Статья на тему «Использование электронных учебников в начальной школе на нетрадиционных уроках в свете реализации ФГОС»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
О.Л Гендриксон, О.А. Гребенникова, О.В.Жукова
МБОУ СОШ №28 г. Белгород
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
В условиях модернизации инновационного прогресса наиболее важным инструментом является развитие новых информационных технологий. Проблема эффективности применения информационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов. Целью данной статьи является теоретическое обоснование и практическое использование электронных учебников на уроках в начальной школе. Это предполагает создание программного обеспечения для обучения и развития школьников.
Сегодня трудно представить себе обучение без компьютерных технологий, поэтому они занимают важнейшее место во многих отраслях, в том числе и в школе. Значительная роль отводится учебнику нового поколения - электронному. Использование этого учебника на уроке вызывает у ученика наибольшую заинтересованность. Это позволяет устанавливать межличностные отношения и влияет на успеваемость детей. Учитывая в настоящее время заинтересованность интернетом, обучающиеся положительно относятся к электронным изданиям, а значит, и проявляют заинтересованность в практическом применении такого вида учебной литературы. На сегодняшний день ЭФУ является передовыми средствами обучения.
Электронная форма учебника – является идентичной печатной форме учебника по содержанию, структуре и художественному оформлению. Это издание по своему содержанию является программно-методическим комплексом и позволяет самостоятельно освоить весь учебный курс. Электронная форма учебника – по праву можно назвать учебником будущего. Он предоставляет максимум возможностей для организации учебно – воспитательного процесса. Это пособие способствует самостоятельному поиску и отбору необходимой информации. В чем же эффективность применения:
Быстрота поиска нужной информации;
Компактность средств обучения;
Более удобное представление для восприятия наглядного материала (увеличение иллюстраций, поиск информации по ключевым словам и т.д.)
Объективная форма контроля и оценки знаний, обучающихся в данной области с возможностью реализации в твиде теста с оценочными материалами.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Для того чтобы общаться с ним на одном языке, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями.
При работе с ЭФУ выделяют следующие методические цели:
Усиление мотивации обучения;
Наглядность как один из компонентов предоставления учебной информации;
Осуществление индивидуально - дифференцированного подхода
Осуществление самоконтроля и самопроверки
Формирование познавательной деятельности у детей.
Электронные учебники составлены таким образом, чтобы достичь формирования у школьников всех необходимых универсальных учебных действий. Задания по каждой изучаемой теме разнообразны, интерактивны, позволяют работать как индивидуально, так и в парах, и в группах. Младшие школьники привыкают к разным формам работы, учатся оценивать себя после выполнения всех заданий, получают адресную обратную связь. Мультимедийное сопровождение на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Работа с электронными учебниками призвана не отнимать время урока, а беречь его и тратить с максимальной пользой. С помощью электронных учебников можно увлечь учащихся новой темой, подавать всю необходимую информацию, сделать урок по разбору нового материала интересным и запоминающимся.
Каждый урок математики в начальной школе относится к одной из задач: подготовка к восприятию и усвоению нового материала, ознакомление с новым материалом, повторение и закрепление изученного;
В содержание включены все разделы математики: многозначные числа и арифметические действия с ними, текстовые задачи, величины, геометрический материал, работа с информацией и т.д.
При работе с электронным учебником даны задания, что и в обычном учебнике. Технологические средства электронного учебника дают больше возможностей для просматривания информации. При изучении различных тем по содержанию учебника используются разнообразные формы работы. Так, например, при изучении темы «Решение задач» могут быть использованы flash-ролики. При проведении фронтальной и индивидуальной работы актуальным является использование анимаций. Для повышения мотивации обучения младших школьников используются дидактические игры. Они предполагают выполнение тренировочных упражнений на усвоение компонентов арифметических действий.
В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.
Урок – введение нового материала с использованием электронных учебников при ведущей роли учителя;
Урок – введение нового материала с использованием электронных учебников и самостоятельной деятельности учащихся;
Урок – проект с использованием электронного учебника. Самостоятельная деятельность учащихся по подготовке урока.
В электронной форме учебника находят отражение следующие этапы работы на уроке:
Постановка задачи
Предъявление информации
Раскрытие путей решения проблем
Обобщение и систематизация
Закрепление и контроль
Самостоятельная работа
Проведение урока с обязательным использованием рабочего места.
Пример использования ЭОР на уроках математики в 4 классе
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: найти значение выражений, выявить место затруднения.
Цель, которую хочет достичь учитель: повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, создать условия для возникновения затруднения.
Устная работа:
Что заметили? Какие приемы вычислений встретили?
- Подумайте, какой компонент мы находим?
Выявление места и причины затруднения.
Цель: обсудить причину затруднения.
Не получается →почему?
Что нужно сделать?→в паре →индивидуально
-Реши с объяснением
-Почему важно определить неизвестный компонент?
-Еще раз проанализируйте образец решения и установите способ вычисления.
3. Включение в систему знаний и повторения.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: освоение нового способа действий, включение «открытия» в систему знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: помочь учащимсяв систематизации новых знаний.
1)Отработка вычислительного приема на основе составления выражений – работа в парах
- Что важно помнить при составлении выражений?
2) Решение составных задач
Самостоятельное решение задач, с доказательством способа решения.
Выбирая в качестве контроля интерактивные тесты, экономится время на проверку: автоматически находится ошибка и ученик получает обратную связь. Целесообразность использования компьютерного теста заключается в следующем:
быстрота обработки результатов;
определение проблемных моментов (материал для коррекции);
объективность оценки учащегося.
Пример использования диагностического компьютерного теста по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» во 2 классе
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: показать свои знания по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
Цель, которую хочет достичь учитель: проверить знания по данной теме.
Вопрос № 1
Сумма чисел 24 и 3 равна:
54
27
21
22
Вопрос № 2
32 + … = 45 Неизвестное число равно:
17
77
13
73
Вопрос № 5
Если 36 уменьшить на 10, то получится:
28
26
48
44
Таким образом, уроки с использованием электронных учебников – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование таких учебников позволяет учителю осуществить задуманное, сделать урок более результативным, повысить мотивацию обучающихся. При работе с электронными учебниками повышается качество обучения, а также решается несколько задач таких как: доступность, наглядность, самоконтроль, индивидуальность. Какой бы не была по сложности тема урока, она станет, интересна ученику, если учебный материал представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Учитель, который старается сделать урок интересным и доступным для понимания – это учитель с большой буквы.
Список литературы
1. Апробация электронных образовательных ресурсов. Открытый класс – http://www. /node/234008
2. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И.Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе/ Г.А. Бардовский, И.Б. Готская, С.П. Ильин, В.И. Снегурова//- СПб: РГПУ им. А.И. Герцена - 2007- С. 32
3. Концепция электронных изданий и ресурсов; том I: Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям; том II: Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям (высшее профессиональное образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика) – М.: НФПК, 2003 – С. 530
4.Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В. Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. –С. 119–123.
5. Савельева Л.В. ЭОР для начального образования: возможности мультимедийного представления информации / Л.В. Савельева // Электронные ресурсы в непрерывном образовании (ЭРНО-2011): Труды II Международного научно-методического симпозиума. – Ростов-на-Дону.
6. Смирнова М.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 1-4 классы/ М.А. Смирнова// Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2016.
7. http://www.unimath.ru
8. http://www.eor-np.ru
9. http://www.mon.gov.ru