Мастер-класс по пластилинографии «Русская Красавица»
Пояснительная записка к презентации
Мастер- класс "Русская красавица" пластилинография
PPTX / 10.72 Мб
Предмет: изобразительное искусство
Конкурсная работа: « Лучший мастер- класс по пластилинографии»
Автор: Садварий Жанна Владиславовна, учитель изобразительного искусства МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» г. Курска
Мастер- класс « Русская красавица»
Класс: 5-6
Цели педагога:
Образовательная: Формировать представления о разнообразии приемов пластилинографии, правилах создания выразительного портретного образа.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, уважительное отношение к русской национальной культуре
Развивающая: развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Цели, выполняющего задание ученика: создать скульптурный образ русской красавицы.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование мотивов учебной деятельности, уважения к русскому национальному искусству и культуре.
Регулятивные: умение самостоятельно намечать план действий, определять этапы выполнения работы и организовывать собственную деятельность в соответствии с планом.
Познавательные: самостоятельно формулировать цель деятельности. Преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Коммуникативные: уметь интегрироваться в группу сверстников, продуктивно сотрудничать и взаимодействовать. Понимать общую задачу и точно выполнять часть своей работы.
Методы: словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (демонстрация, иллюстрация)
Практический
Материалы и оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентация, наглядное динамическое пособие «Терем», пакеты с распечатанными этапами работы и техникой безопасности для каждой группы.
Материалы и оборудование для школьников: пластилин, картон, ножницы, карандаш, стек, доска для раскатывания пластилина, линейка, канцелярское перышко, стержни, салфетки.
Форма занятия: групповая
При небольшой комплектации класса мастер-класс может быть рассчитан на два занятия.
Содержание мастер-класса:
1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте ему успеха, ведь его поддержка и помощь понадобится вам сегодня на уроке.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности (3 мин.)
Как всегда, на уроке нам предстоит стать настоящими мастерами и создать новую прекрасную работу. «Но на какую тему?» - спросите вы.
Тему вы сумеете определить сами. Как всегда, мы будем с вами сегодня работать по командам. Перед нами прекрасный терем, но кто в нем живет?
Окна закрыты знаками вопроса. Если мы ответим на вопросы, то пред нами откроются ключевые слова. Они помогут понять тему нашего занятия.
(Представители команд по очереди подходят, снимают карточку со знаком вопроса и читают загадку.)
Скульптор, скульптура.
Портрет
Россия
Пластилин
Окно
Русская красавица
Итак, у нас в ответах образовались слова: Скульптура, Портрет, Россия, Женщина, Пластилин, Окно.
Школьники: мы создадим скульптурный портрет русской красавицы, выглядывающей из окна, при помощи пластилина.
3.Введение в тему. Усвоение новых знаний (9 мин)
Учитель: Тема красоты русской женщины одна из самых популярных в русском искусстве, но есть один художник, посвятивший этой теме целый цикл картин. Это Константин Егорович Маковский.
( Школьники рассматривают зрительный ряд в презентации)
Учитель: Рассмотрите, пожалуйста, три портрета. Как можно охарактеризовать женские образы в портретах?
Школьники: Женщина на первом портрете веселая, задорная. На втором - хозяйственная, заботливая. На третьем - задумчивая, нарядная.
Учитель: Мы не раз встречались на уроках с портретным искусством. А как вы думаете, какие выразительные средства помогают художнику передать характер красавиц?
Школьники: Поза жесты, мимика лица человека и характер украшений. Добрая часто улыбается, злая сердится. Наряды доброй можно украсить цветами, солнышками, грибами, а злой - тучками , мухоморами, паутиной. Для наряда доброй красавицы подойдут теплые, яркие оттенки, а для злой мрачные и холодные.
( Учитель демонстрирует образец работы)
4. Ознакомление с новыми умениями и навыками, показ образца их формирования ( 5 мин.)
Учитель: Сегодня нам предстоит создать свой образ русской женщины
Ребята, а что нам нужно знать, чтобы создать такую работу?
Школьники: Нам необходимо вспомнить правила и техники работы с пластилином, пропорции лица человека и особенности мимики.
Учитель : Какие способы работы с пластилином вам известны?
Школьники: примазывание, заглаживание, скручивание, раскатывание, прищипывание.
Учитель: Поскольку работа достаточно трудоемкая, мы будем работать с вами в командах. Вы помните, что каждый ряд у нас имеет название: команда красной, желтой, синей краски. Но и внутри каждой команды нам предстоит разделиться на мастеров постройки, мастеров украшения и мастеров изображения.
Задача мастеров постройки - « построить» окно.
Задача мастеров украшения – украсить наличники окна.
Задача мастеров изображения – создать образ русской красавицы.
Каждой группе сегодня будет вручен пакет с этапами работы и памятками о технике безопасности и вспомогательными материалами.
( Школьники распределяются в группы, при помощи командира определяют роли и знакомятся с этапами работы в пакетах)
Учитель: Есть ли вопрос ы, связанные с этапами работы?
Учитель отвечает на возникшие вопросы.
Физминутка:
Мы работать не устали?
Тихо сели и привстали.
( Школьники встают)
Покачаем головой,
Это делать не впервой.
Не останется без дел
Шейных позвонков отдел.
( качают головами)
( Руки вперед)
Разминаем кисти рук,
Нарисуем кистью круг.
Не заноет в день ненастный
Наш сустав лучезапястный.
(Делают кругообразные движения кистями рук)
( ставят руки на пояс)
В организме есть у нас
Кость со смешным названьем-таз
(шагают на месте)
Есть и голень и бедро,
Все придумано хитро.
( Поднимают руки и тянутся на носочках вверх)
Плечевой сустав мы знаем
Руки к небу поднимаем.
Учитель: Так повторив строение фигуры человека, мы провели физминутку и готовы к работе.
Реализация, построенного проекта.(20 мин для каждой группы)
Этапы мастер- класса по группам
1.Берем небольшой лист картона , соизмеряем его с нашим фоновым картоном и сворачиваем пополам.
2.При помощи карандаша рисуем половинки наличников окна.
3.Вспоминаем правила безопасности при работе с ножницами и вырезаем шаблоны.
4. Разворачиваем симметричные детали.
5. Измеряем по линейке картон, делим пополам и чертим линию середины.
6.Совмесив линию середины и линии сгиба, обводим шаблоны на картоне.В это время остальные участники группы заготавливают темные оттенки пластилина для проема окна и коричневые оттенки для фона.
7.Определяем ширину окна , для этогосправа и слева от линии середины откладываем равные отрезки и чертим линии.
8. Методом примазывания покрываем темными оттенками пластилина внутреннюю часть окна.
9.Полученными коричневыми оттенками пластилина способом примазывания покрываем фон.
10. В темные тона добавляем светлых оттенков. Делаем фон живописным.
10.-11. Для наличников окна смешиваем оранжевый, желтый, белый цвета пластилина
12. Полученным цветом заполняем контур наличника.
13. При помощи стека выравниваем контур окна.
Этапы работы группы « Мастера украшения»
Мастерам украшения необходимо придумать декор. Начнем с простейших жгутиков, необходимых для контура.
1.Возьмем два контрастных кусочка пластилина. Скатаем из них две колбаски.
2. Способов получить ровные жгутики множество. Есть даже способ, связанный с нагреванием пластилина в шприце. Но в условиях школьного урока он малоприменим.
Предложу более простой вариант получения ровного жгута.
Для этого мы помещаем пластилиновую колбаску под пластиковую линейку.
Несильно прижимаем линейку, надавливая указательным пальцем.
Далее начинаем раскатывать жгутик, следя за тем, чтобы пластилин оставался под линейкой.
Чем длиннее и шире линейка, тем более длинный и аккуратный жгут можно получить при раскатывании.
После работы линейку необходимо аккуратно вытереть салфеткой и затем помыть теплой водой с мылом.
Жгутиков для украшения окон нам понадобится четыре: два коричневых и два бежевых.
3. Выровняем жгутики, подрезав их при помощи стека.
4. Из желто-оранжевого пластилина скатаем длинный жгут для контура окна.
5.Соединим светлый и темный жгутики и перекрутим их между собой.
6. Кончики жгутиков сделаем тонкими и закрутим их.
6.Длинный жгутик желто-оранжевого цвета уложим по контуру наличников.
7. Займемся украшениями на наличниках, поскольку мы иммитируем резьбу по дереву, не стоит брать яркие цвета пластилина. Смешаем бежевый и коричневый цвета и мы получим прмежуточный тон.Слепим из этого пластилина несколько лепешек круглой формы. Для получения резного рисунка подготовим разные предметы имеющие интересную форму на срезе: стержни от ручек с разным диаметром сечения стержня, старую отвертку, канцелярское перышко, наконечник от ручки.Расположим лепешки на наличнике и начнем придумывать и продавливать рисунок.
8. Такой декоративный эффект оставляет обычное канцелярское перышко и наконечник от ручки.
9.Создаем разнообразные детали для украшения : тонкие жгутики, шарики, завиточки.Помня о том, что композиция наличника симметрична, размещаем детали украшения.
На долю мастеров изображения ляжет самая сложная задача. Им необходимо создать внешний облик русской красавицы. Эта группа поделится на две части: одна будет заниматься портретом, другая создаст туловище и и руки. Обе группы должны активно общаться между собой, чтобы голова и фигура получились пропорциональными.
Этапы работы группы « Мастера украшения»1- портретисты
1.Берем белый и оранжевый пластилин. Белого должно быть больше, а оранжевого меньше.
2.Смешиваем их между собой и получаем телесный цвет.
3.Скатываем форму, напоминающую куриное яйцо и методом вытягивания получаем шею. Важный момент! Посмотрите на изображение профиля человека. Подбородок и лицевая часть черепа выступают отностительно шеи, поэтому развернув голову боком, посмотрите получился ли подобный выступ, как на картинке в овале.
4.Найдя, примерно середину лица, продавливаем улубления для глаз.
5.Методом вытягивания создаем форму носа, сглаживаем контуры лица.
6. Канцелярским перышком в форме носа прокалывает отверстия для ноздрей.
7. Скатываем шарики из белого пластилина и вставляем в глазницы.
8. Из цветного пластилина лепим две радужные оболочки глаз. Зрачки прокалываем перышком.
9.Из тонких жгутиков черного цвета создаем ресницы
10.Скатываем мелкие белые шарики и помещаем их на радужной оболочке глаза. Это блики.
11.Определяем место для линии рта. Важно поместить линию рта чуть ближе к носу, оставив место на подбородок.
12.Из розового пластилина лепим губы.
13.Острием перышка надрезаем пластилин и вставляемкусочек белого пластилина для белозубой улыбки.
14.Чтобы улыбка была более правдоподобной при помощи перышка наметим приподнятые уголки губ. Сделаем глаза чуть прищуренными. Для этого скатаем из телесного пластилина жгутики и прикроем ими часть глазного яблока.
15.Смешаем желтый и оранжевый пластилин и прилепим прическу. Перышком можно наметить пробор .
16.Из жгутиков добавим несколько прядей, а для косы три жгутика соединим в едином центре. Если хочется, чтобы коса была толстой, жгутики могут быть не тонкими.
16. Из жгутиков плетем косу.
17. Украшаем косу бантом.
Этапы работы группы Мастера «Украшения»2
Вторая группа мастеров изображения лепит фигуру.
1.Берем красный и белый пластилин. Поскольку в русском костюме рукава всегда широкие, сжимаем белый пластилин посредине .
2.Ближе к запястьям рукава делаем уже. Из красного пластилина лепим сарафан более узкий на талии. Методом примазывания создаем бретели сарафана.
3.Для создания кистей рук используем оставшийся пластилин телесного цвета. Лепим удлиненную форму, сжимаем, делая место соединения кисти и запястья более узким.
4. Используя метод вытягивания, получаем большие пальцы рук.
5.При помощи перышка надрезаем пальцы.
6.Декорируем сарафан желтым жгутиком, срезаем часть пластилина с юбки и прикрепляем фигуру в проем окна. Затем присоединим голову и кисти рук.
7-8. Чтобы заполнить пространство над головой героини скатаем тонкие жгутики желтого цвета и уложим их в виде сетки.
9.Поправим детали поделки. Для большей твердости можно покрыть работу бесцветным лаком.
10.Вставим работу в рамку.
Выставка работ школьников по командам. (5 минут)
Анализ и оценка творческих работ проходит в виде игры « Художники и искусствоведы». Представители разных команд высказывают аргументированные точки зрения , оценивая работы сверстников.
Критерии оценки:
Аккуратность, отсутствие композиционных и пропорциональных ошибок;
Оригинальность , применение фантазии, воображения при украшении окна.
Выразительность образа красавицы, передача характера.
Цветовая гармония
Оценка слаженности работы в группе.
Рефлексия (2 мин)
Продолжите предложение.
Новикова Елена Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Янакова Ольга Александровна
Садварий Жанна Владиславовна
Фокина Лидия Петровна
Садварий Жанна Владиславовна
Лещёва Светлана Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Осина Светлана Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ткаченко Наталья Константиновна
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Артеменко Елена Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Артеменко Елена Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Янакова Ольга Александровна
Садварий Жанна Владиславовна