Применение технологий «Использование игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики»

7
2
Материал опубликован 5 December 2020

Использование игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика является одним из важнейших элементов логопедического занятия. Благодаря ей укрепляются мышцы губ, щёк, языка, подъязычной связки. Органы артикуляции — это инструменты, которые делают нашу речь правильной, четкой и понятной окружающим. Если у ребенка слабо развиты органы артикуляции, то ему будет трудно произносить звуки речи, сама речь будет невнятной, с множественными заменами и пропусками звуков. Именно поэтому логопедические занятия по постановке звуков начинаются с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений. Упражнения подбираются логопедом с учетом того, над какой группой звуков ведется работа.

В начале работы с ребенком логопед показывает, как правильно выполнять каждое артикуляционное упражнение. Ребенок, глядя в зеркало, пробует повторить упражнение за логопедом. Постепенно дети начинают делать гимнастику все лучше и лучше, и со временем им становится не так интересно делать упражнения просто глядя в зеркало. Дети начинают скучать во время выполнения гимнастики, спрашивать, когда перейдем к следующему упражнению. И тут на помощь логопеду приходят игровые приемы, которые делают гимнастику более интересной и совершенно не скучной.

Первый игровой приём — это использование логопедической лягушки. Игрушка-лягушка приходит к детям на занятие и просит научить ее выполнять гимнастику для язычка. Дети показывают, как нужно правильно выполнять упражнения, а лягушка повторяет движения за ребенком. Сначала лягушкой управляет логопед, а затем можно дать поиграть с ней и ребенку. Лягушку сделать достаточно просто: можно сшить из остатков тряпочек или даже из старого носка или связать из ниток.

t1607181646aa.png Второй вариант — это использование печатных пособий. Например, просим ребенка помочь нарядить ёлочку к Новому году. У ребенка — заламинированный лист с изображением ёлочки. А у логопеда — шарики, на которых изображены артикуляционные упражнения. Логопед дает ребенку шарик, ребенок выполняет упражнение, изображенное на шаре и затем прикрепляет шарик на ёлочку. В этом случае детям очень нравится, если шарики еще и на липучках.

t1607181646ab.png
Можно придумать и другие истории: например, просим ребенка украсить дерево листочками или помочь лошадке собрать яблочки в корзину.

Третий вариант игры — морской бой. Понадобится поле для игры и карточки с изображением артикуляционных упражнений. Карточки раскрадываем по игровому полю «рубашкой» вверх. Ребенок называет «адрес» любой карточки (например, А3), затем эту карточку переворачивает и выполняет попавшееся упражнение.

t1607181646ac.pngt1607181646ad.pngt1607181646ae.png

Еще один вариант — это игры с прищепками. Даем ребенку круг, разделенный на секторы. В каждом секторе изображение артикуляционного упражнения. Ребенок выполняет упражнения и на выполненные секторы прикрепляет прищепку. Можно подбирать прищепки еще и по цвету сектора.

t1607181646af.pngt1607181646ag.png ​​​​​​​

Следующий вариант проведения артикуляционной гимнастики — использование презентаций на компьютере, ноутбуке или планшете. В презентации можно включить анимацию, тогда детям будет еще интереснее выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика может быть одним из самых увлекательных моментов логопедического занятия. Достаточно лишь немного фантазии и желания — тогда дети будут с удовольствием выполнять даже уже хорошо знакомые упражнения и не будут скучать и лениться.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за идею с ёлочкой и шариками с АГ! Я не знала!

5 December 2020

Благодарю за распространение опыта работы с ценным материалом!

7 December 2020