Мастер – класс в рамках года педагога и наставника «Использование игровых технологий при проведении артикуляционной гимнастики»

3
0
Материал опубликован 14 June 2023

Мастер – класс в рамках года педагога и наставника

«Использование игровых технологий при проведении артикуляционной гимнастики»


Цель: повышение профессионального мастерства в рамках года педагога и наставника по освоению опыта работы.

Задачи:

Представить педагогический опыт по использованию игровых технологий при выполнении артикуляционной гимнастики в коррекционно-развивающем процессе.

Продемонстрировать участникам мастер-класса игровые технологии при выполнении артикуляционной гимнастики.

Оборудование: картинки-образы артикуляционных упражнений, бегемот Феня, деревянный куб, деревянные фигуры (круги с изображением артикуляционных упражнений, с изображением цифр, треугольники, квадраты), визуально – ритмический круг, чашка, вода, бумажные квадраты с изображением артикуляционных упражнений, карандаш, манка, кисточка для рисования, молоточек, муляж языка, «Петрушка», «Волшебный ротик», разрезные картинки артикуляционных упражнений; настольно – печатные игры («Снегопад», «Малиновый куст», «Наряди ёлку», «Осенние листочки», «Играем с Ёжиком Семой», «Играем с жирафом и ловким молоточком», «Дорога», «Друзья Ариэль», «Поздравим ослика Иа с Днём Рождения», «Аквариум»).


Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Так как игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, необходимо, однообразную работу по выработке артикуляционного уклада превратить в интересную игру.

Форма проведения артикуляционной гимнастики зависит от фантазии, творческих способностей педагога и способствует развитию у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости.

Традиционным стало использование картинок - образов со стихотворным материалом. То есть к каждому упражнению подбираются название и картинка - образ. Что помогает установить эмоциональный контакт, поддержать интерес у ребёнка к упражнению и экономит время, так как логопеду не надо каждый раз объяснять способ выполнения, а достаточно лишь назвать упражнение или показать картинку - образ.

Одним из условий успешной работы по развитию артикуляции будет использование дидактических игр.

Наиболее доступными при развитии артикуляционной моторики будут следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушки, массажные мячики и т. д.) и настольно-печатные игры.

Самым естественным приёмом будет приход какого-то героя, который хочет научить или просит помочь разобраться, как выполняется то или иное упражнение для языка и губ. С этой целью можно использовать специальных кукол с подвижным язычком (бегемотик Феня). С помощью таких кукол происходит знакомство детей с органами артикуляционного аппарата. Например, бегемотик Феня может загадать детям загадки:

Если б не было его, не сказал бы ничего (язык);

Первым делом поутру быстро в ванную бегу.

Щётка, паста, порошок.

Для чего они, дружок? (зубы);

Нас в них целуют наши мамы,

Надуем их, когда упрямы.

За них мы прячем свои зубы.

Ответ простой: ведь это… (губы).

Дети рассматривают в зеркала органы своего артикуляционного аппарата.

Игра «Занимательный куб»

В закрытый куб помещаются деревянные фигуры (круги, на которых изображены картинки необходимых артикуляционных упражнений, квадраты и треугольники). Ребёнку надо на ощупь достать из куба только круги. Когда все круги достали, выстраиваем дорожку и ребёнок выполняет гимнастику (при раскладывании кругов можно использовать визуально-ритмический круг). Помимо реализации основной цели эта игра способствуют развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Игра «Весёлые цифры»

Ребёнок выкладывает в ряд деревянные круги с изображением цифр по порядку (количество кругов соответствует количеству упражнений). Затем вытягивает картинку с изображением упражнения, с обратной стороны картинки также нарисована цифра. Ребенок соотносит цифры на деревянных кругах и картинках, раскладывает все картинки. Когда картинки разложены выполняется артикуляционная гимнастика. Эта игра также способствует развитию зрительного восприятия и элементарных математических представлений (цифровой ряд).

Игра «Водные забавы»

На бумажных квадратиках рисуются изображения артикуляционных упражнений. Потом квадраты сворачиваем углами к центру, получаются «лилии». Пускаем «лилии» плыть по воде в порядке, который необходим. На воде «лилии» раскрываются, прижимаем их к бортику чашки. Когда все «лилии» раскрылись можно выполнять артикуляционную гимнастику.

