Мастер-класс «Физкультминутка или нейрогимнастика во время урока»
Мастер – класс «Физкультминутка или нейрогимнастика во время урока»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе со школьниками.
Задачи:
Создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей;
Дать понятие нейропсихологических приемов и их значение для общего развития детей;
Показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми.
Теоретическая часть
Влияния технологий на когнитивные процессы современных детей на данный момент изучены плохо, но многие психологи и педагоги отмечают ухудшение способностей в создании ассоциативных связей, уменьшении кругозора, трудности в абстрактном мышлении и концентрации. Данные когнитивные функции являются неотъемлемыми в процессе обучения в школе.
Ежегодно объем информации в мире увеличивается, следовательно, и возрастает потребность в более быстром и эффективном ее усвоении.
Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово! Но мы идем с вами к тому, что с каждым годом становится физически и психически ослабленных детей становится всё больше. Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на развитие школьников. Дети ведут малоподвижный образ жизни, сидит с телефоном или у компьютера. Недостаточность физической активности наших детей ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой речью, моторикой, ориентировкой в пространстве, не развитому чувству ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Перед педагогами и родителями встает новая задача: улучшение когнитивных способностей. Во ФГОС НОО прописана необходимость использования физминуток, но, исходя из ухудшения успеваемости и появления сложностей в усвоении информации, можно сделать вывод, что они не обладают необходимой эффективностью. Встает вопрос о поиске альтернативного варианта классическим физминуткам.
На основании всего вышеизложенного нужно включать в свою работу новые приемы и методы, которые помогут детям стать успешными.
Необходимо найти комплекс упражнений, который бы способствовал развитию познавательных (когнитивных) процессов, снижал утомляемость и был интересен детям.В школах, уже сложно не замечать, что подход организации физкультминуток и зарядок устарел, а уровень физической активности с каждым годом снижается. Развитие когнитивных способностей непрерывно связано с движением. Поэтому, физкультминуткам на помощь может прийти - нейрогимнастика.
Благотворное влияние нейрогимнастики на мозг подтверждается научными исследованиями, как за рубежом, так и в России. Развитие когнитивных способностей непрерывно связано с движением. Многие родители не осознают эту взаимосвязь, из-за чего не ставят перед собой целью организацию активного досуга. Именно поэтому педагогам необходимо более внимательно и тщательно подходить к организации перерывов в процессе школьного обучения.
Нейрогимнастика в данном случае выступает в качестве самого эффективного и доступного вида физминуток, которые уже настало время внедрять в школьное обучение.
Достоинств у нейрогимнастики много: улучшение состояния нервной системы; улучшение восприятия и запоминания новой информации; развитие когнитивных способностей (память, мышление, внимание); снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система. Раскрытие скрытых способностей мозга; синхронизация работы обоих полушарий головного мозга; улучшение настроения; избавление от страхов, тревог и переживаний; управление собственными эмоциями: борьба с раздражительностью, контроль над проявлениями агрессии. И самое главное, нейрогимнастика приходит на помощь скорочтению. Упражнения развивают способность концентрировать внимание на тексте, начинает меняеться скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Улучшается восприятия и запоминания новой информации, повышается успеваемость и самостоятельность.
Интересной и доказавшей свою эффективность стал комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев рук и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.Если учитель видит, что ребенку скучно, быстро устает, нейрогимнастика - прекрасный инструмент для разнообразия занятия с детьми любого возраста.
Нейрогимнастика развивает не только ловкость рук, но и гибкость ума, создавая и укрепляя нейронные связи.
Нейрогимнастику можно использовать :
Вначале уроков (подготовка мозга к восприятию и обработке информации).
При переходе от одного этапа к другому (организация необходимой для детей смены деятельности)
Если ребёнку предстоит долгая монотонная работа (списывание текста, заучивание стихов и т.д.), то каждые 5-7 минут письмо можно чередовать с нейроупражнениями, которые вы можете использовать на уроках.
Чтобы одновременно работали оба полушария головного мозга, а значит, восприятие и переработка информации происходили быстрее, специалисты рекомендуют рисование двумя руками. Такой вид творчества развивает абстрактное и логическое мышление, речь и, конечно, стимулирует творческий потенциал ребёнка. Задание составленные по принципу «от простого к сложному».
Практическая часть:
Предлагаю комплекс упражнений нейрогимнастики, которые вы можете использовать на уроках, групповых и индивидуальных занятиях.
Данные упражнения помогают мне в работе с младшими школьниками, в индивидуальной работе с детьми разного возраста.
Упражнение «Симметричные рисунки»
Правая рука рисует правую часть рисунка, а левая – левую.
Можно воспользоваться тренажерами для школьников.
Серия рабочих тетрадей Жанны Троицкой «Рисуем двумя руками".
Упражнение «Зеркальное отражение
Ребята рисуют в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»
Ребята рисуют горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом
другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге.
Этот комплекс упражнений следует выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Каждое упражнение для развития взаимодействия между полушариями необходимо повторять 6-8 раз. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками.
