Мастер – класс «Восточная гимнастика, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология»
Мастер – класс «Восточная гимнастика, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология»
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!
Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где, как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: как пахнет влажная земля, ветер доносит запах деревьев. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего времени. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Восточная гимнастика, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология».
- Коллеги, Вы же, наверняка задумывались над тем, почему мы приветствуем друг друга со слова «Здравствуйте»?
Задумываться, то мы задумывались, а переживать начинаем только тогда, когда его теряем. Если внимательно посмотреть на слайд, то мы можем узнать, от каких показателей зависит здоровье человека.
Все мы знаем, что за последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин. У детей практически нет возможности играть во дворах в подвижные игры, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютеры и неограниченный доступ к телевидению). Поэтому сейчас как никогда возникает потребность в здоровом образе жизни.
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятные экологические ситуации, сложные социально - экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению.
Когда я проводила мониторинг, то заметила, что такие критерии, как гибкость и координация движений у детей, показали низкие результаты.
Так что же мы, взрослые, можем сделать, для того, чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни и развить необходимые физические качества?
Действительно, существуют разные формы, виды, способы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Комплекс таких мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии».
Изучив ряд методической литературы (А. Г. Ушаков.Главные секреты медицины Востока), я открыла для себя новые нетрадиционные здоровьесберегающие технологии – одной из них является восточная гимнастика и в рамках мастер- класса я хочу Вам рассказать, как я использую данную технологию.
Что же такое восточная гимнастика?
Это нетрадиционный метод, с помощью которого у детей при низкой физической нагрузке повысится координация движений и согласованность разных частей тела. Она включает в себя упражнения на развитие мышц плечевого пояса, рук, кистей пальцев.
В чём же заключается преимущество данной технологии? – спросите Вы.
Восточная гимнастика мягко тренирует весь организм, повышает его выносливость. Ею можно заниматься при любой физической подготовке.
Систематическое выполнение комплекса восточной гимнастики, приведет к тому, что дети научатся управлять своим телом, расслабляться, у детей будут развиваться мышцы верхнего плечевого пояса, рук, кистей пальцев.
Доступность данной технологии заключается в том, что выполнение упражнений не требует специально организованного места, ее можно проводить в любом помещении, в любой легкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий.
Все упражнения дети выполняют, сидя на полу по - турецки или сидя на стуле, а можно и стоя около парты.
Комплекс гимнастики состоит из пятнадцати постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки.
Сложность состоит в координации и согласовании движений разных частей тела. Качество выполнения упражнений оценивается по соблюдению правильной осанки, широте амплитуды движений, по активности и точности выполнения упражнений в заданном темпе.
Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста, но в укороченном варианте. Разучивают его поэтапно, без музыкального сопровождения, в медленном темпе, по 2-3 упражнения, прибавляя новые на следующем занятии. В освоенном виде упражнения хорошо проводить уже под фонограмму.
Я предлагаю вам разучить несколько упражнений.
«Кувшинчик»
И.П. Руки сложены вместе перед лицом пальцами вверх.
1-2 – поочерёдно развести руки ладонями вверх, начиная с правой;
3-4 – исходное положение;
5-6 – повторить разведения рук, но ладонями вниз;
7-8 - исходное положение;
Дозировка 5-6 раз.
Методические указания. Дети сидят на полу на расстоянии вытянутых рук. Размещение свободное.
«Листочки»
И.П. Руки вверху.
1-8 – одновременные круговые движения двумя руками и кистями (полный круг);
9-16 – повторить то же влево.
Дозировка 3-4 раза.
Методические указания. Мышцы рук напряжены, а кисти расслаблены. Следить за правильной осанкой. Образ – ветерок колышет листочки (руки).
«Шарфик»
И.П. Руки вытянуты вперёд.
1-4 – медленно поднимать (попеременно или одновременно) руки вверх с волнообразными движениями кистями;
5-8 – то же с перемещением рук вниз.
Дозировка 30-4- секунд.
Методические указания. Кисти рук максимально расслаблены.
«Цветочки-лепесточки»
И.П. руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперед, левая – сжата в кулак.
1-2 – поочерёдно и медленно сжимать кисти в кулак и разжимать, 1-2-3-4 – то же упражнение выполняется вдвое быстрее.
Дозировка 30 секунд.
Методические рекомендации. Четкая смена темпа в двух частях упражнения.
«Китайский веер»
И.П. руки согнуты в локтях на уровне лица, ладони обращены вперед, пальцы сжаты в кулаки.
1-4- - поочередные круговые веерообразные движения пальцами, начиная от мизинца;
5-6 – повторить в обратном направлении.
Дозировка 5-6 раз.
Методические рекомендации. Выполнять с полной амплитудой движений пальцами. Образно раскрываем китайский веер (пальцами), закрываем.
«Змея»
И.П. ладони обеих рук сложены вместе пальцами вперед.
1-4 – змеевидные движения двумя руками вперед;
5-8 – вверх;
9-12 – вправо;
13-16 – влево.Дозировка 2 цикла.
Методические рекомендации. Кисти не разъединять, держать симметрично.
«Птичка и птенчики»
И.П. руки согнуты в локтях ладонями вперед, пальцы широко расставлены.
1-4 – пальцы от указательного до мизинца (птенчики) поочередно касаются большого (птички); 5-8 – повторить в обратном направлении. Дозировка 4 раза.
Методические рекомендации. Сначала в медленном темпе разучить упражнение без музыкального сопровождения. Образ (птичка) поочередно кормит птенчиков.
Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.
“Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!”
- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.