Доклад «Рефлексия как элемент здоровьесберегающих технологий»
«Рефлексия – как элемент здоровье сберегающих технологий».
Современная школа уделяет огромное внимание здоровьесберегающим технологиям цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии и коррекции. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели: чтобы выпускник вышел из стен образовательного учреждения достаточно адаптированным к социуму.
Для того чтобы ребенок понимал значение здоровья в своей жизни, его нужно научить:
осознавать состояние своего здоровья,
понимать значение здорового образа жизни
в конечном итоге повышать мотивацию к укреплению здоровья.
В этом нам помогает:
самопознание,
самовоспитание,
саморазвитие,
самосовершенствование
Одним из методов который нам помогает решать эту задачу, является рефлексия.
Цель моего доклада: поделится опытом проведения рефлексии на классном часе.
Давайте рассмотрим, что же такое рефлексия?
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя– собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени интеллектуального человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на внеклассных мероприятиях является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
В общении с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже других).
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого учащегося для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Коллективная
Традиционно различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только на уроке, но и на внеклассных мероприятия. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с хорошим настроением, а выстроить смысловую цепочку, зафиксировать результат.
Исходя из выше перечисленного, хочу с вами поделится опытом работы и представить следующую классификацию рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Деятельности
Содержания учебного материала
Рефлексию положительного настроения можно проводить в начале занятия. Это позволит вам наладить контакт с учениками.
Обратите внимание на экран. Ребятам в начале классного часа было предложено показать свое настроение с помощью музыкального сопровождения «Ноты настроения» и карточек с изображением лица. Например:
«Смайлик с улыбкой» – у меня хорошее настроение, «грустный» – плохое.
Но рефлексия эмоционального состояния возможна и в конце занятия. Необычный прием «Ладошки настроения»
Раздать детям краски разного цвета. Сказать ребятам, что зеленый цвет будет обозначать их гармоничное, комфортное состояние, желтый - спокойное и ровное, а красный - тревожное. Попросите детей раскрасить свою ладонь тем цветом, который соответствует его настроению. И оставить отпечаток ладони на листе бумаги.
Часто применяю прием «Букет настроения». В конце занятия учащимся раздаются краски: красные и голубые. На столе лежит плакат. Учитель говорит: «Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что-то новое, то нарисуйте пальчиком голубой цветок, если не понравилось, - красный».
Интересен следующий прием «Наряди Елку».
Если учащиеся чувствует себя хорошо, комфортно, то вешает на елку ленту зеленого цвета, если нет, желтого.
Этот прием можно использовать как в классе, так и на улице в зависимости от цели, которую преследует педагог.
Следующий вид: рефлексия деятельности.
Этот вид даёт возможность осмыслить учебный материал, а применение в конце занятия покажет активность каждого ученика.
«Поляна цветов». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап занятия. Перед каждым ребенком – пчелка. Вы предлагаете детям прикрепить свою пчелку на тот цветок, какой этап ему понравился больше всего. Учащимся очень нравится прием «Паровозик» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены виды деятельности. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на интересное задание. А «грустное личико» в тот, который показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Интересный прием «Дерево успеха» – успешно выполнил задание – повесил яблочко, были ошибки – яблочко остался возле дерева.
А теперь вашему вниманию представляю
РЕФЛЕКСИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы класса.
В своей работе использую прием «Для меня сегодняшнее занятие» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало из предложения, которые вы видите на экране.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
я научился…
у меня получилось
Есть еще очень интересный прием «Плюс-минус-интересно». Но хочу обратить ваше внимание на то что его можно применять в зависимости от особенностей детей. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Этот прием можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «плюс» - записывается все, что понравилось на классном часе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, В графу «минус» - записывается все, что показалось скучным, осталось непонятным.
В графу «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии и чем бы они хотели поделиться друг с другом или с родителями.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на внеклассном мероприятии – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Залесская Алена Михайловна
Забелина Маргарита Владимировна
Шаманаева Ирина Юрьевна
Труфанова Ольга Ветаревна