Мастер-класс для педагогов на тему «Скорая помощь при работе с гиперактивными детьми»

4
0
Материал опубликован 20 February

 

Мероприятие разработано

педагогом-психологом МБДОУ № 44 «Сибирячок»

Волковой Ларисой Владимировной

 

Мастер-класс для педагогов

«Скорая помощь при работе с гиперактивными детьми»

Цель:

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме профилактики трудностей в поведении детей с гиперактивностью и СДВГ

Задачи:

-расширить знания воспитателей по теме мастер-класса

- способствовать обучению педагогов практическому использованию психолого-педагогических методов и приемов взаимодействия с гиперактивными детьми;

- создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Ход

1. Приветствие:

-Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе.

Для того, чтобы поднять командный дух, предлагаю начать работу с ритмичной кричалки.

-Я задаю вам вопросы, а вы отвечаете либо да-да-да; либо нет-нет-нет. Все готовы?

Вы на мастер-класс пришли?

Да-да-да!

А хорошее настроение с собой принесли?

Да-да-да!

Кто-то пришел за длинной теорией?

Нет-нет-нет!

Практика нужна вам, дайте ответ?

Да-да-да!

Кто-то попал сюда просто так?

Нет-нет-нет!

Кто-то пришел получить здесь совет?

Да-да-да

Вы, наверное, устали уже отвечать?

Нет-нет-нет!

Пора мастер-класс нам начать?

Да-да-да!

2. Введение в тему.

-Прослушайте стихотворение и скажите, о каких детях идет речь?

Я прыгаю, скачу, верчусь,
Я кувыркаюсь и кручусь.
Сидеть мешает - шило!
Так мама объяснила.
С дивана прыгал я полдня,
Раз сто без перерыва.
Потом изображал коня,
Копытом бил, тряс гривой.
Затем скакал я по двору,
Как австралийский кенгуру,
А вечером, придя домой,
Собакой был сторожевой.
А как-то раз пришел к нам гость,
И он спросил:
«Ответь,
Тебе, дружок, наверно гвоздь,
Мешает посидеть?»
И не стыдясь, ответил я,
Что уж скрывать тут было:
«Мешает, честно говоря,
Совсем не гвоздь, а шило».

-Вы, наверное, догадались, о каких детях мы сегодня будем с вами говорить? Это наши гиперактивные дети.

Давайте попробуем разобраться, что это за дети и чем они отличаются от просто шустрых, активных детей.

3. Портрет гиперактивного ребенка.

Включить песню «Озорники» во время работы групп. Педагоги делятся на команды.

Задание 1 группе: составить портрет гиперактивного ребенка.

Задание 2 группе: представить чувства, проблемы педагога, работающих с такими детьми.

-Кому близки эти чувства, страхи, кто сталкивался с такими проблемами?

-Каждый педагог встречал в своей практике гиперактивных детей. Сказать о гиперактивном ребенке, что он непоседлив, — значит не сказать ничего. Он подвижен, его руки находятся в постоянном движении – что-то мнут, отрывают, вертят, что-то отколупывают. На месте ему трудно усидеть. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Он всегда в центре любой потасовки. Он чрезмерно вспыльчив и драчлив. В группе на занятиях он шумит, мешает окружающим, отвлекает их. Отсюда частые конфликты, в результате которых ребенок становится изгоем в детском коллективе. Такой ребенок часто сознательно берет на себя роль шута, надеясь таким образом наладить отношения со сверстниками.

Сегодня согласно статистике, примерно 35 % детей с гиперактивностью, имеют диагноз СДВГ. Причем у мальчиков этот диагноз ставится в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Что же такое гиперактивность? Это состояние нервной системы, при котором активность и возбудимость человека превышает норму, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это нейрофизиологические нарушения. В связи с этим ребенок, особенно дошкольник, еще не в состоянии контролировать свое поведение. Гиперактивный ребенок в отличие от просто активного ребенка везде и всегда будет гиперактивным.

Выделяют три основных симптома проявления гиперактивности:

- дефицит внимания,

- импульсивность,

- повышенная двигательная активность.

4. Причины гиперактивности:

Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом.

1) Генетические –наследственная предрасположенность

2) Биологические – родовые травмы, стремительные роды, заболевания матери во время беременности, применение лекарств во время беременности

3) Социальные и психологические причины: загрязненная окружающая среда,

Микроклимат в семье, неправильная линия воспитания, например, вседозволенность и т.д.

5. Взаимодействие с гиперактивными детьми

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. «Я не знаю почему я так себя веду»

Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые мы взрослые так щедры, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Если вовремя такому ребенку не оказать помощь у ребенка формируются «отрицательные» черты характера (позднее появляются пагубные привычки (алкоголь, курение, наркотики), склонность к правонарушениям и тд). 

5.1. Игровой эксперимент: один участник играет роль гиперактивного ребенка, выходит за дверь. Остальные играют роль взрослых и детей, выстраиваются в две шеренги, образуя коридор.

Задание: ругать ребенка, делать замечания, толкать, дергать идущего по коридору.

Обратная связь от педагога играющего роль ребенка: Поставьте себя на место этого ребенка, ваши чувства, ощущения, переживания.

-Прежде чем сделать какие-то выводы и применить наказание, задумайтесь, все ли плохо в этом ребенке? Какие положительные качества мы можем найти?

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Для воспитателя общение с гиперактивным ребенком — это своего рода экзамен на его профессионализм.

Со своей стороны, как педагоги мы должны организовать работу с таким ребенком, создать психологическую атмосферу, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать жизненные задачи.

-Вашему вниманию предлагаю некоторые советы «скорую помощь» при организации работы с гиперактивными детьми.

5.2. «Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребенком

В случае нежелательного поведения: если вы хотите, чтобы ребенок услышал и отреагировал на ваше замечание, установите контакт с ребенком.

Во время занятий -уменьшите рабочую нагрузку ребёнка. Чтобы он мог сделать эту работу качественно.

Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

Быть драматичным, экспрессивным педагогом, который владеет вербальными и невербальными приемами работы.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым. Полезно использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Тактильный контакт в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, мешать другим детям, поможет включить внимание на задание. Когда ребенок отвлекся необходимо подойти к нему и, говоря задание, легко коснуться его плеча или руки, погладьте его, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.

Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.

Необходимо избегать длинных формулировок. Инструкции для ребенка с СДВГ должны быть доступными, понятными и короткими, чтобы он мог удержать их в памяти и внимании, только одно-два действия;

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе.

Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

Важно помнить, что гиперактивному ребенку сложно ждать, когда его за что-то похвалят, поэтому поощрять нужно сразу же. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале. Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: подготовиться к занятию, раздать пособия, полить цветы и т. д., пусть больше такой ребенок будет чем - то помогать вам. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Не сравнивайте такого ребенка с другими детьми, а только с самим собой.

Предоставлять ребёнку возможность выбора.

Оставаться спокойным, старайтесь сдерживать свое раздражение.

5.3. Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями, наказаниями, убеждениями, так как ребенок имеет нейрофизиологические проблемы. И справиться с ними он самостоятельно не может. Для решения проблемы необходимы медикаментозные и немедикаментозные методы коррекции, такие как психологические и нейропсихологические программы.

Создать групповые ритуалы жизнедеятельности детей

Заранее договариваться с ребенком о времени игры, длительности прогулки и т.д.

Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе и дома.

Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Важно помнить: нельзя «идти на поводу», допуская вседозволенность – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.

Работать с гиперактивным ребёнком непросто. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. (К сожалению, это получается не всегда). Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук.

Окружающие, родители, дети в саду видят в таком ребенке несносного шалуна. Мы, педагоги, должны видеть в ребенке - личность.

Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

6. Практическая часть.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка имеет целый ряд приемов, но так как ведущий вид деятельности у дошкольника — это игра, предлагаю вам познакомиться и поиграть в такие игры.

Игры на развитие внимания и контроля двигательной активности.

1. «Разговор с руками» (автор Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки—нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

2. «Слушай команду» (автор Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду психолога (например: «Положите правую руку на плечо соседа», «идем как будто мы роботы», «идем как уточки, взяли себя за нос, и пр.) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям —успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности

3. «Запомни ритм»

Психолог предлагает участникам повторить за ним ритм с помощью хлопков.

После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в

индивидуальном порядке, а затем – нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

4. «Мяч в круге»

Стоя в кругу, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей,

сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный

мяч не был пойман.

7. Заключение. Письмо гиперактивного ребенка

-А сейчас я хотела - бы зачитать вам письмо гиперактивного ребенка.

«Уважаемые взрослые! Чтобы Вам было легче с нами жить, а мы Вас любили, помните:

1. Инструкции мы можем понять только короткие, четкие и конкретные.

2. Нам сложно быть одновременно внимательными, аккуратными, усидчивыми.

3. Постарайтесь подобрать задание, с которым нам можно справиться, не требуйте невозможного.

4. Помогите нам, повторяйте самое главное несколько раз, т. к. у нашего мозга: 5мин-работа, 5мин-отдых.

5. Пожалуйста, помогайте нам организовывать поведение и выполнение заданий.

6. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с нашими возможностями.

7. Похвала действует на нас сильнее, чем на других

Ваши любимые гиперактивные дети.

-Свой мастер-класс я хотела бы закончить народной мудростью:

Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми. А это могут сделать только взрослые, окружающие его люди.

Спасибо всем за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации