Диагностика уровня культуроведческой компетенции обучающихся
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
«Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»
Диагностика уровня культуроведческой компетенции обучающихся
«Самое резкое, бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но и даже полуобразованный, всего более и ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей…, а русский человек всего менее с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится»,- с горечью и болью писал К. Д. Ушинский.
В период духовного кризиса вопрос о приобщении школьников к национальной культуре своего народа стоит особенно остро. Восполнить пробелы в духовно-нравственном воспитании школьников поможет культуроведческий подход к изучению языка, в основе которого лежит «соизучение» языка и культуры, где язык представлен одним из основных признаков нации, выражающих национальную культуру, а культура является предметом изучения при обучении языку.
В процессе изучения языка культуроведческий подход предполагает усвоение учащимися культуры своего народа, его национальных традиций, истории, нравственно – эстетических ценностей, религии, искусства и духовно – эстетическое воздействие на чувства, мысли, поступки и поведение обучаемых. Такой подход предусматривает соединение культуры и языка в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции обучаемых.
Формирование любой компетенции требует проверки и контроля в процессе обучения школьников. Комплекс заданий по диагностике уровня культуроведческой компетенции, обучающихся имеет ряд особенностей. Во-первых, он выполняет контрольную функцию, проверяя наличие определенных знаний и мировоззренческих установок обучающихся, во-вторых, носит обучающий характер, так как некоторые задания содержат определенную культуроведческую информацию, в-третьих, выполняет воспитательную функцию.
Примерный комплекс заданий
по выявлению культуроведческой компетенции обучающихся
в процессе работы по картине П. Д. Корина «Александр Невский»
1. «Да, портрет не натюрморт, в нем должна быть известная … осанка, которая организует всё остальное, и если хотите должна быть известная трагедийность». Павел Корин. Письмо П.Я. Павлинову, 14 февраля 1959г.
«Картина - это поэма, а портрет - это сонет… Портрет должен нести в себе высокое духовное начало… Только поняв самую суть души человека, какова она есть в своем лучшем проявлении, можно подходить к холсту… Творить - значит дерзать!» Павел Корин. Воспоминания И.А. Кабановой.
Восстановите пропущенное слово. Объясните значение полученного словосочетания применительно к жанру портретной живописи.
2. В портретной галерее, созданной П. Кориным, много выдающихся деятелей русской культуры: скульптор Сергей Тимофеевич Коненков, утверждавший, что «живописец сказал главное» о нём, писатель А. Н. Толстой, художники М. С. Сарьян, М. В. Нестеров, групповой портрет «Кукрыниксы» (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов) и многие другие. Это очень разные люди, но все они - военные, артисты, ученые, писатели, художники – люди активного действия, высочайшего интеллекта, высокого духовного строя. Павел Корин – портретист по своему нравственному складу, по жизненной философии.
.
- Что Павел Корин считал самым главным в этике портретиста?
- Портреты каких выдающихся современников живописца вам представлены?
- Почему портрет Александра Невского стоит особняком в портретной галерее художника?
3. «Всякий портрет нуждается в именовании. Портрет безымянный, даже при величайшем портретном сходстве, ещё не имеет в себе последней закрепляющей точки, которая дается именем: лишь оно довершает, удостоверяет, и потому и само входит в качестве изобразительного средства в изображение. Именование соотносит образ с оригиналом…Имя есть в этом смысле иероглиф личности…» Сергий Булгаков. «Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. Антология»
Если рассматривать данный фрагмент картины в качестве группового портрета, то он нуждается в именовании. Предложите свой вариант названия портрета. Аргументируйте свой выбор.
4. «Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа, которого поставил египетский царь вторым царем в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим.» («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»).
-Подготовьте краткую справочную информацию и заполните таблицу
Князь Ярослав | |
Иосиф | Герой Библии, за красоту его прозвали Прекрасным. Братья из зависти продали его в рабство в Египет, где фараон, поражённый его мудростью, назначил его вторым царём. |
Самсон | |
Соломон | |
Веспасиан | Главнокомандующий римскими войсками в Иудейскую войну, когда был взят и разрушен Иерусалим. |
- Объясните необходимость использования данных сравнений и их роль в создании портретной характеристики Александра Невского.
5. Рассмотрите репродукции картин художников П. Корина, Г. Семирадского, В. Серова.
- В чём своеобразие портрета героя на каждой из картин. Что подчеркивает в портрете героя художник?
- Таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нём? Что вы подчеркнули бы в портрете героя?
- Что вы знаете об исторических событиях, изображённых на картинах этих художников?
6. Соотнесите фразеологизм и его историко-этимологическое описание. Восстановите недостающий фразеологизм и объясните его значение.
Фразеологизм | Историко-этимологическое описание |
1. Меч бросить (положить) на чашу весов. Устар. О применении права сильного. | А. Выражение из Библии, из Книги пророка Исайи, который предсказывал, что настанет время, когда народы «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Орала - форма вин. падежа мн. числа др.-рус. сущ. орало, «плуг», образованного от глаг. орати «пахать». |
2. Перековать мечи на орала. Высок. Отказаться от военных действий, намерений, заняться мирным трудом. | Б. В XVI веке этот оборот употребляется уже в качестве устойчивого выражения: «непокоривши же во граде многолюдныя народы мечу предадим». |
3. Предавать/предать мечу. Устар. Уничтожать в бою, покорить. | В. По преданиям, записанным римскими историками, римляне при уплате налога галльскому вождю Бренну отказались взвешивать золото слишком тяжелыми галльскими гирями. Тогда Бренн бросил на чашу весов ещё и свой меч и воскликнул: «Vae victis!» - Горе побеждённым. |
Цитата из фильма «Александр Невский» по сценарию П. А. Павленко. В фильме, вышедшем на экраны 1 декабря 1938 года, Александр Невский произносит эти слова, которых нет в его жизнеописании. Афоризм этот – перефразированное выражение из Евангелия «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». |
7. Запишите данные слова, определите их лексическое значение, дайте комментарии к ним.
Шлем, копье, щит, кольчуга, дружина, рать.
8. Какие традиции русских людей отразились в данных ниже словосочетаниях?
а) испити шеломом; б) копiе приломити (изломити).
9. Назовите несколько известных вам
1. Былинных богатырей…
2. Исторических сражений…
3. Выдающихся русских полководцев…
Уровень культуроведческой компетенции обучающихся определяется в соответствии с законами математической статистики:
низкий (до 25 % выполненных заданий)
средний (от 26% до 50% выполненных заданий)
достаточный (от 51% до 75% выполненных заданий)
высокий (от 76% до 100% выполненных заданий).