Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

6
4
Материал опубликован 21 August 2018 в группе

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.

Н.А. Семашко.

 

Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. Эта тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей, а также научение детей здоровому образу жизни в самом широком смысле.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули   формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной   деятельности школы.

От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Слова «здоровый ребенок – здоровое будущее» для всех нас не просто лозунг, а проблема, которую мы пытаемся решить. Этим обусловлен выбор моей педагогической идеи: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках».

Мы должны помнить, что в течение 11 лет жизни дети  проводят 70% своего времени в школе. Существуют факторы риска, связанные с учебным процессом  и определено их влияние на здоровье учащихся.

«Исследования Института возрастной физиологии России позволяют ранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

 

 Всемирная организация здравоохранения все перечисленные выше факторы  делит на 3 категории:

Смысл использования здоровьесберегающей технологии  состоит в том, чтобы можно было учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов и избавляться от устранимых факторов.

Напомню, что первым, кто использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» считается Никита Константинович Смирнов, по мнению которого  «учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач». Смирнов рассматривает здоровьесберегающие образовательные технологии, как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения».

Итак, цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии разделяются на три направления:

В учебном процессе наиболее приемлемо использование первого и второго направлений. В этом имеет смысл говорить не просто об уроке, а о Здоровьесберегающем уроке. Что это такое? Здоровьесберегающий урок  – это физиологически обоснованная организация процесса обучения, способствующая сохранению умственной и физической работоспособности обучающихся, развитию и воспитанию здоровой личности

          Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

            Хочу поделиться своими наработками по данной теме. Конкретно, покажу элементы уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.

            Свои уроки я строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ во избежание усталости учащихся.

            Большое значение имеет организация урока. В начале урока для создания положительного настроя и эмоционального заряда я использую прием «Аквариаум настроения». Начинаю урок с эмоциональных стихотворений, которые дают положительный импульс для начала урока.

 Вот, например:

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

И задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.

Все готовы как всегда,

Мы начнем урок, друзья!

 

А сейчас громко протяните три раза «И». Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук «И» создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши, вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух).

Затем проводится медитация с пожеланием успеха на уроке: Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе».

С применением такого начала урока учащиеся входят в класс с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

Задания, которые я использую на следующих этапах урока, способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху детей. Одним из примеров служит групповая работа как один из фрагментов урока. Перед тем, как дети получат задания, они должны объединиться в группы по обозначенному принципу. При этом дети должны встать с места и подойти к парте, которая может быть расположена в другом конце класса. Так как выполнение последующих заданий требует небольшого количества времени, часто учащиеся работают в группах стоя. Использование такого рода приемов помогает бороться с гиподинамией.

Для нормального функционирования человеческого организма необходима определенная «доза» двигательной активности. Малоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии – накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста учащихся.  Одним из методов являются физкультминутки – динамические паузы, проводимые непосредственно на уроке.

Они могут иметь и обучающий характер. Так, например, на уроках русского языка во время физкультминутки я использую такие упражнения, которые одновременно являются и играми на внимание:

Я буду называть слова. Если вы услышите прилагательное (называется часть речи, изучаемая в данный момент), то вы должны сделать приседание. Если услышите любую другую часть речи, то делаете повороты туловища влево или вправо.

Далее называю слова, а дети делают упражнения.

Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Это:

·         Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения;

·         Для снятия утомления плечевого пояса и рук;

·         Для снятия напряжения с мышц туловища;

·         Гимнастика бодрящая;

·         Гимнастика дыхательная;

·         Гимнастика для глаз – самокоррекция;

·         Гимнастика пальчиковая.

Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках не обойтись, так как они в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. В связи с этим отдельно хочу остановиться на пальчиковой гимнастике или как ее называет талантливый педагог из Краснодара Татьяна Джало – «Палюпры».

Так устроен наш мозг, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Так вот центры мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики руки, расположены очень близко и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.

Так что получается, что развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка. Благо, сейчас с этим особых проблем нет, ведь существует множество игр и пособий для развития моторики руки.

По мнению Л.С. Выготского, крайне необходимым условием здоровьесбережения  - творческий характер образовательного процесса. «Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе».

Приведу примеры заданий, используемых мною на уроках. Тут важен сам подбор заданий по определенной тематике. Тематика на уроке так же может быть связана с укреплением здоровья.

1.      Творческие задания:

 

2.      Игра «Узнай способ»:

 

3.      Игра «Бинокль» - гимнастика для глаз:

 4.      Выборочные диктанты по текстам на тему «Здоровье» - эффективная гимнастика для глаз: 

 5.      Запишите словосочетания, выделите глагольные суффиксы:

 6.      Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные для здоровья:

 7.      Напишите правильно: 

 8.      Орфоэпическая минутка. Расставьте ударение:

9.      Минута релаксации: 

             Подобные уроки позволяют учащимся закрепить умения и навыки, развивать речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни. Воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

            Таким образом, различные виды работ позволяют избежать монотонности на уроке. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым, повышая мотивацию к учению.

            Считаю, что на уроках традиционные задачи по повторению изученных тем можно решить в контексте очень актуальной проблемы – проблемы сохранения здоровья человека.

