12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куттина Ольга Михайловна37
Россия, Брянская обл., с. Стечна

Мастер-класс на тему

«Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС»


Цель: ознакомление и распространение опыта работы.

Задачи:

раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;

познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;

поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.

Оборудование: электронная презентация, листы формата А4, ручки, наглядный материал «листы настроения».

Методы работы с аудиторией: беседа, работа с коллективом, практикум.

Вступление:

- Добрый день, уважаемые коллеги.

- Я хочу начать свой мастер-класс с легенды.

«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

Тема моего мастера класса, как вы уже догадались: «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

В своем выступлении я хочу показать значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в начальной школе, хочу поделиться опытом по созданию здоровьесберегающей среды в классе.

- Одной из главных задач я ставлю себе: помочь своим воспитанникам укреплять здоровье и по возможности его сохранять.

2. Основная часть. (Погружение в тему)

- Итак, скажите: задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом «Здравствуйте».

(Ответы педагогов.)

- Да, наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем.

(Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека). (Раздать листы, ручки))

- У вас на столах лежат листы и ручки, я попрошу Вас нарисовать воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? (Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья, 3 место - деньги.)

- К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека?

- Конечно, здоровье!

- Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17–20 % – экологическими, на 8–10 % – биологическими (наследственными) факторами, на 8–10 % – состоянием медицины и на 45–55% образом жизни. 

- Здоровьесберегающие технологии - это все те психолого-педагогические технологии, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, на мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одна из приоритетных задач реформирования образования является сбережение и укрепление здоровья обучающихся, устранение перезагрузки на уроках.

- В современных условиях нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным мин. здрава лишь 14% детей практически здоровы. За период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

отсутствие назидательности и авторитарности;

наличие мотивации на здоровый образ жизни;

интерес к учебе, желание идти в школу;

большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.

- На своих уроках я использую различные виды здоровьесберегающих технологий.

- Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса провожу физ. минутки. Упражнения для правильной осанки, для укрепления зрения, мышц кистей рук, для выработки правильного дыхания.

- В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и т.д.) 

- Физические упражнения, как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

- Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам. Их дети любят называть оживлялками, так как они снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий.

- Ну а сейчас, выполним одну из таких «оживлялок» - это гимнастика для мозга. Я прошу всех встать. Упражнение называется «Слон». Прямая осанка. Голову кладем на правое плечо, вытягиваем правую руку вперед, представьте, что это хобот, и рисуем цифру 8. Зрение направлено на пальцы, а теперь кладем голову на левое плечо и продолжаем упражнение. И так делаем 2-3 раза. Данный вид гимнастики активизирует деятельность мозга.

- Теперь присаживаемся, выполним ещё одну гимнастику - пальчиковую. Она тоже способствует активизации головного мозга, развивает мелкую моторику рук и внимание.

- Итак, повторяем за мной: (Положение: сидя. Сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх.)

- Мы наши пальчики сплели,

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли,

Отталкиваем тучки.

- И тянемся, как можно выше.

- Отдохнули, продолжаем дальше.

- Мы – учителя, и наша цель, не просто дать ребятам знания, а надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в своей практике я использую не только физические упражнения, но и «этюды для души». Таким образом, фиксируется психологический климат в классе.

- Например, у нас в классе есть «Лист настроения». (Показать листы настроения и рассказать как они заполняются, их цель.)

- А мы с Вами сейчас попробуем улучшить наше настроение.

(Оздоровительная минутка «Солнышко»)

- Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. А теперь откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

- Вы, наверное, заметили, что мы с вами кроме аутотренинга, использовали также и один из видов дыхательных упражнений.

- Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, конкурсы, экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

- Древние греки утверждали: « Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

- Позволяйте своим детям больше двигаться не только на уроках, а дайте им свободу и на переменах».

- Для того, чтобы ребёнок хорошо развивался, ему необходимо много двигаться.

- Здоровым быть в наше время стало – ПРЕСТИЖНО!

3. Подведение итогов. Рефлексия.

-И вот Вы вернетесь в свои классы…

- Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня? (Педагоги высказываются по кругу)

4. Заключение.

- Свой мастер-класс я хочу закончить притчей.

- Я буду рассказывать вам притчу, а вы по ходу рассказа, попробуйте выполнять некоторые движения.

- Итак…

- В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Это были желуди старого дуба, несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – такие как семена клёна, семена яблони, груши, сладкой оранжевой хурмы, кедра…

- Сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что Вы – семена.

- Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки.

(Участники понемногу поднимают руки вверх).
- У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать).

- Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения).

- Наступает осень, и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами.

- Спасибо, Вы прекрасно справились!

- Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие «урожаи» щедрыми.

- А я желаю Вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.


Приложение 1

Лист настроения 4 класса.


t1616517078aa.jpgt1616517078ab.jpgt1616517078ac.jpg

Хорошее настроение Равнодушное настроение Плохое настроение


ФИ ученика

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

В начале уроков

В конце уроков

В начале уроков

В конце уроков

В начале уроков

В конце уроков

В начале уроков

В конце уроков

В начале уроков

В конце уроков























































































Лист настроения на уроке.


t1616517078ad.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.