Мастер-класс «Приемы рефлексии на современном уроке в начальной школе в рамках реализации ФГОС» (1–4 класс)

3
0
Материал опубликован 13 March 2018

« Приемы рефлексии на современном уроке

 в начальной школе в рамках реализации ФГОС»

2018 год

Цель: познакомить коллег с различными приемами рефлексии,  повысить их  мотивацию к  овладению приемами развития рефлексивной деятельности учащихся.

Задачи:

познакомить коллег с понятием рефлексия

дать представление о классификации рефлексии

показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

 

Ход мастер - класса:

(слайд 1)

   - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории.  Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет общее желание пообщаться друг с другом, открыть для себя что-то новое.

(слайд 2)

     - Эпиграфом к нашей работе хочется взять слова Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя».

 - А сейчас послушайте  притчу

    Случилось это в Средние века.
   Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.
Он подошел к первому и попросил его рассказать
о своей работе.
     - Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
   - Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
  - Со стороны,  кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.

- Как вы считаете, почему на один и тот же вопрос, люди, занимающиеся одной и той же работой,  отвечали по-разному?  Почему так вышло? (Высказывание участников)

(Слайд 3)

Каждый из нас – индивидуален (по щелчку)

Мыслим по-разному

Воспринимаем по-разному

Разная фиксация воспринимаемого, своё видение..

-Перед вами лишь некоторые особенности каждого из нас, которые влияют на восприятие и понимание многих фактов, факторов.

(слайд 4)

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям .

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

(из ФГОС)

И по мнению педагогов:

(слайд 5)

Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

(слайд 6)

А сейчас уважаемые коллеги, я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует .

А теперь оцените своё эмоциональное состояние (щелчок).


 

Раскрытие темы мастер-класса.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

(слайд 7)

А что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. щелчок

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

щелчок

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. щелчок

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

щелчок

Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

(слайд 8)

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, обдуманного, понятого каждым. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Рефлексии невозможно обучить: взрослый не может показать ребенку, как он рефлексирует. Рефлексией невозможно «заразиться» именно потому, что заразиться можно лишь состоянием нерефлексивным. Можно лишь создать условия, при которых рефлексивная «вспышка» в сознании ребенка возникает с наибольшей вероятностью.

  «Рождение рефлексии – это чудо, с какой бы устойчивой регулярностью оно не  наблюдалось (Тейяр де Шарден, 1987г.)».

Зачем необходима рефлексия на уроке?

(слайд9)

Для учителя

Оценка собственной работы

Выводы о необходимости корректировки программы, методов, приёмов.

1)Что я делаю?

2)С какой целью?

3) Каковы результаты моей деятельности?

4)Как я этого достиг?

5)А можно ли сделать лучше?

(слайд 10)

 Для ученика-

Подведение итогов ( Что узнали? Как работали?)

Обобщение результатов

Выяснение впечатлений

 Отметить успехи, достижения

Обрисовать  перспективы движения.

 

(слайд 11)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии.

Личностная(самостоятельность). Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Регулятивная(интеллектуальная предприимчивость). Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Коммуникативная(конкурентоспособность). Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

 

(слайд 12)

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

1) По содержанию может быть: устная и письменная.

2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4)По функциям: физическая (успел - не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

(слайд13)

Учебной рефлексии может подвергаться:

Настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Деятельность обучающихся, что дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

Содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.


 

(слайд 14)

1.Приёмы рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Отражает внутреннее состояние ученика.

Самочувствие ( комфортно – дискомфортно).

Является средством самопознания .

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом или в конце деятельности.    Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

(слайд 15)

1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

(слайд 16-17) по щелчку

4. Игра — приветствие:

«Здравствуйте!»

Желаю (прикасаются

большими пальчиками)

успеха (указательными)

большого ( средними)

во всём ( безымянными) и везде ( мизинцами).

Здравствуй ( всей ладонью ),

удачи тебе на уроке (переплетают пальцы рук)

(слайд 18)

2. Рефлексия деятельности.

Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности;

что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом. То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.

(слайд 19)

 Например, прием: «Лесенка успеха».

Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.

(слайд 20)

«Поезд».

На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

(слайд 21) (3 щелчка)

«Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого, желтого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

(слайд 22)

«Цветочная поляна».

(слайд 23)

Часто мы проводим уроки в форме заочного, виртуального путешествия. И для такого урока можно использовать такой вид рефлексии:

ракета, самолёт и машина. (3 щелчка)

Картинки я использую в течении всего урока: ракета – я уверен в себе и готов к путешествию.

самолёт – я хочу отправиться в путешествие, но не уверен в себе.

машина – мне тревожно, я не хочу.

(слайд 24) (по щелчку )

(слайд 25)

3.Рефлексия содержания учебного материала.

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

 Помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

(слайд 26)

В письменных работах я использую и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок или

щелчок рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.

(слайд 27)

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы»

1 часть работы – буква, слоги – самоконтроль, закрасил кружок выбранным цветом,

следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок,

следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия,

 следующий шаг-предложение-самоконтроль, рефлексия - закрасил кружок.

В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность.

(слайд 28)

Вот такие цветограммы у нас применяют на уроках в 4 классе: дети получают рабочий лист: виды деятельности и фигура для раскрашивания. Шаг – рефлексия, следующий шаг – рефлексия. В конце – какой цвет преобладает, словесная оценка.

(слайд 29)

Приём незаконченного предложения:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

 

(слайд 30)

Огонёк общения: «Благодарю».

(слайд 31)

Прежде чем познакомить вас с еще одним приемом рефлексии послушайте притчу.

     В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

    Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

    Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

   Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

   Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

   Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

   Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

    Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

    Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

    Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

 Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Материалом для работы вновь будет вновь наш семинар.

Братья в белой шляпе будет искать  только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

Братья в красной шляпе – проанализируют семинар с позиции чувств, расскажут нам,  какие испытали чувства.

Братья в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

Братья в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание семинара с позиции оптимиста.

Братья в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Ну а братья  в синей шляпе  попытаются представить нам всю картину нашего семинара в целом, объяснят смысл происходящего и подскажут, куда двигаться дальше.

На выполнение работы даётся 3-5 минут.

Выступление «братьев».

- А теперь послушайте окончание притчи.

    Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

- Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.  Меняйте шляпы, коллеги!

- Очень часто мы пытаемся одновременно удержать информацию, и при этом следовать логике. Наши эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу творчески и искать новые идеи. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. В результате чего, складывается наиболее полная картина.

(слайд 32)

                        Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности.

(слайд 33)

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. 

Учитель должен находиться в постоянном поиске, находить, изобретать новые формы, приёмы рефлексивной деятельности, способствовать постоянному развитию доверенных ему учеников. Пока учитель в поиске, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.

    В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, сегодня выглядит устаревшим.

   Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

(слайд 34) ВИДЕО «Свечи».

(слайд 35)

Учить, как требует душа: доступно, просто, без нотаций!

Чтить каждого ребенка, как творца – творца чудес, открытий, инноваций!

Идти навстречу нового всегда, не забывая время, новшества, новинки,

Творить проекты, новшества внедрять, и знать предмет свой без запинки.

(слайд36)

  Наш мастер-класс мы хотим закончить словами немецкого философа Г.Лессинга:  

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».

(слайд 37)

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.