый) | свыше 16,5 | 62 |
Автобусы обозначаются следующим образом.
Например, ЛиАЗ – 5256 означает: Ликинский автобусный завод, автобус большого класса, пятьдесят шестая базовая модель.
Грузовые автомобили разделены на семь классов в зависимости от их полной массы: первый класс (до 1,2 т), второй (свыше 1,2 до 2 т), третий (свыше 2 до 8 т), четвёртый (свыше 8 до 14 т), пятый (свыше 14 до 20 т), шестой (свыше 20 до 40 т) и седьмой (свыше 40 т).
У грузовых автомобилей первая цифра индекса означает класс автомобиля в зависимости от полной массы, вторая цифра индекса показывает тип грузового автомобиля (3 — бортовой, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 9 — специальный), третья и четвертая цифры — номер модели автомобиля, а пятая цифра — номер модификации.
Например, ЗИЛ-4331 означает: Автомобильный завод им. Лихачева, грузовой автомобиль массой 8... 14 т, бортовой, тридцать первая модель.
Прицепы и полуприцепы маркируются четырёхзначным цифровым индексом, перед которым ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. При этом для различных моделей прицепов (полуприцепов) даются следующие две первые цифры индекса из четырёх: легковые — 81 (91), грузовые бортовые — 83 (93), самосвальные — 85 (95), цистерны — 86 (96), фургоны — 87 (97) и специальные — 89 (99).
Две вторые цифры индекса из четырёх для прицепов и полуприцепов присваиваются в зависимости от их полной массы, в соответствии с которой прицепы и полуприцепы разделены на пять групп:
Группа | Полная масса, тон | Индекс |
Первая | до 4,0 | 1... 24 |
Вторая | свыше 4...10 | 25...49 |
Третья | свыше 10... 16 | 50 ...69 |
Четвертая | свыше 16...24 | 70... 84 |
Пятая | свыше 24 | 85... 99 |
Маркируют прицепы и полуприцепы следующим образом.
Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8Э90 означает: Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, прицеп грузовой, полной массой свыше 24 т.