Все упражнения основаны на переходе из одной позиции в другую.Мы с ребятами пользуемся и применяем их на уроках, они достаточно просты в исполнении.
Сначала, кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи. Делайте упражнения вместе с детьми. Это весело и полезно!
Нейрогимнастика очень проста и доступна - упражнения можно выполнять в любое время, выделяйте на это хотя бы несколько минут.
- Комплекс упражнений:
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».
«Перекрестные шаги»
Шагайте на месте касаясь правым предплечье левого бедра и наоборот. При этом стараемся нести плечо к бедру, а не локоть к коленке, а голова немного поворачивается по ходу движения. При выполнении упражнения не зажимаем рот, губы должны быть свободны и расслаблены.
«Ленивые восьмерки»
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Вытяните перед собой правую руку сжатую в кулак с выпрямленным большим пальцем. Взгляд направлен на кончик пальца. Начиная движение вправо - вверх рисуем перед собой в воздухе ленивую (горизонтальную) восьмерку. Середина восьмерки должна быть на одном уровне с срединной линией вашего тела. Старайтесь рисовать максимально круглую восьмерку.
Неважно будет ли она у вас большой или маленькой, главное чтобы она была круглой. Взгляд все время направлен на кончик большого пальца.
Выполнив упражнение несколько раз меняем руки. Левая рука начинает движение влево-вверх. Также делаем несколько раз. После этого сцепляем две руки вместе в замок, большие пальцы перекрещены и делаем ленивую восьмерку двумя руками. Взгляд не отрываем от перекрестья больших пальцев. Головой не вертим, следим только глазами.
Дети могут тоже упражнение рисуя карандашом на бумаге или доске.
«Слон»
Встаньте прямо, немного согните ноги в коленях, прижмите правое ухо к правому плечу и вытяните правую руку вперед. Вытянутой рукой рисуем в воздухе горизонтальную восьмерку начиная от центра и вправо-вверх. Глаза следят за кончиками пальцев. Двигается только верхняя часть туловища. Выполнив упражнение несколько раз меняем руки.
«Энергизатор»
Последнее в этой группе упражнение для мозга хорошо выполнять в конце рабочего дня для расслабления. Сядьте и положите руки на стол ладонями вниз. Опустите голову между вашими руками, коснувшись стола лбом. Сделайте выдох, а затем глубокий вдох, наполняя воздухом всю грудную клетку. Затем, легко не напрягаясь, поднимите голову, начиная со лба, шею и верхнюю часть туловища. Плечи и нижнюю часть туловища держите расслабленными. Выдохните и опустите подбородок на грудь, стараясь максимально расслабить и как бы удлинить задние мышцы шеи и спины. Оставайтесь расслабленными и дышите ровно и спокойно.
«Сова»
Это упражнение хорошо расслабляет мышцы плеч, которое возникает при длительном сидении. Левой рукой сожмите мышцы правого плеча. Поверните голову вправо, широко раскройте (вытаращите) глаза и смотрите прямо. Затем, сделав вдох начинайте поворачивать голову влево и одновременно вытягивайте шею вперед ухая как сова. За время поворота сделайте несколько таких движений. Затем поворачивайте также голову
обратно. Пальцами левой руки сжимайте в это время плечо. Сжимаете на выдохе, отпускаете на вдохе.
Повторите упражнение, сжав правой рукой левое плечо.
«Энергетическая зевота»
Примите удобную для вас позу, положите ладони на щеки. Откройте и закройте рот имитируя зевоту. Найдите под руками точки соединения верхней и нижней челюсти. Поместите пальцы рук на эти точки. Теперь вновь откройте рот имитирую зевок и когда рот будет максимально открыт помассируйте пальцами найденные точки. Постарайтесь одновременно с эти произнести длинный звук «а-а-а-а-у-у-у».
Повторить упражнение 4 - 6 раз.
«Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
«Фонарики»
Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот.
«Гости»
Выпрямить кисть и по очереди присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному. Ритмично изменять положения пальцев.
«Заяц – коза – вилка»
Ребенку показывают три положение руки, которые последовательно сменяют одно другое:
Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем.
Коза – указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони.
Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
«Частокол»
Руки поднять вверх, пальцы выпрямлены. В таком положении скрестить указательный и средний палец, потом безымянный и мизинец. Ритмично изменять скрещения пальцев.
«Флажок – рыбка – лодочка»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:
Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.
Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец
опирается на большой.
Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком.
Большие пальцы прижаты к ладони.
Также упражнения:
«Цепочка»
«Заземлитель»
«Кнопки космоса»
«Кошка»
«Гусак – курочка – петух»
«Кольцо»
«Кнопки космоса»
«Кнопки мозга»
«Лезгинка»
«Жаба»
Таким образом, во время урока школьникам нужно вводить не только физкультминутки, но и нейрогимнастику. В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма.
Голдина Лилия Вильевна
Язенина Ольга Анатольевна