Мастер класс по теме «Диагностика уровня тревожности обучающихся и ее коррекция»

2
2
Материал опубликован 25 November 2020









Мастер класс по теме

«Диагностика уровня тревожности обучающихся

и ее коррекция»















Виноградова В.В.,

педагог-психолог

МБОУ «Краснохолмская сош №2

им. С. Забавина»









г. Красный Холм, 2019 г.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в состоянии дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога –это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это проявление тревоги. Если состояние тревоги повторяется часто и в разных ситуациях, то следует говорить о тревожности. Она не связана с какой либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человека в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх, темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Каждому ребенку присущи определенные страхи, но если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Тревожность ребенка во многом зависит от тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а резко возрастает.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнивания с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной школы», «перспективного учителя». Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

В класс входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных детей», потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

КАК ВЫЯВИТЬ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Опытный учитель в первые дни знакомства с детьми поймет, кто из них страдает повышенной тревожностью. Но прежде чем делать выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с детьми. Чтобы понять ребенка, узнать, чего он боится, можно попросить родителей, учителей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

П.Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У РЕБЕНКА

Постоянное беспокойство.

Трудность, иногда невозможно сконцентрироваться на чем-либо.

Мышечное напряжение.

Раздражительность.

Нарушение сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожных детей используется также следующий опросник Лаврентьевой Г.П., ТиторенкоТ.М.

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ.

Тревожный ребенок

Не может долго работать, не уставая.

Ему трудно сосредоточится над чем-то.

Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

Смущается чаще других.

Часто говорит о напряженных ситуациях.

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

Жалуется, что ему снятся страшные сны.

Руки у него обычно холодные и влажные.

У него нередко бывает расстройство стула.

Сильно потеет, когда волнуется.

Не обладает хорошим аппетитом.

Спит беспокойно, засыпает с трудом.

Пуглив, многое у него вызывает страх.

Обычно обеспокоен, легко расстраивается.

Часто не может сдерживать слезы.

Плохо переносит ожидание.

Не любит браться за новое дело.

Не уверен в себе, в своих силах.

Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

15-20 баллов – высокая тревожность.

7-14 баллов – средняя тревожность.

1-6 баллов – низкая тревожность.

При обследовании обучающихся можно использовать «Тест школьной тревожности» Филиппса.. Этот тест позволяет определить, кто из детей испытывает стрессы в разных школьных ситуациях. При обследовании учащихся ведущими в проявлении тревожности можно выделить три параметра: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, страх несоответствия ожиданиям окружающих.

Существуют различные методики: «Шкала самооценки» Спилберга, «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлора и др. На их основе была создана экспресс-методика «Выявление тревожности у обучающихся» состоящая из 15 вопросов.

КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ

Работа с тревожным ребенком сопряжена определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Работа с тревожными детьми проводится в трех направлениях:

Повышение самооценки.

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Снятие мышечного напряжения.

ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Нужно ежедневно проводить работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его, отмечайте даже в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, ребенок должен знать за что его похвалили. Желательно, чтобы тревожные дети как можно чаще участвовали в играх в кругу, например: «Комплименты», «Я дарю тебе… и др.

Чтобы о достижениях узнали окружающие, можно сделать стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ.

Тревожные дети, как правило, не сообщают о своих проблемах, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится – это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Нужно, чтобы ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить нарисовать свои страхи, потом рассказать о них. Можно провести такую беседу с группой детей. После разговора дети поймут, что страхи у них похожи.

Конечно, взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнивать достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале урока и не в конце, а в середине урока. Нельзя торопить и подгонять их.

Обращаясь к тревожному ребенку, главное наладить контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо его поставите на уровне ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать свой страх и тревогу. Даже если он приписывает свой страх не себе, а вымышленному герою, это может снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, технику глубокого дыхания. Еще один способ снять излишнюю тревожность – раскрашивания лица старыми мамиными помадами.

Подвижные игры.

Упражнения на релаксацию и дыхание.

«Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

Этюды на расслабление мышц.

Этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге «Психогимнастика» и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий: тревожных, аутичных, агрессивных.

«Шалтай –Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим маленький спектакль. Он называется «Шалтай – Болтай».

Шалтай Болтай

Сидел на стене.

Шалтай –Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!... Стоп!»

Упражнение может сопровождаться музыкой.


Игры, способствующие расслаблению

Игры помогут создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

«Водопад»

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

«Сядьте поудобнее, и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

После этой игры стоит заняться чем- нибудь спокойным.

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

«Гусеница»

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, но их слышно. Успех продвижения зависит от умения каждого скоординировать свои умения с действиями остальных участников.

«Ребята сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и буде все вместе передвигаться по классу. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Для наблюдения обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

«Волшебный стул».

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношения между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно учитель должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Учитель проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные).







Список литературы:


1. Журнал «Школьный психолог» №20 2005г

2. Шпаргалка для родителей Е. Лютова, Г. Монина Санкт-Петербург 2007г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за методические рекомендации при работе с тревожным ребенком!!!

25 November 2020

Действительно, все предложенные упражнения эффективны! Благодарю за распространение опыта работы!

27 November 2020