Игра «Археологи»

Раскладываем картинки с изображением артикуляционных упражнений, засыпаем их манкой. Ребёнок с помощью кисточки находит все картинки и потом выполняет гимнастику.

Кинезиологические упражнения

Кинезиологические упражнения – одновременные разнотипные движения правой, левой рукой и ногой. Такие упражнения направлены на улучшение и развитие связей между полушариями головного мозга. При этом улучшается память, внимание, речь, снижается утомляемость, повышается самоконтроль и активизируются познавательные процессы. Можно использовать игру «Играем вместе с жирафом и ловким молоточком». С помощью молоточка ребёнок выбирает картинку с изображением артикуляционного упражнения и кинезиологического упражнения, потом выполняет гимнастику. Предварительно необходимо разучить все упражнения.

Применение элементов биоэнергопластики

Биоэнергопластика – это упражнения артикуляционной гимнастики, которые в игровой форме сочетаются с движениями рук. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Используются пособия «Волшебный ротик», «Петрушка» и муляжи языка. Эти пособия позволяют сделать акцент на том, что губы при выполнении определенных упражнений не подвижны, работает только язык. Также, многим детям становится понятнее, что именно нужно делать языком после того, как они проделают упражнение своей рукой.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей.

Комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «биоэнергопластика»:

упражнение «Заборчик» пальцы сжаты в кулак;

упражнение «Хоботок» пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

упражнения «Заборчик» и «Хоботок» чередовать 2-3 раза;

упражнение «Месим тесто» опустить, поднять кисти рук с вытянутыми пальцами;

упражнение для языка «Блинчик» кисти рук расслаблены и опущены;

упражнение «Чистим нижние зубки» кисти рук опущены вниз с вытянутыми пальцами, двигаются влево, вправо.

упражнение «Горка» кисть руки принимает форму горки;

упражнение «Катушка»» кисть в форме горки двигается вперёд, назад;

упражнение «Желобок» кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу).

Играем с массажным мячиком, применяя метод «биоэнергопластика»

Подбирается комплекс артикуляционных упражнений, например, для группы свистящих звуков. Разучиваются движения руками с массажным мячиком. Затем одновременно выполняется гимнастика и движение рук с массажным мячиком. Гимнастику можно выполнять под музыку:

упражнение «Заборчик» сжать и разжать пальцы правой руки;

упражнение «Хоботок» сжать и разжать пальцы левой руки;

упражнения «Заборчик» и «Хоботок» сжимать разжимать одновременно пальцы левой и правой руки;

упражнение «Месим тесто» нажимать ладонями с вытянутыми пальцами на мяч;

упражнение для языка «Блинчик» пальцы правой руки «прыгают» по мячу;

упражнение «Чистим нижние зубки» ладонь левой руки «смотрит» вправо, правой руки «смотрит» влево, пальцы вытянуты, прокатываем мяч влево, вправо.

упражнение «Горка» пальцы левой руки «прыгают» по мячу;

упражнение «Катушка»» прокатывать мяч по левой ладони правой ладонью с вытянутыми пальцами;

упражнение «Желобок» повернуть ладони с вытянутыми пальцами ребрами в пол, прокатывать мяч: правая рука вперед, левая назад и наоборот.

При выполнении гимнастики вместо счёта также можно использовать хлопки ладонями, музыкальные инструменты, деревянные палочки, что способствует активизации внимания и развитию чувства ритма.

Настольно-печатные игры

Успешно применяются при проведении артикуляционной гимнастики настольно-печатные игры на липучках: «Снегопад», «Осенние листочки», «Играем с ёжиком Семой», «Малиновый куст», «Наряди ёлку». Также эти игры способствуют закреплению представлений детей о временах года.

Применяются игры на липучках, которые будут интересны и девочкам, и мальчикам: «Дорога», «Друзья Ариэль», «Поздравим ослика Иа с Днем Рождения», «Аквариум».

Применяются разрезные картинки с артикуляционными упражнениями, которые также способствуют развитию зрительного восприятия и логического мышления.

Таким образом, проведение артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий из монотонной работы можно превратить в интересную игру.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.