            Уважаемые коллеги, применяя такие формы работы, используя приемы, влияющие на интерес к учебному материалу, вы создаете комфортные психологические условия для обучения и воспитания, что является основой здоровьесбережения.

            На этом я планировала закончить свое выступление, но Трагедия в Кемерово  никого не оставила равнодушным, в том числе и меня.   Погибло столько людей и детей…  Невозможно говорить об этом без слез. Наши соболезнования всем родным и близким погибших...

Страшно, что  от подобной ситуации не застрахован никто из нас. И потому сейчас в разговоре о Здоровьесбережении, а правильнее сказать о Жизнесбережении, мало сказать «Берегите себя», необходимо научиться и научить своих детей, как себя вести в экстренных ситуациях.

Если вы сейчас окажетесь на пожаре, вы знаете, что будете делать? Обычно мы об этом не задумываемся и надеемся, что нас это не коснется. А если вдруг?

Как говорится, предупрежден, значит, вооружен.  Сейчас стали  много писать о технике безопасности на пожаре, и я хочу предложить вам  инструкцию   руководителя  центра консультирования по детской безопасности «Стоп Угроза» Лии  Шаровой, которая рассказала, чему нужно обязательно научить каждого ребёнка. Вот эта инструкция полностью.

"Что делать?

1. Описанный шарфик. Так мы обычно рассказываем под хохот детей первое правило выхода из горящего или задымлённого помещения. Потому что это правда: воду с собой мы носим нечасто, дети — почти никогда. А погибают именно от дыма. Потому берём любую одежду: шарф, футболку, рубашку, блузку, подол юбки. Писаем. И дышим через описанную ткань. Моча гораздо лучше фильтрует и дым и ядовитые вещества, чем вода. Дети смеются, но все соглашаются с тем, что в опасной ситуации это сделать не стыдно. Но это настроение «не стыдно» можно создать только в диалоге и лучше — между детьми. В каждом классе или группе всегда найдутся те, кто убедительно скажет: А что смешного? Если это спасёт жизнь.

2. Приучайте детей к игре: найди выход. Да и себя тоже. Мы никогда не задумываемся о том, как покидать помещение в случае пожара. Никогда. А это можно быстро и весело сделать привычкой. А приучая ребёнка, вы и сами станете обращать на это внимание. Потому в течение 2-3 недель, приходя в любое помещение, весело и моментально смотрим, куда бы мы побежали в случае пожара. Можно уточнить у сотрудников.

 

3. Выход из паникующей толпы. Тут три правила:

— Идем только по направлению движения, не останавливаясь, даже если родные остались позади. Вы встретитесь после того, как выйдете наружу.

— Аккуратно огибаем углы, столбы, любые встречные преграды. Для этого издали смотрим, что впереди. Идём, скрестив руки на груди, выставив локти немного вперёд и держась руками за плечи. Так, если вас сдавят, вы сможете дышать свободно.

— Если упали: никаких «сгруппироваться»! У вас есть три секунды, чтобы встать любой ценой. Для этого вцепляемся мертвой хваткой в ближайшие ноги, джинсы, пальто, и, как обезьяны взбираемся по человеку. Помним, что человек-дерево не будет нам рад. И даже возможно стукнет по голове. Но вы успеете встать. Потренируйтесь дома."

Еще один пункт хочу добавить от себя. И он касается не только ситуации на пожаре, а любой экстренной ситуации.

Часто дети оказываются  одни: в магазин пошел, из школы возвращается, потерялся в магазине…  Что делать ребенку, если вдруг  ему  стало плохо или кто-то угрожает?  Лучший вариант один – попросить помощи у взрослых. Не ждать, что помогут, а подойти и попросить. Зайти в магазин, в аптеку, на почту, подойти к женщине, которая находится рядом и  попросить помочь, объяснив ситуацию.

На словах это все просто, а на деле дети боятся это сделать. Потому необходимо регулярно проводить тренировки с детьми, как они будут подходить, и что будут говорить. И делать это стоит не один раз, а несколько в разных ситуациях и через промежуток времени.

Работая в школе, мы, конечно, проводим мероприятия по безопасности поведения, и каждый раз убеждаюсь, что дети не могут позвать на помощь, попросить помощи. Потому этому тоже надо учить. О безопасности ребенка необходимо думать заранее.

Очень хочется, чтобы эти правила ни вам, ни вашим детям не пришлось применять в реальности. Берегите себя и своих детей.

Мне хочется пожелать, чтобы все вы были здоровыми, всегда светило над вами солнце и согревало вас своими лучами доброты.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом «Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Спасибо за работу! Будьте здоровы!

 

 Литература.

1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология.-2004.

2. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе. Воспитание школьников.2005.

3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. М.  2005.

4. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm

5. Применение здоровьесберегающих технологий в школе. http://www.specialschool.ru/health/

6. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

8. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

9. Описание упражнений "Палюпры" http://chitalochka-ru.ru/sovetyi-roditelyam/palchikovaya-gimnastika-2.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Владиславовна, поздравляю с победой в конкурсе!!!

6 December 2018

Спасибо большое! Я очень рада!

7 December 2018

Поздравляю с победой в конкурсе, Ольга Владиславовна!!!

7 December 2018

Поздравляю с победой в конкурсе! Замечательная статья!

7 December 2018

Похожие публикации