12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старова Юлия Евгеньевна89
3

Обобщение опыта в рамках Года педагога и наставника "Использование зондозаменителей при постановке звуков"

«Использование зондозаменителей при постановке звуков». В рамках Года педагога и наставника.


Цель: В рамках Года педагога и наставника обобщение и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Задачи:

1. Передать свой опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий и приёмов использования зондозаменителей при постановке звуков.

2.  Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Оборудование: ватные палочки, коктейльные палочки и шпажки, зондозаменитель «Сердце», «Жираф», «Темпер», соска, палочки от мороженого, бинт, трубочки для напитков, бумажные полоски, шприцы разного диаметра, антисептик, перчатки, салфетки, дезинфицирующее средство «Аламинол», ванночка для стерилизации зондозаменителей.

В логопедической практике используются 3 способа постановки звуков:

- по подражанию;

- механический - при помощи логопедических зондов и зондозаменителей;

- смешанный.

Я хочу уделить внимание механическому способу постановки звуков. Первопроходцем в плане постановки звуков с помощью инструментов является известный дефектолог Ф. А. Рау. Он разработал постановочные логопедические зонды. Работать ими удобно, НО зонды стоят не дешево, требуют стерилизации, дети боятся этих металлических инструментов и всячески избегают общения с ними.

В последнее время многие логопеды стали использовать для постановки звуков разные зондозаменители. Конечно же они должны быть индивидуальными для каждого ребенка. У зондозаменителей масса достоинств: они выполнены из пищевой пластмассы, красивые, удобные, не пугают ребенка.  Дети обожают эти весёлые палочки в виде игрушек.

Ватные палочки

Ватные палочки в логопедической практике очень функциональны, им можно найти множество применений. Ватные палочки отлично подходят для растяжения подъязычной уздечки, формировании артикуляционных укладов, или используются как механическая помощь при артикуляционной гимнастике.

Вот несколько упражнений:

1. «Удержи палочку»

Ребёнок обнимает широким языком верхнюю губу, ватная палочка кладется за язык и ребенку предлагается удержать ее несколько секунд. После чего положение языка можно поменять и снова попросить ребенка удержать ватную палочку на месте. Удержание языка на месте в различных позах формирует артикуляционные уклады и развивает силу мышц языка.

2. «Баланс»

Ребёнок кладёт широкий язык на нижнюю губу, взрослый кладет ему на язык ватную палочку и просит удержать её. Таким образом, мышцы языка хорошо расслабляются, если их тонус повышен, формируется уклад «лопаточка», необходимый для многих звуков.

3. «Карусель»

Ватную палочку держат на некотором расстоянии от ребёнка, его задача дотянуться до неё кончиком языка, поворачивая его в разных направлениях. Это упражнение хорошо развивает подвижность языка. Главное следить, чтобы голова и корпус ребёнка не двигались, работает только язык.

4. «Трубочка с механической помощью»

У многих детей не получается это упражнение, в данном случае ватная палочка отлично подойдет как механическая помощь. Расположите её по центру языка на желобке и слегка надавите, попросив ребенка одновременно загибать края языка вверх.

5. Усложнённое упражнение «Горка» и «Парус»

Чтобы ускорить усвоение ребёнком свистящих и шипящих звуков и отточить соответствующие артикуляционные уклады, поместите под язык ребёнка ватную палочку. Так удерживать язык на месте будет труднее, и артикуляционная мускулатура ребёнка лучше разовьётся. Для этой же цели можно поместить под язык ребёнка поршень от шприца и прокручивать его, тем самым укрепляется мускулатура и прорабатывается подъязычная уздечка.

Коктейльные палочки и шпажки

Круглую часть палочки можно использовать для постановки звука [р]. Так же при постановке звука [р] от «Грибка», можно использовать парные зондозаменители на случай, если язык падает. Заводим зонды далеко, если вдруг язык падает, то движемся чуть-чуть ближе к зубам. Так же для постановки звука «Р» можно использовать соску и делать упражнение «Болтушка». Круглая часть пригодится для удержания языка в расслабленном положении при гиперкинезах (насильственные движения), для опускания языка при гипертонусе, для поднятия языка.

Зондозаменитель «Сердце» я использую для постановки шипящих звуков. «Жираф» я использую для постановки звука [ц] и укрепления боковых краев языка. Для укрепления боковых краёв языка прорабатываем наступательными движениями язык сверху, снизу и сам край языка.

Палочки от мороженого

Палочки от мороженого можно использовать для пассивной гимнастики. Например, для удержания уклада «Парус» или «Горка». Палочкой от мороженого очень удобно удерживать язык в одном положении т. к. она не скользит в отличие от пластиковой. Так же при помощи двух палочек можно расслабить мышцы языка, путем зажатия языка между палочками и попеременном сдавливании концов палочек.

При помощи палочки от мороженого можно ставить шипящие звуки. Заводим палочку за клыки, ребёнок кладет язык на палочку и закусывает ее. Просим произнести ребенка звуки [ш], [ж], [ч], [щ].

Палочка от мороженого поможет при постановке звука [л] или же при смягчении. Ребёнок произносит звук [л՚], а мы ставим палочку сверху и не даём прикоснуться языку к альвеолам. Или ставим палочку на кончик языка, и ребёнок кусает язычок вместе с зондозаменителем «Л-л-л».

Очень удобно палочкой от мороженого ставить заднеязычные звуки. За счёт того, что деревянная палочка не очень приятно давит на кончик языка, ребёнку не хочется отправлять язык вперёд и получается звук [к] или [г].

Бинт можно использовать для развития силы и подвижности языка и использовать для пассивной гимнастики, когда подвижность языка настолько мала, что он не может принять нужное положение даже при воздействии зондозамнителей. Бинт в этом случае нужно намотать на большой и указательный пальцы и аккуратно придать языку нужное положение.

Трубочки для напитков

Трубочки для напитков подходят как для развития воздушной струи, так и для укрепления мышц губ. Для формирования сильной направленной воздушной струи можно выполнять упражнения «Буря в стакане». Или дуя через трубочку пытаться сдуть какой-либо легкий предмет (вату, шарик, киндер-машинку и т.д.). Хорошо помогают развивать воздушную струю бумажные полоски. Сдувая и раскручивая эти полоски, ребёнок учится направлять воздушную струю и регулировать её силу. Так же бумажную полоску можно использовать при постановке и автоматизации звуков для контроля воздушной струи, если она отклоняется в бок.

А укрепить мышцы губ поможет упражнение «Делаем усы». Ребёнку на верхнюю губу кладут трубочку, его задача как можно дольше удержать трубочку и не уронить.

Темпер

Этот зондозаменитель хорош в рамках постановки звуков.

Постановка звука [в] с помощью «Темпера»

Ставим «Темпер» на нижнюю губу и прижимаем нижнюю губу к верхним резцам. Очень хорошо использовать этот приём при слабости мышц губ. Если ребёнок произносит вместо звука [л] звук «УВ», ставим «Темпер» на нижнюю губу и опускаем вниз.

Шприц

Помогает зафиксировать нижнюю челюсть ребёнка на нужном раскрытии. Для этого используются шприцы разного диаметра.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.