Урок чтения в 1 классе «Буквы Б и П»
Тема |
Сопоставление слогов и слов с буквами Б и П |
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Б и П, развития связной речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с ребусами; заучивают стихотворения и выразительно их читают |
Личностные результаты |
Проявляют понимание и уважение к культуре своей страны, произведениям русских писателей и поэтов |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях и текстах художественных произведений; логические – сопоставляют слоги и слова с буквами Б и П. Коммуникативные: учат наизусть стихотворение |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные буквы Б, П; глухой и звонкий согласные звуки; предложение; рассказ; схема слова |
Образовательные ресурсы |
«Лента букв» |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Всем-всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|||
II. Актуализация опорных знаний. Игра «Твердый – мягкий» |
Коллективная. Словесный, практический. Игра |
На доске – два рисунка: Тома (друга твердых согласных) и Тима (друга мягких согласных). – Я буду читать слова. Если слышится мягкий звук [б’], то встают друзья Тима, если твердый [б] – встают друзья Тома. – Белка, банан, бензин, болт, банка, бинт, барабан, бинокль, бочка, бабочка и т. д. |
Класс разделен на две команды. Слушают слова. Выполняют правила игры. |
Различают звуки в словах, четко соблюдают правила игры, контролируют выполнение задания своим товарищем. |
Коллективный. Игра |
|||
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа, слово учителя |
– С какими звуками и буквами вы знакомились на прошлом уроке? – Сегодня мы будем учиться сопоставлять слоги и слова с известными нам буквами Б и П |
Называют звуки и буквы. Слушают учителя о предстоящей работе |
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
Фронтальный. Устные ответы |
|||
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Дидактическое упражнение (учебник, с. 98) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, работа с рисунками, упражнение |
– Соотнесите рисунки и слова |
Рассматривают рисунки, читают слова, соотносят их |
Распознают изображенные предметы, подбирают к ним соответствующие слова |
Фронтальный. Устные ответы |
|||
2. Составление предложения и схемы слова (учебник, с. 98) |
Групповая. Словесный, практический. Составление предложения и схемы слов |
– Придумайте предложение |
Выполняют задание |
Составляют предложение с заданным словом. Выполняют слого-звуковой анализ слов |
Групповой. Устные ответы, составление схемы |
|||
3. Сопоставление слогов с буквами П и Б (учебник, с. 98) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, работа с таблицей |
– Прочитайте сначала слоги – Прочитайте предложения |
Читают слоги из таблицы. Выполняют задания. Читают предложения |
Сопоставляют попарно слоги с буквами. Распознают глухие и звонкие звуки, обозначающиеся на письме буквами П и Б, находят слоги, в которых парный согласный звук мягкий |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|||
Физкультминутка Скороговорка |
Коллективная. Практический |
Произнесите скороговорку сначала медленно, затем быстро и выполните соответствующие движения. – Белые бараны били в барабаны |
Выполняют движения под руководством учителя под текст скороговорки |
Осуществляют профилактику утомления и учатся говорить скороговорку |
Коллективный. Правильное выполнение движений и проговаривание скороговорки |
|||
4. Разгадывание ребусов (учебник, с. 98) |
Коллективная. Словесный, практический. Ребусы |
– Рассмотрите ребусы и разгадайте их |
Столб – стол, белка – булка |
Разгадывают ребусы |
Коллективный. Ребусы |
|||
5. Работа с текстом «Бобры» (учебник, с. 99) |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, чтение |
– Прочитайте текст. Рассмотрите картинку. – Где живут бобры? – Кто они? – Какие зубы у бобров? – Что строят бобры? Из чего? – Знаете ли вы, что такое плотина? Посмотрите значение слова в словаре |
Читают текст по предложениям, рассматривают картинку, отвечают на вопросы |
Читают рассказ, соблюдая интонацию, знаки препинания. Находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Описывают сюжетную картинку. Учатся работать со словарем, находить значение слова |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
|||
6. Составление слов из слогов (учебник, с. 99) |
Парная. Словесный, практический. Чтение, игра, составление схемы |
– Составьте из предлагаемых слогов слова, прочитайте их. – К образованным словам составьте схемы |
– Названия цветов. Рассматривают рисунки. – Белка, клетка, булка, баранка |
Составляют слова |
Парный. Устные ответы, схемы слов |
|||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
В сказочном дворце, На высоком крыльце Звучит громко указ – Добрым молодцам наказ: «Кто сумеет танцевать Так, как гусли нам велят, Тот и будет помогать Нашим царством управлять |
Выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|||
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 100) |
Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте слова. – Сравните столбики слов. – Какой столбик лишний? Почему? |
Читают слова. – Лишний первый столбик. В остальных столбиках слова, обозначающие предметы в |
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Распознают слова, |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|||
– Прочитайте слова, обозначающие один предмет, много предметов. – Придумайте слово, в котором столько же гласных, сколько в слове барабан |
единственном и множественном числе. Выполняют задания |
обозначающие один и много предметов. Определяют принцип расположения слов в столбиках, находят исключение |
||||||
2. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и стихотворением |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, рассказ, заучивание стихотворения |
– Прочитайте стихотворение. – Какой увидел березу автор? – Выучите стихотворение наизусть. – Составьте небольшой рассказ о природе, используя иллюстрацию |
Читают стихотворение, заучивают, рассказывают наизусть. Отвечают на вопрос. Составляют рассказ |
Читают стихотворение, понимая смысл, запоминают и рассказывают стихотворе- ние наизусть. Осуществляют поиск ответа на вопрос в тексте стихотворения. Составляют связный рассказ по иллюстрации |
Фронтальный. Чтение стихотворения наизусть, рассказ |
|||
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что повторили на уроке? – Какие задания вас заинтересовали? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности |