Применение технологий «Использование игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики»
Использование игровых приёмов при проведении артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика является одним из важнейших элементов логопедического занятия. Благодаря ей укрепляются мышцы губ, щёк, языка, подъязычной связки. Органы артикуляции — это инструменты, которые делают нашу речь правильной, четкой и понятной окружающим. Если у ребенка слабо развиты органы артикуляции, то ему будет трудно произносить звуки речи, сама речь будет невнятной, с множественными заменами и пропусками звуков. Именно поэтому логопедические занятия по постановке звуков начинаются с артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений. Упражнения подбираются логопедом с учетом того, над какой группой звуков ведется работа.
В начале работы с ребенком логопед показывает, как правильно выполнять каждое артикуляционное упражнение. Ребенок, глядя в зеркало, пробует повторить упражнение за логопедом. Постепенно дети начинают делать гимнастику все лучше и лучше, и со временем им становится не так интересно делать упражнения просто глядя в зеркало. Дети начинают скучать во время выполнения гимнастики, спрашивать, когда перейдем к следующему упражнению. И тут на помощь логопеду приходят игровые приемы, которые делают гимнастику более интересной и совершенно не скучной.
Первый игровой приём — это использование логопедической лягушки. Игрушка-лягушка приходит к детям на занятие и просит научить ее выполнять гимнастику для язычка. Дети показывают, как нужно правильно выполнять упражнения, а лягушка повторяет движения за ребенком. Сначала лягушкой управляет логопед, а затем можно дать поиграть с ней и ребенку. Лягушку сделать достаточно просто: можно сшить из остатков тряпочек или даже из старого носка или связать из ниток.
Второй вариант — это использование печатных пособий. Например, просим ребенка помочь нарядить ёлочку к Новому году. У ребенка — заламинированный лист с изображением ёлочки. А у логопеда — шарики, на которых изображены артикуляционные упражнения. Логопед дает ребенку шарик, ребенок выполняет упражнение, изображенное на шаре и затем прикрепляет шарик на ёлочку. В этом случае детям очень нравится, если шарики еще и на липучках.
Можно придумать и другие истории: например, просим ребенка украсить дерево листочками или помочь лошадке собрать яблочки в корзину.
Третий вариант игры — морской бой. Понадобится поле для игры и карточки с изображением артикуляционных упражнений. Карточки раскрадываем по игровому полю «рубашкой» вверх. Ребенок называет «адрес» любой карточки (например, А3), затем эту карточку переворачивает и выполняет попавшееся упражнение.
Еще один вариант — это игры с прищепками. Даем ребенку круг, разделенный на секторы. В каждом секторе изображение артикуляционного упражнения. Ребенок выполняет упражнения и на выполненные секторы прикрепляет прищепку. Можно подбирать прищепки еще и по цвету сектора.
Следующий вариант проведения артикуляционной гимнастики — использование презентаций на компьютере, ноутбуке или планшете. В презентации можно включить анимацию, тогда детям будет еще интереснее выполнять упражнения.
Артикуляционная гимнастика может быть одним из самых увлекательных моментов логопедического занятия. Достаточно лишь немного фантазии и желания — тогда дети будут с удовольствием выполнять даже уже хорошо знакомые упражнения и не будут скучать и лениться.
Шабанова Алёна
Кияйкина Наталья Федоровна