Статья на тему «Педагогическая диагностика уровня сформированности мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью на уровне дошкольного образования»

2
0
Материал опубликован 15 November 2019 в группе

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Пугина Ольга Анатольевна

Учитель-дефектолог группы компенсирующей направленности без категории. Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Гармония» Новоуральского городского округа – структурное подразделение д/с №49 «Дом радости».

Адрес: 624130, Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. М. Горького14, 8 (34370) 4-54-27, e-mail: domradosti49@yandex.ru

 

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме формирования мелкой моторики у обучающихся старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Формирование мелкой моторики рук является одним из важных моментов в развитии развития высших психических функций обучающихся с умственной отсталостью. Изучение уровня сформированности мелкой моторики, ручной умелости – важная задача коррекционно-развивающей работы. В статье представлены результаты диагностики уровня сформированности мелкой моторики обучающихся. Материалы статьи могут быть полезны педагогам групп компенсирующей направленности для обучающихся с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра и задержкой психического развития на уровне дошкольного образования.

Ключевые слова: мелкая моторика, высшие психические функции, обучающиеся дошкольного возраста, праксис.

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушенным развитием. Это проявляется в стремлении специалистов и исследователей к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания [2, 3].

Вопрос формирования мелкой моторики, как разновидности движений, оказывающих развивающее воздействие на высшие психические функции, актуален на протяжении не одного столетия.

Формирование мелкой моторики рук является одним из важных моментов в развитии психического развития обучающихся с умственной отсталостью. Одним из основных двигателей развития высших психических функций является формирование мелкой моторики мышц кисти и пальцев рук. Известный итальянский врач, педагог Мария Монтессори, отмечала значение движений в развитии головного мозга детей.

А. Р. Лурия в своих работах указывал на важность мелкой моторики, а именно, кинетического (двигательного) и кинестетического (чувствительного) праксиса, как одной из высших психических функций. Термин «праксис» обозначает практическое (предметное) действие. Таких действий человек осваивает великое множество: от самых простых (еда, одевание и пр.) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим [1, 26].

Хорошо развитая в дошкольном возрасте мелкая моторика повышает уровень самостоятельности ребенка в самообслуживании и культурно-гигиенических навыках, он может выполнять посильные трудовые обязанности и поручения. Усложняются игровые действия и действия с предметами. Становятся доступными различные виды изобразительной деятельности.

Именно в дошкольном возрасте идет формирование предшкольных навыков: развитие ручной умелости и графомоторных навыков, подготовка руки к письму. Низкий уровень сформированности мелкой моторики у обучающихся на этапе завершения дошкольного образования затрудняет развитие навыков письма и может вызвать негативное отношение к учебе.

Данные анализа психолого-педагогической литературы послужили основанием для организации и осуществления экспериментального изучения мелкой моторики обучающихся с умственной отсталостью на уровне дошкольного образования.

Выборку испытуемых составили пять обучающихся с умственной отсталостью 5-6 лет, вновь поступившие в группу компенсирующей направленности из разных дошкольных образовательных организаций, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Для исследования были использованы малоформализованные методы: наблюдение, изучение продуктов деятельности, беседы с родителями.

Таблица 1

Показатели измерения уровня мелкой моторики по результатам наблюдения за обучающимися

Параметры наблюдения

Испытуемые

1

2

3

4

5

Навыки самообслуживания

с

н

с

н

н

Прием пищи

с

н

н

с

н

К.г.навыки

с

н

н

с

н

Пальчиковая г-ка

с

н

с

с

н

Игровые действия

н

н

н

н

н

Изодеятельность

н

н

н

н

н

 

Результаты наблюдений показали, что 60% детей не умеют застегивать и расстегивать одежду, не могут захватить резинку на белье, затрудняются в застегивании обуви; 60% - неправильно держат ложку (в кулаке, ложка выпадает из руки); 60% - во время мытья рук не удерживают кусок мыла и не вспенивают мыло ладонями, захватывают не одну салфетку, а сразу несколько штук; в игровой деятельности 100% обучающихся испытывают значительные трудности при захвате и соединении деталей различных видов конструктора, мозаики, вдевании шнурка в крупные бусины, застегивании кукольной одежды; 100% - неправильно держат изобразительные средства (кисточку, карандаш, фломастер), не удерживают трафареты и шаблоны, не умеют работать ножницами; в работах по изодеятельности – слабый нажим, резкие ненаправленные линии, во время закрашивания двигают всей рукой, а не кистью руки, не умеют пользоваться ножницами; 40% испытывают затруднения в выполнении упражнений пальчиковой гимнастики. Ни у одного испытуемого, ни по одному параметру, не отмечено высокого уровня. 40% испытуемых показали низкий уровень сформированности мелкой моторики по всем параметрам наблюдения.

Для получения наиболее точных представлений об уровне сформированности мелкой моторики у обучающихся, была использована методика Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук, целью которой является обследование мелкой моторики детей 4-5 лет. Но, учитывая структуру дефекта группы испытуемых, данная диагностика была использована для обучающихся более старшего возраста.

Система обследования, предложенная авторами, включает в себя 26 заданий, которые можно объединить в группы параметров, и направлена на исследование кинестетического и кинетического праксиса, тактильного гнозиса, силы тонуса, координации движений, щепоти руки, умения работать с бумагой Полученные данные вносятся в таблицу результатов обследования мелкой моторики.

Таблица 2

Показатели измерения уровня мелкой моторики по результатам диагностики по методике Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук

Группы параметров

Испытуемые

1

2

3

4

5

Кинестетический праксис

с

н

с

с

н

Кинетический праксис

н

н

н

н

н

Тактильный гнозис

н

н

н

с

н

Сила тонуса

с

н

н

н

н

Координация движений

н

н

н

н

н

Щепоть руки

н

н

н

н

н

Работа с бумагой

н

н

н

н

н

 

Результаты диагностики показывают несформированность мелкой моторики у 40% обучающихся по всем критериям. Высокого уровня нет ни у одного обучающегося. 100% испытуемых показали низкий уровень сформированности кинетического праксиса (неправильно держат карандаш; перекладывают из руки в руку, карандаш выпадывает из руки, слабый нажим, переходящий в чуть заметный, при рисовании линий и соединении точек-резкие прерывистые движения рукой), щепоти руки (затрудняются в удерживании карандаша тремя пальцами, правильном управлении карандашом, переключаемости движений пальцами ведущей руки), координации движений и быстрой смены напряжения мелкой мускулатуры руки на расслабление при работе с бумагой (обрывании листа и вырезании ножницами). У 90% испытуемых снижена сила тонуса, тактильные ощущения.

Во время беседы с родителями (законными представителями) обучающихся выяснилось следующее: 100% не знают, что такое мелкая моторика; затрудняются в понимании роли мелкой моторики в развитии ребенка, и как можно ее формировать в условиях семейного воспитания.

Выявленные особенности компетентности родителей в данном вопросе препятствуют оказанию комплексной помощи детям. Поскольку формированию мелкой моторики в домашних условиях не уделяется внимания, нарушается систематическое воздействие на процесс формирования мелкой моторики, не закрепляются навыки, которые были сформированы в дошкольной образовательной организации.

Анализ данных педагогического эксперимента указывает на необходимость комплексной работы с обучающимися по формированию у них мелкой моторики.

Работа должна включать не только ресурсы дошкольной образовательной организации (пальчиковую гимнастику; массаж пальцев рук с помощью, прищепок, массажных мячиков; сенсорные боксы; пальчиковые тренажеры и др.), но и систематическую аналогичную работу в домашних условиях.

Таким образом, комплексная работа по формированию мелкой моторики должна включать как формы работы в дошкольной образовательной организации, так и формы педагогического просвещения родителей. Педагогическое просвещение должно включать теоретическую информацию о том, что такое мелкая моторика, и ее значении в развитии ребенка (информационные буклеты, памятки, консультации, круглые столы и др.). А также формирование у родителей практических навыков, приемов педагогической коррекции мелкой моторики детей в домашних условиях (мастер-классы, обмен опытом, выставки пособий, сделанных своими руками, игротеки и др.).

Все вышеизложенное позволит повысить у обучающихся дошкольного возраста уровень сформированности мелкой моторики, что в дальнейшем обеспечит более успешную подготовку к получению образования на этапе школьного образования.

 

Список использованных источников:

1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов [Текст] : Т. Г. Визель. – М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384 с. – (Высшая школа) [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/2/0161/2-0161-26.shtml (дата обращения: 15.04.2019)

2. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] : Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева; М. : Просвещение, 2005. – 272 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации