Мастер-класс на тему «Приемы смыслового чтения на уроках русской родной литературы» (5–8 классы)
Мастер – класс «Приемы смыслового чтения на уроках русской родной литературы».
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели! Хочу, чтобы все мои ученики полюбили читать книги
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!!!!
Многие из нас прекрасно помнят эти волшебные слова из детской сказки. По сюжету, за доброе дело девочке достается цветок, исполняющий желания. Нужно лишь оторвать лепесток, произнести эдакое заклинание и дунуть на него – тогда сразу же сбудется все, что захочешь.
Каждый из нас, наверное, мечтал о таком цветке, правда? Как вы думаете, мое желание выполнимо? Мои ученики станут идеальными читателями?
Давайте попытаемся дать определение, кто такой идеальный читатель? (слайд1) Кто он: человек, безоглядно читающий и покупающий все подряд книги? А, может быть, восхваляющий всё, что бы ни вышло из-под пера какого-нибудь его любимого автора?
(любит читать, много читает, понимает прочитанное, у него стойкая привычка к чтению, может выразить свое мнение о прочитанном и т. д.)
Сегодня уже всем понятно, что современные дети, относящиеся к цифровому поколению – другие. Они изменились.
(слайд2)
Это дети мультимедийных технологий;
Они отдают предпочтение небольшим текстам;
Им свойственна фрагментарность образа мыслей;
Они стремятся к немедленным результатам;
Роль Интернета в формировании их взглядов, больше, чем у родителей;
У них меньше человеческой коммуникации, больше техногенной;
У них клиповое мышление (тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами)
Клиповое мышление приводит к неспособности многих из них системно воспринимать информацию, анализировать и, соответственно, излагать свои мысли. Жизнь сегодня — постоянная помеха чтению. Времени читать ни у кого никогда нет. И исчезает любовь к чтению как к занятию, требующему времени, вдумчивости и душевных затрат.
И вот здесь мне уже не до шуток, потому что проблема, с которой я сталкиваюсь как учитель литературы едва ли не основная НЕ ХОТЯТ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ ЧИТАТЬ!!!
А вместе с тем в Р А С П О Р Я Ж Е Н И И правительства РФ от 3 июня 2017 г (СЛАЙД 3) Приобщение детей к чтению – это условие формирования нового поколения российских граждан . Т. Е. каждый день на каждом уроке от меня, рядового учителя, зависит будет ли подрастающее поколение граждан способно решать задачи государственного масштаба – воспитываю тех, от кого и будет зависеть, каким будет наше государство в будущем. И ВОТ ТУТ МНЕ УЖЕ НЕ ДО ШуТОК, МНЕ СТАНОВИТСЯ СТРАШНО
И я задаюсь вопросами:
- Как привлечь детей к чтению текста? Каким должен быть современный идеальный читатель? (слайд4)На данный вопрос сегодня нет однозначного ответа. И вряд ли цветик-семицветик поможет мне решить эту проблему ! Поэтому я обратилась за помощью к современным педагогическим технологиям.
Пора действовать приглашаю вас на мастер-класс «Приемы смыслового чтения на уроках русской родной литературы в 6 классе». (слайд 5)
А вот на примере какого рассказа будет проведен мастер-класс, угадайте, продолжив стихотворную строчку:
В замке был веселый бал, Музыканты пели. Ветерок в саду качал Легкие качели. В замке, в сладостном бреду, Пела, пела скрипка. А в саду была в пруду….. ( Золотая рыбка.) (слайд 6)
«Мозговой штурм» Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? (слайд 7) Что, как вы думаете, может произойти в рассказе с таким названием?
Рыба – это символ удачи и духовных достижений в культурах разных народов. Нельзя не вспомнить и знаменитую «Золотую рыбку» Пушкина, которая осуществляла желания.
Особенно популярны в Китае, азиатских странах аквариумы, населенные золотыми рыбками, считается, что они содействуют процветанию и счастью семьи, защищают от несчастных случаев.
Как вы считаете, название будет соответствовать теме или основной мысли произведения?
Как это проверить?(познакомиться с текстом) Использовать будем Прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ, который учит детей мыслить критически!
Для реализации этой стратегии выбираются не очень большие произведения. Данный прием предполагает три стадии при знакомстве с текстом
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста или информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое.
