12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Румянцева Ирина Ивановна2082
Учитель музыки, высшая категория, стаж 25 лет, классный руководитель. Мир вокруг – только отражение нашего восприятия и наших мыслей. То, что мы видим, воспринимаем, оцениваем, во многом, определяется нашим взглядом на Мир и нашим отношением к нему.
Россия, Вологодская обл., Череповец
3

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»

Городской конкурс мастер-классов педагогов по вопросам здоровьесбережения

 

Ф.И.О. участника: Румянцева Ирина Ивановна

должность: учитель музыки

место работы: МБОУ "СОШ № 17"

номинация: тренинг, практическое занятие


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Конспект мастер-класса

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»

Цель: Ознакомление и распространение опыта работы

Задачи:

раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся.

Методы работы с аудиторией: беседа, практикум.

1. Вступление:

-Здравствуйте! Сегодня мастер-класс проведу я, учитель музыки МБОУ СОШ №17 Румянцева Ирина Ивановна.

2. Основная часть.

2.1. Обоснование проблемы.

Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.

Ответы педагогов.

- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Сейчас существует потребность в здоровьесберегающем образовании.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одна из приоритетных задач реформирования образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, устранение перезагрузки. В современных условиях нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.

Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии

Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов (или закончите фразу…)

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.

В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья.

Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

2. 2. Практикум

Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работай по данным направлениям.

Двигательная активность.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса я использую на уроках в начальной школе во время разучивания песен различные танцевальные движения.

(Предлагаю на выбор выучить первый куплет песни «Смешной человечек» или «Песенку о доброте», 5 минут)

Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

Все эти оздоровительные минуты довольно эффективны по своим результатам. Их дети очень любят, т.к они снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий.

Психологическое здоровье школьника

Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок я включаю «этюды для души». Фиксирую психологический климат на уроке.

Оздоровительная минутка «Солнышко» (можно включить музыку Э.Грига «Утро», 3 мин.)

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Пере­ключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем вни­мание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

Атмосфера становится более благоприятной для обучения и для общения. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным и интеллектуальным заданиям.

Творческий характер процесса обучения

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

(Провожу фрагмент урока-игры во 2 классе, по теме: «Интонация», 5 мин.)

Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физкультминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности.

При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.

Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его творчества.

Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

3. Подведение итогов. Рефлексия:

Сегодня на занятии мы с вами:

1.Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.

2.Освоили на практике, что положительно на здоровье детей влияют такие факторы как: двигательная активность, психологическое здоровье школьника, творческий характер процесса обучения.

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.

«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот только не каждый может найти и сберечь этот бесценный дар богов!»

Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.

Литература:

Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.

Гоникман, Э.И. Как вытащить себя из стресса/ Э.И. Гоникман,– М., 1996.

Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики/ Е.Л. Журавлева,- Кемерово, 1996.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии всовременной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.