Мастер-класс для педагогов на тему «Скорая помощь при работе с гиперактивными детьми»
Мероприятие разработано
педагогом-психологом МБДОУ № 44 «Сибирячок»
Волковой Ларисой Владимировной
Мастер-класс для педагогов
«Скорая помощь при работе с гиперактивными детьми»
Цель:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме профилактики трудностей в поведении детей с гиперактивностью и СДВГ
Задачи:
-расширить знания воспитателей по теме мастер-класса
- способствовать обучению педагогов практическому использованию психолого-педагогических методов и приемов взаимодействия с гиперактивными детьми;
- создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.
Ход
1. Приветствие:
-Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе.
Для того, чтобы поднять командный дух, предлагаю начать работу с ритмичной кричалки.
-Я задаю вам вопросы, а вы отвечаете либо да-да-да; либо нет-нет-нет. Все готовы?
Вы на мастер-класс пришли?
Да-да-да!
А хорошее настроение с собой принесли?
Да-да-да!
Кто-то пришел за длинной теорией?
Нет-нет-нет!
Практика нужна вам, дайте ответ?
Да-да-да!
Кто-то попал сюда просто так?
Нет-нет-нет!
Кто-то пришел получить здесь совет?
Да-да-да
Вы, наверное, устали уже отвечать?
Нет-нет-нет!
Пора мастер-класс нам начать?
Да-да-да!
2. Введение в тему.
-Прослушайте стихотворение и скажите, о каких детях идет речь?
Я прыгаю, скачу, верчусь,
Я кувыркаюсь и кручусь.
Сидеть мешает - шило!
Так мама объяснила.
С дивана прыгал я полдня,
Раз сто без перерыва.
Потом изображал коня,
Копытом бил, тряс гривой.
Затем скакал я по двору,
Как австралийский кенгуру,
А вечером, придя домой,
Собакой был сторожевой.
А как-то раз пришел к нам гость,
И он спросил:
«Ответь,
Тебе, дружок, наверно гвоздь,
Мешает посидеть?»
И не стыдясь, ответил я,
Что уж скрывать тут было:
«Мешает, честно говоря,
Совсем не гвоздь, а шило».
-Вы, наверное, догадались, о каких детях мы сегодня будем с вами говорить? Это наши гиперактивные дети.
Давайте попробуем разобраться, что это за дети и чем они отличаются от просто шустрых, активных детей.
3. Портрет гиперактивного ребенка.
Включить песню «Озорники» во время работы групп. Педагоги делятся на команды.
Задание 1 группе: составить портрет гиперактивного ребенка.
Задание 2 группе: представить чувства, проблемы педагога, работающих с такими детьми.
-Кому близки эти чувства, страхи, кто сталкивался с такими проблемами?
-Каждый педагог встречал в своей практике гиперактивных детей. Сказать о гиперактивном ребенке, что он непоседлив, — значит не сказать ничего. Он подвижен, его руки находятся в постоянном движении – что-то мнут, отрывают, вертят, что-то отколупывают. На месте ему трудно усидеть. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Он всегда в центре любой потасовки. Он чрезмерно вспыльчив и драчлив. В группе на занятиях он шумит, мешает окружающим, отвлекает их. Отсюда частые конфликты, в результате которых ребенок становится изгоем в детском коллективе. Такой ребенок часто сознательно берет на себя роль шута, надеясь таким образом наладить отношения со сверстниками.
Сегодня согласно статистике, примерно 35 % детей с гиперактивностью, имеют диагноз СДВГ. Причем у мальчиков этот диагноз ставится в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
Что же такое гиперактивность? Это состояние нервной системы, при котором активность и возбудимость человека превышает норму, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это нейрофизиологические нарушения. В связи с этим ребенок, особенно дошкольник, еще не в состоянии контролировать свое поведение. Гиперактивный ребенок в отличие от просто активного ребенка везде и всегда будет гиперактивным.
Выделяют три основных симптома проявления гиперактивности:
- дефицит внимания,
- импульсивность,
- повышенная двигательная активность.
4. Причины гиперактивности:
Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом.
1) Генетические –наследственная предрасположенность
2) Биологические – родовые травмы, стремительные роды, заболевания матери во время беременности, применение лекарств во время беременности
3) Социальные и психологические причины: загрязненная окружающая среда,
Микроклимат в семье, неправильная линия воспитания, например, вседозволенность и т.д.
5. Взаимодействие с гиперактивными детьми
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. «Я не знаю почему я так себя веду»
Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые мы взрослые так щедры, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Если вовремя такому ребенку не оказать помощь у ребенка формируются «отрицательные» черты характера (позднее появляются пагубные привычки (алкоголь, курение, наркотики), склонность к правонарушениям и тд).
5.1. Игровой эксперимент: один участник играет роль гиперактивного ребенка, выходит за дверь. Остальные играют роль взрослых и детей, выстраиваются в две шеренги, образуя коридор.
Задание: ругать ребенка, делать замечания, толкать, дергать идущего по коридору.
Обратная связь от педагога играющего роль ребенка: Поставьте себя на место этого ребенка, ваши чувства, ощущения, переживания.
-Прежде чем сделать какие-то выводы и применить наказание, задумайтесь, все ли плохо в этом ребенке? Какие положительные качества мы можем найти?
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.
Для воспитателя общение с гиперактивным ребенком — это своего рода экзамен на его профессионализм.
Со своей стороны, как педагоги мы должны организовать работу с таким ребенком, создать психологическую атмосферу, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать жизненные задачи.
-Вашему вниманию предлагаю некоторые советы «скорую помощь» при организации работы с гиперактивными детьми.
5.2. «Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребенком
В случае нежелательного поведения: если вы хотите, чтобы ребенок услышал и отреагировал на ваше замечание, установите контакт с ребенком.
Во время занятий -уменьшите рабочую нагрузку ребёнка. Чтобы он мог сделать эту работу качественно.
Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
Быть драматичным, экспрессивным педагогом, который владеет вербальными и невербальными приемами работы.
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым. Полезно использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Тактильный контакт в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, мешать другим детям, поможет включить внимание на задание. Когда ребенок отвлекся необходимо подойти к нему и, говоря задание, легко коснуться его плеча или руки, погладьте его, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
Необходимо избегать длинных формулировок. Инструкции для ребенка с СДВГ должны быть доступными, понятными и короткими, чтобы он мог удержать их в памяти и внимании, только одно-два действия;
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе.
Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
Важно помнить, что гиперактивному ребенку сложно ждать, когда его за что-то похвалят, поэтому поощрять нужно сразу же. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале. Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: подготовиться к занятию, раздать пособия, полить цветы и т. д., пусть больше такой ребенок будет чем - то помогать вам. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Не сравнивайте такого ребенка с другими детьми, а только с самим собой.
Предоставлять ребёнку возможность выбора.
Оставаться спокойным, старайтесь сдерживать свое раздражение.
5.3. Профилактическая работа с гиперактивным ребенком
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями, наказаниями, убеждениями, так как ребенок имеет нейрофизиологические проблемы. И справиться с ними он самостоятельно не может. Для решения проблемы необходимы медикаментозные и немедикаментозные методы коррекции, такие как психологические и нейропсихологические программы.
Создать групповые ритуалы жизнедеятельности детей
Заранее договариваться с ребенком о времени игры, длительности прогулки и т.д.
Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе и дома.
Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Важно помнить: нельзя «идти на поводу», допуская вседозволенность – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.
Работать с гиперактивным ребёнком непросто. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. (К сожалению, это получается не всегда). Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук.
Окружающие, родители, дети в саду видят в таком ребенке несносного шалуна. Мы, педагоги, должны видеть в ребенке - личность.
Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
6. Практическая часть.
Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка имеет целый ряд приемов, но так как ведущий вид деятельности у дошкольника — это игра, предлагаю вам познакомиться и поиграть в такие игры.
Игры на развитие внимания и контроля двигательной активности.
1. «Разговор с руками» (автор Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки—нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
2. «Слушай команду» (автор Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду психолога (например: «Положите правую руку на плечо соседа», «идем как будто мы роботы», «идем как уточки, взяли себя за нос, и пр.) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям —успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности
3. «Запомни ритм»
Психолог предлагает участникам повторить за ним ритм с помощью хлопков.
После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в
индивидуальном порядке, а затем – нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
4. «Мяч в круге»
Стоя в кругу, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей,
сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный
мяч не был пойман.
7. Заключение. Письмо гиперактивного ребенка
-А сейчас я хотела - бы зачитать вам письмо гиперактивного ребенка.
«Уважаемые взрослые! Чтобы Вам было легче с нами жить, а мы Вас любили, помните:
1. Инструкции мы можем понять только короткие, четкие и конкретные.
2. Нам сложно быть одновременно внимательными, аккуратными, усидчивыми.
3. Постарайтесь подобрать задание, с которым нам можно справиться, не требуйте невозможного.
4. Помогите нам, повторяйте самое главное несколько раз, т. к. у нашего мозга: 5мин-работа, 5мин-отдых.
5. Пожалуйста, помогайте нам организовывать поведение и выполнение заданий.
6. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с нашими возможностями.
7. Похвала действует на нас сильнее, чем на других
Ваши любимые гиперактивные дети.
-Свой мастер-класс я хотела бы закончить народной мудростью:
Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми. А это могут сделать только взрослые, окружающие его люди.
Спасибо всем за работу!