Доклад «Рефлексия как элемент здоровьесберегающих технологий»

29
4
Материал опубликован 14 December 2017 в группе

 

«Рефлексия – как элемент здоровье сберегающих технологий».

 Современная школа уделяет огромное внимание здоровьесберегающим технологиям цель которых – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании,  развитии и коррекции. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели: чтобы выпускник вышел из стен образовательного учреждения достаточно адаптированным к социуму.

Для того чтобы ребенок понимал значение здоровья в своей жизни, его нужно научить:

осознавать состояние своего здоровья,

понимать значение здорового образа жизни

в конечном итоге повышать мотивацию к укреплению здоровья.

В этом нам помогает:

самопознание,

самовоспитание,

саморазвитие,

самосовершенствование

Одним из методов который нам помогает решать эту задачу, является рефлексия.

Цель моего доклада: поделится опытом проведения рефлексии на классном часе.

Давайте рассмотрим, что же такое рефлексия?

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя– собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени интеллектуального человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой».

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на внеклассных мероприятиях является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

В общении с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше – хуже других).

Рефлексия бывает: 

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого учащегося для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Коллективная

Традиционно различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только на уроке, но и на внеклассных мероприятия. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с хорошим настроением, а выстроить смысловую цепочку, зафиксировать результат.

Исходя из выше перечисленного, хочу с вами поделится опытом работы и представить следующую классификацию рефлексии.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Деятельности

Содержания учебного материала

Рефлексию положительного настроения можно проводить в начале занятия. Это позволит вам наладить контакт с учениками.

Обратите внимание на экран. Ребятам в начале классного часа было предложено показать свое настроение с помощью музыкального сопровождения «Ноты настроения» и карточек с изображением лица. Например:

«Смайлик с улыбкой» – у меня хорошее настроение, «грустный» – плохое.

Но рефлексия эмоционального состояния возможна и в конце занятия. Необычный прием «Ладошки настроения»

Раздать детям краски разного цвета. Сказать ребятам, что зеленый цвет будет обозначать их гармоничное, комфортное состояние, желтый - спокойное и ровное, а красный - тревожное. Попросите детей раскрасить свою ладонь тем цветом, который соответствует его настроению. И оставить отпечаток ладони на листе бумаги.

Часто применяю прием «Букет настроения». В конце занятия учащимся раздаются краски: красные и голубые. На столе лежит плакат. Учитель говорит: «Если вам понравилось на занятии, и вы узнали что-то новое, то нарисуйте пальчиком голубой цветок, если не понравилось, - красный».

Интересен следующий прием «Наряди Елку». 

Если учащиеся чувствует себя хорошо, комфортно, то вешает на елку ленту зеленого цвета, если нет, желтого.

Этот прием можно использовать как в классе, так и на улице в зависимости от цели, которую преследует педагог.

Следующий вид: рефлексия деятельности.

Этот вид даёт возможность осмыслить учебный материал, а применение в конце занятия покажет активность каждого ученика.

«Поляна цветов». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап занятия. Перед каждым ребенком – пчелка. Вы предлагаете детям прикрепить свою пчелку на тот цветок, какой этап ему понравился больше всего. Учащимся очень нравится прием «Паровозик» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены виды деятельности. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на интересное задание. А «грустное личико» в тот, который показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

Интересный прием «Дерево успеха» – успешно выполнил задание – повесил яблочко, были ошибки – яблочко остался возле дерева.

А теперь вашему вниманию  представляю

РЕФЛЕКСИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА   Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы класса.

В своей работе использую прием «Для меня сегодняшнее занятие» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало из предложения, которые вы видите на экране.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

я научился…

у меня получилось

 

Есть еще очень интересный прием «Плюс-минус-интересно». Но хочу обратить ваше внимание на то что его можно применять в зависимости от особенностей детей.  (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Этот прием можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «плюс» - записывается все, что понравилось на классном часе, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, В графу «минус» - записывается все, что показалось скучным, осталось непонятным.

В графу «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии и чем бы они хотели поделиться друг с другом или с родителями.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на внеклассном мероприятии – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная тема!

14 December 2017

Спасибо за материал, очень полезный! Взяла в избранное.

26 December 2017

Спасибо! Мне очень приятно!

27 December 2017

Полезный материал! Взяла в избранное.

4 January 2018

Похожие публикации