Так вот на первой стадии можно работать с заглавием любого произведения. Так, например, в 6 кл. при изучении рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» я тоже использую этот прием (слайд 8)
В этом произведении рассказчик повествует о том, как получил незаслуженную награду от бабушки – пряник конём. Витя обманул её, вместо земляники в туесок положил траву и только сверху наполнил его ягодами. Герой осознает, что поступил плохо, ждёт наказания от бабушки, но вместо него бабушка отдает Вите пряник: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой».
Почему бы автору не назвать рассказ «Обман» или «Незаслуженная награда»? В.П. Астафьев не случайно обращается к образу коня.
И цвета выбраны не случайно - Белый конь – этот символ доброты, веры, чистоты помыслов
Но пряник Вити был двухцветным «…грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».
Розовый цвет соответствует оттенку человеческой кожи, особенно в младенческом возрасте. Отсюда тянется и цепочка «розовых» ассоциаций – нежность, мягкость, детство.
«Розовые очки», «розовые мечты», «видеть мир в розовом цвете»,– всё это выражает наивность, романтичность, доброту.
Не случайно В.П. Астафьев соединил два цвета: с одной стороны, герой рассказа ещё легкомысленный ребёнок, а с другой - «маленький» человек осознает свою вину перед бабушкой, терзается, мучается.
Так и при работе с рассказом Анатолия Приставкина – дети делают предположения еще до знакомства с текстом, о чем он будет
Анатолий Приставкин «Золотая рыбка»
Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (слайд9)
От чьего имени ведется рассказ?
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (слайд10)
Как вы думаете, почему и девочек и рыбок было 10?
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (слайд11)
Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (30 сек) (О том, как девочки ухаживали за рыбками, и вдруг рыбки стали исчезать)
ОСТАНОВКА – как вы думаете, почему стали пропадать рыбки? Куда они исчезали?
Здесь дети тоже высказывают разные предположения, недоумевают
Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку. — Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек. (слайд 12)
ОСТАНОВКА - Как, по-вашему, события будут развиваться дальше? Чем все закончится?
И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. (слайд 13)
Вы ожидали, что события будут развиваться именно так? Кого напоминает Люсенька?
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: — Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? И Инна ответила: (слайд 14)
— Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.
Что почувствовали, когда рассказ закончился? (облегчение, удивление, восхищение) О чем говорит последняя фраза Инны? Зачем автор рассказал нам эту историю?
После прочтения рассказа – справка из биографии писателя о том, что рассказ написан на основе реальных событий из жизни Приставкина. (слайд 15)
Удивительно то, что рассказ основан на реальных событиях.
Анатолий Приставкин – популярный российский и советский писатель. Самыми известными произведениями Приставкина являются «Белый холм», «Ночевала тучка золотая» и многие другие.
Военные годы Анатолий провел в тылу – на тот момент ему исполнилось всего лишь 10 лет. Отец отправился на фронт, вскоре умерла мама, которая давно болела туберкулезом. В течение войны мальчик просто бродил по опустевшим улицам, а потом его отдали в детский дом, в котором в голодные военные годы он жил вместе с сестренкой. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти». (слайд16)
Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа? (слайд 17)
Дискуссия – как думаете, прав ли писатель, что изменил финал, может, нужно было написать правду жизни?
В рассказе «Золотая рыбка» говорится о том, что в военное время тяжело и голодно было всем, в том числе и детям. В реальной жизни похожая история, произошедшая с сестрой автора, поражает жестокостью. Однако автор написал рассказ, с похожей историей, но намеренно изменил финал. Сделал он это для того, чтобы люди не забывали о милосердии, становились лучше, человечнее, находили в себе силы прощать и желание заботиться о тех, кто слабее.
В жизни всегда должно находиться место состраданию. Ведь девочка Люся была обычным голодным ребёнком, который просто хотел есть. Нельзя его было наказывать. Девочка Инна поняла это и поэтому сходила за хлебом для Люси.
Вернемся к вопросу, который я вам задала в самом начале - каким должен быть современный идеальный читатель? (Идеальный читатель – это тот читатель, который размышляет до чтения как это делали мы с вами , размышляя над заголовком рассказа, задумывается во время (чтение с остановками) и после него.)
А значит учитель Не должен брать всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными! ОНИ будут думать, высказываться!
Хочется надеяться, что наши ученики будут думающими читателями. И станут гражданами, способными на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности и обеспечить устойчивое развитие нашей страны!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева