Мастер-класс «Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Эстафета педагогического мастерства «Учитель - учителю» на районной конференции работников образования.
Тема: «Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Подготовила : учитель начальных классов Демидович Елена Васильевна
Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Школа – важнейший момент в жизни каждого ребенка. Педагоги, воспитатели и родители должны помочь ребенку в преодолении трудностей, вставших перед ним. А именно, теперь ребенок вынужден больше времени проводить сидя за партой. А при его естественной потребности в движении это очень вредно для здоровья школьника.Мы – взрослые должны так организовать день ребенка, чтобы он как можно больше двигался. Не менее 2 часов в день.
Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Учебный день в классе мы начинаем с музыкальной разминки. Обычная гимнастика перед уроком, несколько танцевальных упражнений под музыку, исполнение любимой песенки с движением . Таким образом пытаемся разбудить в себе творческие силы на весь рабочий день
Дальше идет урок, который нужно построить с учетом физиологических особенностей младших школьников. Урок – основная форма учебного труда школьника. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы.
Несмотря на существующие различия, гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов, поэтому урок условно делят на 3 части:
-вводную;
-основную;
-заключительную.
Эффективность работы на уроке на любом его этапе во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.
Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, которые обеспечивают на уроках активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Нам с ребятами очень нравятся музыкальные физкультминутки. Мы с удовольствием исполняем фрагменты танцев (народных, современных). Кроме преподавания в начальных классах, веду в школе танцевальный кружок. Дети из моих классов посещают занятия кружка и нам не трудно на уроке выполнить несколько танцевальных движений. Отдыхаем и душой, и телом.
Рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:
- движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
- недостаток движения снижает уровень физических функций, задерживает развитие, вызывает затруднения в усвоении школьной программы;
знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.
Двигательный режим учащихся начальных классов
Виды движений |
Продолжительность (мин) |
Утренняя гимнастика |
10-15 |
Гимнастика до уроков |
5-7 |
Физкультминутки на уроках |
1-2 |
Гимнастика для глаз |
1-2 |
Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксацию) |
1-2 |
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки |
2-3 |
Динамическая перемена |
25-35 |
Урок физической культуры |
35-45 |
Занятия в спортивных секциях |
2-3 раза в неделю |
Внутришкольные спортивные праздники |
Ежемесячно |
Внутришкольные спартакиады, дни здоровья |
По календарю соревнований |
Невозможно переоценить роль подвижных перемен, которые позволяют активно отдохнуть после умственного труда в вынужденной позе на уроке. В нашей школе переменки организует дежурный класс.
Очень важно организовать двигательную деятельность ребенка в дружелюбной, радостной обстановке, что при умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течении дня.
Многие упражнения и физкультминутки беру из сборника В.И.Ковалько «Школа физкультминуток» (1-4 классы)
Мы любим активно отдыхать под музыку. Я предлагаю всем отдохнуть и вместе со мной потанцевать(исполняют несколько танцевальных движений под музыку).
Марина