Мастер-класс «Проведение артикуляционной гимнастики с использованием настольных игр»
Проведение артикуляционной гимнастики с использованием настольных игр
Выполнила: Калинина Оксана Викторовна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
Новосибирск 2022
Проведение артикуляционной гимнастики с использованием настольных игр
(практико-ориентированный мастер-класс).
Сделать серьезное занятие для ребенка интересным-вот задача первоначального обучения (К.Д.Ушинский)
Цель: наглядный показ проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме, развитие лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения и связной речи через игровой сюжет.
Задачи:
-развитие координации артикуляционных движений, повышение эффективности их выполнения;
-развитие самоконтроля;
-развитие правильного звукопроизношения;
-развитие устойчивого внимания, усидчивости, трудолюбия, творческого воображения;
-развитие словаря, грамматических категорий, связной речи.
В своей практике мы часто отмечаем, что для детей выполнение артикуляционной гимнастики скучное и монотонное занятие, их трудно организовать и заинтересовать ежедневными занятиями. Это приводит, в свою очередь, к снижению эффективности выполнения артикуляционной гимнастики и коррекционной работы в целом.
Что такое артикуляционная гимнастика, для чего мы ее выполняем и зачем уделяем ей такое внимание в коррекционной работе?
Артикуляционная гимнастика – это тренировка артикуляционного аппарата, растягивание речевых мышц. Это если очень просто объяснять. Но на практике все гораздо сложнее. В том случае, когда нарушен путь от мышцы к голове, когда тонус мышц мешает произношению звуков – особую роль играет артикуляционная гимнастика. Мы не можем, образно говоря, залезть в голову и соединить поврежденные пути, чтобы мышцы работали в нормальном тонусе и ребенок тут же начал произносить все звуки правильно. И здесь как обходной путь выступает артикуляционная гимнастика. Ребенок, глядя в зеркало и на педагога, через зрительный контроль, выполняет определенные движения, формируя тем самым артикуляционные уклады звуков. Потом этот сформированнный навык, со временем, станет «протоптанной тропинкой», по которой и пойдет звук. Мозг всегда экономит энергию и использует «протоптанную тропу» - ребенок говорит так, как ему удобно. А гимнастикой мы формируем «новую тропу», раз за разом «примяная траву», чтобы она стала такой же широкой. Именно поэтому мы придаем особое значение выполнению артикуляционной гимнастики.
Напомню вам правила проведения гимнастики:
Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Не стараемся выполнить весь комплекс, можно взять несколько упражнений, остальные выполнить в течении дня.
Упражнение повторяем 2-3 раза на первых занятиях, поскольку мышца быстро устает, в дальнейшем повтор 10-15 раз.
Начинают гимнастику со статических упражнений (2-3 упражнения, удерживают позу 10-15 сек.), далее переходят к динамическим (2-3 упражнения).
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики идти от простых к более сложным.
Выполнять гимнастику сидя, с ровной спиной, перед зеркалом, дети размещены так, чтобы все видели лицо педагога.
Инструкцию по выполнению упражнений даем поэтапно, например, улыбнись, покажи зубки, поставь язычок за нижние зубки и т.п. Артикуляционные навыки формируются в результате длительной и систематической работы.
Проводим гимнастику в игровой форме, на позитивном эмоциональном фоне.
Уважаемые коллеги, готова ответить на ваши вопросы по выполнению артикуляционной гимнастики.
Так почему бы не превратить выполнение гимнастику в увлекательную историю? Уже много лет использую для этого обычные настольные игры –«бродилки». За годы практики игры подобраны по лексическим темам, к ним добавлены дополнительные задания. В сюжет занятия можно включать разные артикуляционные упражнения из комплексов. Гимнастику выполняем перед зеркалом, чтобы дети могли следить за точностью и четкостью выполнения упражнений. Дети погружаются в историю, это как игра-сказка, с удовольствием выполняют гимнастику, и это уже совсем не трудно и не скучно! А потом еще отвечаем на вопросы (расширение словаря по теме, отработка лексико-грамматические форм), увозим угощение героям по извилистым дорожкам (выполнение постановочных упражнений, тренировка в произношении звуков). Занятие прошло с интересом! Ребята уже привыкли, что каждую неделю у нас новая история, и всегда спрашивают: «А на этой неделе у нас какая история?».
А сейчас на примере несколько «историй» я покажу, как мы работаем с играми.
«Муравейник» (лексическая тема «Осень. Изменения в природе»)
Цель: развитие точности артикуляционных движений, выработка длительности удержания речевых органов в заданном положении, развитие самоконтроля, расширение словаря по теме, развитие навыков словоизменения, развитие навыков построения предложений разной конструкции.
.
Что выполнили?
Комплекс артикуляционной гимнастики. Индивидуальный подбор артикуляционных упражнений. Поиск ассоциаций с артикуляционным упражнением, например: «Что ты видишь широкое? –«Листочек». «Делаем язычок широкий как листочек» (упражнение «Блинчик») и т.д.
Выполнили постановочное упражнение – «Ветерок» (изолированный «с») и помогли муравьям утеплить муравейник листочком.
Уточнили названия листьев (березовый, дубовый, рябиновый, кленовый, ивовый). Как меняется природа осенью? Как лес готовится к зиме?
Упражнялись в построении предложения: «Я несу муравьям дубовый листочек».
Уважаемые коллеги
какие варианты заданий вы предложили детям по данной теме?
«Кроты» (лексическая тема «Овощи»)
Цель: развитие точности артикуляционных движений, выработка длительности удержания речевых органов в заданном положении, развитие самоконтроля, расширение словаря по теме, развитие навыков словоизменения, развитие навыков построения предложений разной конструкции.
.
Что выполнили?
Комплекс артикуляционной гимнастики. Индивидуальный подбор артикуляционных упражнений. Поиск ассоциаций с артикуляционным упражнением, например: «Что ты видишь круглое? –«Нос крота (животик у жука ит.п.)». «Делаем язычок круглым» (упражнение «Чашечка») и т.д.
Выполнили постановочное упражнение – «Мотор» (для «р») и помогли кротам пополнить запасы овощей на зиму. Карточки с овощами перевернуты, чтобы сохранить игровой интерес. Ребенок переворачивает карточку только после выполнения упражнения.
Уточнили названия овощей, поиграли в игру «Один-много», «Назови ласково».
Упражнялись в построении предложения: «Я угощаю крота морковью».
Уважаемые коллеги
какие варианты заданий вы предложили детям по данной теме?
«В лесу» (лексическая тема «Зима. Изменения в природе»)
Цель: развитие точности артикуляционных движений, выработка длительности удержания речевых органов в заданном положении, развитие самоконтроля, расширение словаря по теме, развитие навыков словоизменения, развитие навыков построения предложений разной конструкции.
Что выполнили?
Комплекс артикуляционной гимнастики. Индивидуальный подбор артикуляционных упражнений. Поиск ассоциаций с артикуляционным упражнением, например: «Что ты видишь длинное и острое?» –«Веточки деревьев (ручки у снеговика)». «Делаем язычок длинным, кончик острым» (упражнение «Иголочка») и т.д.
Выполнили постановочное упражнение – «Самолет» (для «л») и угостили лесных зверей гостинцами. Карточки с угощениями перевернуты, чтобы сохранить игровой интерес. Ребенок переворачивает карточку только после выполнения упражнения.
Уточнили названия диких животных, поиграли в игру «Кого нет?», «Назови ласково». Что изменилось в зимнем лесу? Как дикие животные зимуют?
Упражнялись в построении предложения: «Я привез белке орехи».
Уважаемые коллеги
какие варианты заданий вы предложили детям по данной теме?
«Арктика» (лексическая тема «Животные холодных стран»)
Цель: развитие точности артикуляционных движений, выработка длительности удержания речевых органов в заданном положении, развитие самоконтроля, расширение словаря по теме, развитие навыков словоизменения, развитие навыков построения предложений разной конструкции.
Что выполнили?
Комплекс артикуляционной гимнастики. Индивидуальный подбор артикуляционных упражнений. Поиск ассоциаций с артикуляционным упражнением, например: «Покажем, как плещутся рыбки в воде» (упражнение «Лошадка»), «Постучимся в гости к полярникам –д-д-д» (упражнение «Дятел») и т.д.
Выполнили постановочное упражнение – «Саночки шуршат по снегу» (для «ш») и помогаем мальчику развозит угощение для диких зверей. Карточки с угощениями перевернуты, чтобы сохранить игровой интерес. Ребенок переворачивает карточку только после выполнения упражнения.
Уточнили названия диких животных холодных стран, поиграли в игру «У кого ласты? клыки? острые зубы? рога?», «Назови ласково». Как дикие животные выживают в холодном климате?
Упражнялись в построении предложения: «Я везу на санках печенье для зайца».
Уважаемые коллеги
какие варианты заданий вы предложили детям по данной теме?
Использование настольных игр позволяет не только увлекательно и весело пройти основной этап логопедического занятия – артикуляционную гимнастику, но и совместно с этим решить другие коррекционные задачи: развитие лексико-грамматического строя, развитие активного словаря и связной речи. Применение игровых наглядных методов повышает эффективность и результативность коррекционной работы.
В завершении нашего мастер-класса скажу, что предложенные вашему вниманию «истории» и задания вариативны, каждый из вас - творческий человек и может обыграть любые другие сюжеты. Мне было приятно поделиться с вами своими практическими наработками, надеюсь, вы почерпнете для себя полезное!
Благодарю за внимание!