Мастер-класс урока обучения грамоте «Буквы П, п» (1 класс)
Тема: Звуки [п], [п'], буквы П,п
Цель:
познакомить со звуками [п], [п'], буквами П, п, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышление, речь, память; воспитывать умение слушать друг друга
Задачи урока:
учить звуковому и сравнительному анализу слов;
способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;
развивать фонетическую и устную речь, мелкую моторику учащихся;
воспитывать культуру поведения на уроке;
воспитывать мотивацию к учению.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
учащиеся контролируют выполнение учебной задачи, составляют план и последовательность действий
Познавательные: учащиеся используют общие приемы решения задач, классифицируют слова в соответствии с их значением, проводят слого-звуковой анализ, сравнивают, группируют и классифицируют изученные буквы
Коммуникативные: учащиеся задают вопросы, определяют основную мысль текста, составляют рассказы о профессиях, работают в паре, слушают ответы друг друга
Образовательные ресурсы:
Учебник, слайд-презентация с профессиями людей,компьютер, мультимедийный проектор с экраном. Электронное приложение к учебнику «Азбука»
Ход урока:
1.Организационный момент.
Начинается урок,
Путешествие нас с вами ждёт.
Прошу, ребята, не зевать,
А дружно, правильно отвечать.
2. Работа с чистоговорками:
- уп – уп – уп - какой же вкусный суп;
- пу – пу – пу - мы включили лампу;
- па – па – па - раздавил щенок клопа.
3. Актуализация знаний.
- Но прежде, чем мы начнем урок , давайте вспомним, для чего нам служит речь?
-Чем устная речь отличается от письменной?
- Из чего состоит наша речь? (из предложений).
- Из чего состоят предложения? (из слов).
- На что делятся слова? (на слоги).
- Из чего состоят слоги? (из букв, звуков).
- Посмотрите на доску и назовите буквы, которые там изображены (я, и, б, н, а, р).
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (на буквы, обозначающие гласные звуки, буквы – обозначающие согласные).
- Разделите буквы на группы (ученик делит буквы на группы на доске).
- Назовите звуки, которые обозначают буквы а, и, я, б, н, р.
- Какие звуки обозначает буква я? Какие еще буквы обозначают по два звука?
- Попробуйте из этих букв составить слово (рябина - рисунок).
Давайте выполним слого-звуковой анализ слова рябина (3 слога, 2слог ударный, 3 гласных, 3 согласных).
- Составьте звуковую схему этого слова (дети на местах составляют схему слова, затем проверка - один ученик у доски).
- А теперь, давайте составим предложение со словом рябина (У дома растет красная рябина (слова переставлены местами)).
- С какой буквы пишется первое слово в предложении? Что ставится в конце предложения?
- Сколько слов в этом предложении. Составьте схему данного предложения (дети самостоятельно составляют схему, затем проверка – 1 у доски).
- Молодцы! Возьмите кружки и оцените свою работу на данном этапе урока (зеленый – справился с заданиями, синий – допускал ошибки, красный – не справился).
4.Сообщение темы и целей урока.
- А теперь ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, я загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!
Доски грызла и кусала. На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска: Знать, не вкусная доска….(пила)
Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке.
Там жильцы бумажные, Все ужасно важные …(портфель)
Он в мундире ярком. Шпоры для красы.
Днем он — забияка, Поутру - часы. (петух)
Как на нашей грядке Выросли загадки -
Сочные да крупные, Вот такие круглые.
Летом зеленеют, К осени краснеют. (помидоры)
- Что объединяет все эти слова? (в них есть буква П).
- Правильно. С чем мы будем знакомиться на уроке?
- Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о звуках [п], [п'], учиться находить эти звуки в словах, а также узнаем букву, которая обозначает на письме эти звуки, будем читать слоги, слова с новой буквой.
- Тема нашего урока «Буква П».
- А какая цель урока?
Цель: знакомство с буквой П п, со звуками ( [п], [п,]).
- Давайте расставим задачи нашего урока в правильном порядке.
1. Познакомиться с буквой П, звуками [п], [п,].
2. Учиться читать слоги и слова с новой буквой.
3. Учиться находить слова с буквой П п в тексте.
6. Работа по учебнику. Работа над звуками [п], [п'],
-Дайте характеристику звуку [п].
Дайте характеристику звуку [п'].
7.Чтение текста на с.75
-Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Чей папа не изображен на ней?
Физминутка
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись
До носочков дотянулись.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись!
8. Работа в прописях.
- А теперь приготовимся писать в прописи. Давайте вспомним правила красивого письма?
- Надо сесть прямо, ручку держать правильно, тетрадочку положить под наклоном. Не наклоняться низко!
-Откройте прописи на стр 4. Кого вы видите? Почему он нарисован здесь?
-Правильно, обведите элементы буквы , потренируйте руку.
- А теперь вместе со мной под счет обведите две буквы по контуру в первой рабочей строке, а остальные напишите сами;
(Дети пишут П в прописи ,учитель показывает написание с использованием образца.
- Обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи;
- Научились ли вы писать новую букву?
Письмо слогов Па, Пу, Пе. -2 мин.
- обозначьте гласные и согласные в слогах; (лодочки - слияния)
- какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука?;
- мягкость предыдущего согласного?
-Как соединим буквы в лодочках?
-Соединение - «рука»
- Посмотрите, как напишу я, и напишите сами по одной лодочке.
(Дети пишут слоги-слияния, после показа учителем на доске (документ- камера.))
Пальчиковая гимнастика – 1 мин.
9.Игра «Доскажи словечко»
Красит стены нам (маляр),
Столы делает (столяр),
Песни нам поет (певец),
Торговлей занят (продавец),
Лекарство выдаст нам (аптекарь),
Хлеб испечет в пекарне (пекарь),
Сапоги сошьет (сапожник),
Потушит вмиг пожар (пожарный),
В машине возит груз (шофер),
В шахте трудится (шахтер),
В жаркой кузн
ице (кузнец),
Кто все знает – молодец!
-Кто из вас запомнил профессии, в которых встречается звук [п], [п']?
-Подумайте, у кого из ваших родителей в названии профессии встречаются эти звуки.
10. Работа по теме урока.
- Вернемся к нашим словам (на доске: петух, помидоры, пенал, портфель)
- Произнесите первые звуки в словах. ([п], [п,]).
- Какой буквой они обозначаются? (буквой П).
- Посмотрите на доску. Это буква П.
- Как вы думаете, почему изображено 4 буквы? (2 печатных, 2 письменных).
- Где применяются печатные буквы? (в книгах, в текстах).
- Где применяются письменные буквы? ( при письме слов, предложений…).
- А почему печатных и письменных букв по две? (заглавная и строчная).
- Где применяется заглавная буква, а где строчная? ( в начале предложения, в именах, строчная во всех других словах).
- Какая по счету буква П в алфавите? (17).
- Назовите еще раз звуки. ([п], [п,]).
- Посмотрите на ленту букв. Это какие звуки: гласные или согласные? (согласные)
- На какие два цвета делится изображение буквы П? (синий, зеленый).
- Что это значит? (мягкий или твердый).
- В какой строке он стоит? (в нижней).
- Что это значит? (звук – глухой).
- Дайте характеристику звуку [п] (согласный, глухой, может быть твердым или мягким).
- Молодцы.
Чтение слогов и слов с новой буквой.
- Прочитайте задание на следующей странице 76.
- Самостоятельно прочитайте первый и второй столбики слогов и сравните первые звуки.
- Чем различаются эти слоги? (В первом столбике произносятся мягко, а во втором – твердо).
- Давайте хором прочитаем эти слоги.
- Парами прочитайте следующие слоги. Чем похожи, чем различаются эти слоги? (гласные одинаковые, а согласные разные).
- Прочитайте слоги с мягкими согласными звуками (пи-би, бе-пе, пя-бя).
- Прочитайте слоги с твердыми согласными звуками (ба-па, пу-бу).
- Посмотрите на ленту букв. Как расположены буквы П и Б? (друг под другом).
- Значит, что мы можем сказать про звуки [ б], [п]? (они парные).
- Давайте дополним характеристику звука [п] (согласный, глухой, твердый или мягкий, парный).
- Молодцы! Прочитаем последний столбик слов.
- Назовите слова с парными звуками.
Умение находить слова с буквой П, п в тексте.
- - Перед вами листочки с текстом. Прочитайте название. Прочитаем текст по цепочке.
- О чем этот текст? (О том, как дети играют в парке).
- Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание: найти все слова с буквой П, обвести их синим карандашом. Для этого внимательно читайте предложения и если встретятся слова с буквой п, обводите их в кружок. Сначала самостоятельно, затем проверьте друг у друга. Будьте внимательны.
- Назовите слова с буквой П.
- Молодцы. (Дополнительное задание: обведите красным карандашом слова, которые пишутся с заглавной буквы, сосчитайте, сколько предложений в тексте).
- Молодцы. Мы справились с поставленными задачами. Оцените свою работу.
11.Итог.
Рефлексия – 1 мин.
- Ребята, трудно ли вам было? Поднимите зеленые карандашики те дети, кому буквы нравятся и у кого все получилось, поднимите жёлтые карандаши, кто не очень доволен своей работой и хотел бы еще потренироваться, кому совсем не понравились его буквы, и работа показалась трудной – поднимите яркие красные карандаши.
Вы молодцы, мы завтра продолжим писать слова и предложения с новой буквой, и у вас всё получится! Спасибо! Урок закончен!