Технологическая карта урока литературного чтения «Согласные звуки [п], [ п,]. Буквы П, п»
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Согласные звуки [п], [ п,]. Буквы П, п.
Цель урока: |
Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление. Образовательная: продолжить знакомить с буквами П,п обозначаемыми ими буквами, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой. |
Задачи урока:
|
1.познакомить с буквами П, п обозначаемыми ими звуками, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой. 2) Развивать фонематический слух; способность логически мыслить; высказывать свои мысли, делать выводы; навык правильного плавного осознанного чтения. 3) Воспитывать любовь к живой природе; уважительное отношение к людям разных профессий; уважительное отношение к чужому мнению; желание читать. |
Планируемый результат: |
Предметные: Знать: знать буквы П, п обозначаемые ими звуки; характеризовать звуки по алгоритму. Уметь: различать на слух звуки [п], [ п,]; находить их на слого – звуковых схемах; видеть букву д в текстах; читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой; рассказывать правила фонематического чередования звонких и глухих согласных, не отражающиеся на графическом облике слов. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение; оценивать результат своего труда; читать текст, составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным словам; определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивает правильность выполнения, обнаруживает и исправляет ошибки. Личностные: рассказывать о личном опыте создания чего-либо своими руками, |
Межпредметные связи |
Письмо, тема «Строчная и заглавная буквы П,п, окружающий мир, |
Ресурсы: |
Основные: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виногорадская, М.В. Бойкина/ «Азбука», 1 класс. Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку). |
Форма организации учебной деятельности (ФОУД) |
Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа |
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1 |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
- Ребята, у нас сегодня необычные уроки. На них присутствуют гости. - Давайте поздороваемся. Дежурные, скажите все ли и все ли готово к уроку? Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания) Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка. (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.) Слайд2. Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке? Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.
|
Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения. Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно |
|
2 |
Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика
Работа над дикцией. |
Гимнастика для языка. «Шарик»: надуть щёки; сдуть щёки. «Дудочка»: с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты). «Лошадка»: вытянуть губы; приоткрыть рот; поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки). «Чистим зубки»: закрыть рот; провести круговые движения языка между губами и зубами. «Футбол»: закрыть рот; упереться напряжённым языком то в одну, то в другую щёку. Фонетическая зарядка Произнести с разной интонацией скороговорки Чтение слоговых таблиц хором |
Выполнение упражнений
Произнести с разной интонацией |
|
3 |
Актуализация знаний. Цель: закрепить знания о изученных буквах, звуках |
- Какая бывает речь? -Какую речь называют У и П? - Из чего состоит речь? Из чего строится предложение? -Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках: Слайд 3 (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными; гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими; мягкие согласные могут быть звонкими и глухими.) -Как вы думаете, мы все звуки изучили? Докажите, что есть еще другие звуки Что это? (учитель показывает на ленту букв) |
Ответы детей- |
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий; умение обобщать и классифицировать по признакам |
4 |
Проблемная ситуация, определение темы и цели урока Цель: мотивировать школьников на изучение новой буквы |
Слайд 4 – Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Повар, кошка, коза.) – Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (Пилот, машина, малина.) – Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Повар, так как начинается со звука [п], а остальные слова со звука [ к], оканчивается на согласный звук, а другие на гласный [а]. – Какое слово можно исключить из второй группы? (пилот, так как в нём 2 слога, а в остальных словах по 3 слога, слово пилот оканчивается на согласный, а другие на гласный [а]. - Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово повар начинается со звука [п], а слово пилот– со звука [п']. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [п, п' ] и буква, которая их обозначает».) Какую учебную цель поставим? Какие задачи поставим? Чему научимся? С. 79 учебник ПРОБЛЕМА. - Какой это звук: гласный или согласный? -Наша задача на уроке- выяснить это и дать ему характеристику. Физминутка Предлагаю отдохнуть Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех'? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.) |
Отгадывают загадки. Работают с информацией, представленной в загадках. Участвуют в обсуждении представленного задания. |
Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке
|
5 |
Изучение нового |
Звукобуквенный анализ слов повар и пилот. Сравнение первых звуков в словах. - Какие же первые звуки в этих словах?( [п], [п']). - Дайте характеристику звуку[п]-согласный, твердый, глухой [п']- согласный, мягкий, глухой - Итак, мы выяснили, что звук [п] – согласный, глухой, в словах бывает твёрдым и мягким. - звуки [п] , [п’] согласные, т.к. губы смыкаются, воздух толчками выходит из ротовой полости, зубы при этом не касаются друг друга, а язык свободен. Назовите слова где еще есть звуки [п], [п'].Где может стоять звук в слове? 3. Знакомство с буквой П, п. – Кто знает, какой буквой обозначаются эти два звука? Как правильно она называется ? (Варианты ответов детей.) – Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся. – Давайте пофантазируем, на что похожа буква п? Слайд № 8. –Где живёт буква п на ленте букв ? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает глухие звуки) |
||
6 |
Повторение изученного материала. Цель: учить анализировать звуковой состав слов, читать слова, предложения и текст с буквой П п
|
Физкультминутка. Если называю слова, где в начале слова слышим звук [п] – хлопаем, если звук [п'] –топаем Палка, полка, песня, помидор, письмо, бочка, почка, пила. Чтение слогов. Слайд ПА ПО ПУ ПИ ПУ ПА ПЫ ПЕ ПЫ ПИ ПА ПУ 1 строчку читаем как медвежата. 2 строчку читаем как мышата. 3 строчку читаем шёпотом. столбик – как эхо. столбик – как ручеёк – быстро. столбик – как кошечки. столбик – как собачки. Работа с учебником “ Русская азбука”. А) С. 82-83. Беседа по иллюстрации. прочитайте предложение вверху страницы. - Вы видите иллюстрацию фрагмента истории Российского государства трёхсотлетней давности. - Кто знает как звали этого русского царя? - Что вы знаете о русском царе Петре I? (Рассказ ученицы). Петр I Великий – русский царь. Кем мог быть этот человек? "Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом.. Но особенно привлекало его корабельное дело… Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку». ПЕТР1 организовал флот грамотно т.к. был кораблестроителем.
В) Чтение учителем отрывка из стихотворения А. С. Пушкина (с. 82). Г) - - А теперь вас ждёт самостоятельная работа. Вы должны выбрать задание по силам себе. 1 Читаем слова. Обозначаем «бусинкой» звуки [п] , [п']. 2 . Читаем пословицы. Обозначаем «бусинкой» звуки [п] , [п']. Объясняем смысл пословицы. 3. Читаем текст из «Азбуки» на с.80. Пересказываем то, что прочитали. |
Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию
|
|
6 |
Итог урока. Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? - Как называется буква, которую изучили? -Какие звуки она обозначает? - Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой п? —Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? Чемодан, мясорубка,корзина На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. |
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. |