12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кашина Ася Васильевна1497
Стаж работы - 28 лет. Высшая квалификационная категория. Отличник народного просвещения.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
6

Мастер-класс «Формирование мышлений разных типов»

Мастерская по теме

«Технологии формирования мышлений разных типов»

I. Знакомство (5-7 минут)

Я рада приветствовать Вас в своей мастерской. Я вижу творческих, умеющих неординарно мыслить педагогов. Ведь не зря Вы сегодня здесь. Давайте познакомимся друг с другом. Для этого представьтесь и задайте рядом стоящему с Вами вопрос, требующий однозначного ответа. Например, Ася. Вы любите море?

Ну а теперь я задам 4 вопроса, на которые необходимо ответить не раздумывая

-Назовите русского поэта

-Назовите фрукт

-Назовите домашнюю птицу

-Часть лица

(Показываю ответы: Пушкин, яблоко, курица, нос). Вариантов ответов много, но подавляющее большинство(90-95%) различных групп отвечают именно так. Получается это, по-видимому, потому, что мы живём в одной стране, делаем в основном одно и то же. Формируется стандартное, стереотипное мышление. В этом есть и положительное зерно: единомыслие, взаимопонимание, определённая стабильность. Однако есть и негативная сторона: сложно выйти за рамки сложившегося стереотипа, трудно найти новое, оригинальное решение.

II. Теоретический материал(15-20 мин.).

А) Что такое мышление?

Почему одним людям не составляет труда мысленно произвести в уме сложные математические вычисления, а другим это недоступно, зато они прекрасно могут себе представить красочную картинку, а затем изобразить её? В повседневной жизни мы объясняем это чаще всего следующим образом: есть люди с математическим мышлением и с гуманитарным. Мы считаем «склад ума» некой данностью, полученной человеком при рождении. Либо ни то ни сё. А верны ли наши суждения? Не поддаёмся ли мы бездумно влиянию стереотипов, сложившихся давным-давно?

Мышление – это, если не мудрствовать лукаво, - способность познавать, сопоставлять, находить и решать задачи. Развитие мышления особенно активно создаётся в школьные годы. Врагами мышления являются нетворческий климат в коллективе, однообразная и монотонная работа на уроках, недостаточность знаний, несобранность, рассеянность внимания и др.

Нередко можно встретить людей образованных, но мыслящих плохо и не умеющих делать суждения. Современному динамичному миру нужен « человек исследующий», способный самостоятельно мыслить, подвергать критике и пересмотру свои суждения. К сожалению, в школах не преподаётся умение думать, размышлять. Впоследствии это вызывает трудности при принятии быстрых , грамотных решений. Существуют групповые и коллективные методы мышления.

Для умения использовать глубокие законы диалектики в жизни, в том числе и повседневной надо развивать диалектическое мышление. Оно помогает ребёнку размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи. Показать ребёнку, что у каждой системы огромное количество свойств. Во всём хорошем найдётся что-то плохое, а во всём плохом можно найти что-то хорошее.

-Что хорошего в том, что вы заболели? ( надо найти причину болезни и вести себя умнее. Окружают вниманием, приносят сладости, не надо ходить в школу)

-Что хорошего в том, что вас разлюбили?

-Что плохого в посещении врача?( затраты времени, врач может ошибиться в установке диагноза, лекарства дорогие)

Как объяснить детям, что любой процесс в природе( и между людьми) не бесконечен, что какой-то конец неизбежен? Ребёнок сам может сделать необходимые обобщения с помощью таких вопросов , как « а что будет, если? Например:

-Что будет, если начать надувать резиновый шарик?

-Он будет надуваться.

-А если продолжать надувать?

_Он будет огромным.

-А если продолжать надувать ещё дальше?

-Он лопнет.

-Почему он лопнет?

Обсудите ситуацию. Какие процессы произошли? Сначала шарик был сдутым, потом стал наполняться воздухом, увеличиваться, резина растягивалась, стала совсем тонкой, потеряла прочность и шарик лопнул.

Для успешного решения проблем надо развивать функциональное мышление. Мысль о том, что человеку нужны вовсе не предметы и не вещи, а функции, ими выполняемые, в последние десятилетия нашла широкое распространение. И покупаем мы не товары, а способность товаров обеспечить какое-либо потребительское свойство. Как определить, какая из функций главная? Есть очень простой и надёжный способ: если отбросить эту функцию, то данная система становится ненужной. Нет главной функции – нет и системы.

Если из романа «Евгений Онегин» исключить персонаж Татьяну Ларину или её любовь к Онегину, то роман «умрёт».

Задача. Однажды в Англии провели конкурс на лучшую этикетку для флаконов для хранения очень опасных ядов. Требовалось предложить этикетку, которая гарантировала бы от попадания флакона с такой этикеткой в руки детей. Предлагались этикетки с очень яркими надписями, изображением смерти с косой, черепа с костями… Однако первое место получила идея «колючей» бутылки. Изобретатель понял главное- нужно абсолютно надёжно оградить детей от смертельной опасности. Этикетка не ограждает, функция этикетки совсем другая- отрекламировать содержимое флакона тем, кто умеет читать или знает, что такое скелетная символика. А если дети этого не знают? Колючую бутылку они просто не возьмут в руки, вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Именно это и требуется. Качество изделия оценивается качеством выполнения им функций, в основном главной функции, ради выполнения которой оно и сделано.

Задача. Детям показывают или называют предмет, изготовленный людьми и спрашивают: Что это такое? Зачем оно сделано? Как сказать о нём одним словом-функцией?

Например, зачем сделано зеркало?

-Чтобы в него смотреться.

-А как сказать одним словом?

-Зеркало – это «смотрелка», «отражалка», «стекляшка. ( стекляшка неверно. Это не функция, а название).

Зачем детям синергетическое мышление? Синергетика – это наука о неожиданных явлениях, о поведении систем в критических ситуациях. Оно необходимо для того, чтобы знать, в каком мире мы живём и как развивается этот мир, чтобы понять важность умения управлять процессами в этом мире. Например, узловые события сказки «Колобок», без которых сказка бы развалилась. (-бабка испекла колобок и поставила его на подоконник; Колобок соскочил с подоконника; колобок встретился с лисицей и прыгнул ей на нос). Рассмотрите с детьми, какие «веера» событий могли бы быть в этой сказке.

Б) коллективные методы мышления

Обучение в сотрудничестве предполагает групповую совместную работу учащихся. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой приём как «мозговой штурм». Этот метод мышления и решения задач создал морской офицер США Алекс Осборн примерно 50 лет назад. Существует красивая и поучительная легенда о причине появления метода. Во время второй мировой войны Осборн был капитаном торгового судна. Однажды в Атлантическом океане его судно оказалось без охраны, когда была получена радиограмма о возможном нападении немецкой подлодки. Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать? Один из членов экипажа предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, надо всем встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик послушно отвернёт от судна. К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струёй воды торпеду.

Так родилась идея создания метода мозгового штурма. Он предельно прост, так как содержит всего два шага. До штурма: группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – никакой критики! В каждой группе выбирается ведущий. Он следит за выполнением правил штурма. Он может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила её из виду.

Группа выбирает секретарей, чтобы фиксировать возникающие идеи. Появляется в процессе так называемая интеллект – карта. Сначала это может быть индивидуальная мозговая атака. Лучше каждому уединиться. Поразмышлять над задачей. И записать все пришедшие идеи в виде интеллект – карты. Затем составление коллективной карты. Берётся ватман. Записать на общей карте все идеи, которые есть на индивидуальных картах! Без критики. Если что заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда. Используются разные цвета, символы, коды. Как показывает практика, если собирать идеи , рождаемые в ходе мозгового штурма именно в виде интеллект – карт, то с ними удобнее работать, ни одна из идей в ходе обсуждения не потеряется, легко создаются новые идеи, так как карта сама провоцирует на генерацию новых идей. Карта позволяет собрать всю информацию, относящуюся к задаче , на одном листе и окинуть её взглядом. Использование цветов и образов активизируют интуицию. Центральное понятие берётся в кружок. Из него всё будет произрастать.

Рисуются ветки – основные связанные понятия, свойства . Подписываем их одним-двумя словами каждую. Каждый цвет – своя связь. Карта позволяет окинуть взглядом всё сразу, всё дерево. Активно используются картинки, символы.

Так, например, размышляя над судьбой Маши Троекуровой, героини повести «Дубровский» А.С.Пушкина, семиклассница нарисовала на индивидуальной карте две большие яркие капли: Слезу Долга и Слезу Любви. Девочке стало жаль героиню, поэтому рождается такой визуальный образ – Слеза. Слеза Любви окрашена в солнечно-жёлтый цвет, а Слеза Долга окружена чёрным , мрачным кольцом. Это читательские эмоции, личностный характер восприятия. Любовь окрашена в розовый цвет, а долг – в синий. Чувство долга победило, поэтому синяя слеза закрывает розовую каплю.(любовь – то жива…).

Образ на карте должен сразу привлекать внимание, оставаться в памяти, вызывать соответствующие эмоции, провоцировать работу мысли в нужном направлении. Не жалеть красок. Желательно веточки пронумеровать , подсказывая в каком порядке их просматривать. Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Далее от центра – менее важные. Благодаря такому «радиальному» распределению, проще работать с картой.

Пишутся только ключевые понятия. В результате 20-30 слов могут хранить 30 страниц текста.

При проведении штурма создаётся благожелательная обстановка. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому даётся право на ошибку.

Второй этап- анализ идей и выработка решения. На этом этапе работают аналитики.

Анализ идей.

-Внимательное отношение к каждой идее;

-Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее.

Достоинства мозгового штурма

-Не требуется предварительного обучения участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода;

-От эффекта «коллективного» ума увеличивается сила решения проблемы;

-Мозговой штурм можно использовать часто любому предметнику для развития фантазии и воображения детей;

-Можно научить слушать товарищей, уважать и своё, и чужое мнение.

Например, тема МШ по литературе(Предложите идею оригинального памятника Мцыри);

По биологии(Найдите возможные причины вымирания динозавров).

В учебной деятельности является целесообразным умение задавать вопросы. Существует приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы. «Тонким» считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а «Толстый» вопрос требует размышления и развёрнутого ответа. Этот приём можно сочетать с другими: мозговым штурмом, чтением с остановками.

Формировать умение лучше начинать с «тонких» вопросов, так как детям их легче придумывать. По истории это могут быть вопросы, ответом на которые могут быть слова «да», «нет», дата, имя, географическое название.

Например: Когда основан Рим? Кто придумал алфавит? ( «тонкие»)

Каким образом возник Рим? Чем алфавит отличается от иероглифов? («толстые»)

Для начала дети могут пользоваться таблицей.

«Тонкие» «Толстые»

Кто…? Дайте объяснение, почему…?

Что…? Почему Вы так думаете?

Когда…? Почему Вы так считаете?

Как звали…? В чём разница?

Верно ли…? Предположи, что будет, если…?

Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и позволяет лучше усвоить его содержание.

В вопрос можно вложить практически любой смысл, прямой и скрытый, как говорят «окрасить» вопрос любой эмоцией. Поэтому умение задавать вопросы можно отнести к искусству. К сожалению, многие недостаточно хорошо умеют задавать вопросы и отвечать на них. Вот пример:

Грозный папа спрашивает сына:

-Сколько баллов ты получил сегодня?

-Пять.

-Молодец!

(Действительно, в дневнике стояли 2,2,1) .Что сделает грозный папа, когда увидит оценки в дневнике?

Чтобы дети не боялись задавать вопросы и отвечать на них, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать.

Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Расскажите детям вот такую притчу:

Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:

-Можно ли во время моления курить?

Монахов наказали за дерзость. Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:

-Могут ли монахи во время курения молиться?

Им ответили:»Могут».

Эффективна беседа «Вопрос-ответ». Детям читается рассказ. Затем ребята делятся на две группы. Одной группе предлагается задавать вопросы для выяснения того, как вторая группа поняла рассказ. Выявляется лучший ответ и лучший вопрос.

Хорошо зарекомендовал себя вопросный метод Сократа. Сократ, древнегреческий философ, утверждал, что последовательные продуманные вопросы стимулируют учащихся логически выверять свои мысли и оценивать их достоверность. В рамках данного метода учитель изображает полное незнание предмета, чтобы спровоцировать диалог с учащимися. Применяя вопросный метод Сократа, учителя развивают навыки независимого мышления у учащихся и создают у них ощущение причастности к предмету изучения. Данные вопросы могут потребовать специальной подготовки учителя и учащихся, так как, возможно, это совсем новый для них подход.

Советы по применению метода Сократа:

-Заранее продумывайте основополагающие вопросы.

-Давайте время на размышление.

-Следите за ответами учащихся.

-Подключайте к обсуждению как можно больше учащихся.

-Позвольте учащимся самостоятельно раскрывать новые знания.

Типы и примеры сократических вопросов

 

Вопросная техника

определение

примеры

Развивающие вопросы

 

Что это значит для тебя?

Что могло бы послужить следующим шагом?

Какие предполагаемые значения ты можешь выделить?

Гипотетические вопросы

 

Что если бы Ленский из романа «Е.Онегин» остался бы жив?

Какие могут быть аргументы за и против?

Что иначе мы могли бы предположить?

Уточняющие вопросы

 

Как герой до этого дошёл?

Какова последовательность идей, как они соотносятся друг с другом?

Можешь привести пример?

Что является главной проблемой?

Вопрос о происхождении   источников

 

Это твоя идея или ты услышал её от кого-то?

Что заставило тебя так думать?

Кто-нибудь повлиял на твоё мнение?

Таким образом, постановка разных типов вопросов позволяет детям размышлять различными и уникальными способами. Задавая проблемные вопросы, мы мотивируем детей к размышлению и применению новых знаний в различных ситуациях.

Все вышеназванные современные формы и приёмы обучения помогут нам работать с детьми различных типов мышления. Будет интересно учиться им и работать нам.

Умение общаться, высказывать свою точку зрения, договариваться, собирать, анализировать и представлять информацию – всему этому мы можем научить наших детей и тем самым помочь им адаптироваться во взрослой жизни!

Творческих Вам открытий! Дерзайте!

III.Практическая часть мастерской

1. Попросить обсудить в группах методом мозгового штурма следующие вопросы:

А) Как учителю взаимодействовать с гиперактивным ребёнком? (1 группа)

Б) Предложите свои приёмы и методы снятия эмоционального напряжения учителю? (2 группа)

В) Каким образом учителю общаться с конфликтными родителями? (3 группа)

Все идеи, генерирующие в группах, заносятся на интеллект-карты. Один человек из группы фиксирует все идеи, которые звучат при обсуждении. Презентация карт.

 

2. Меняется состав групп.

1 группа ( по заданному тексту формулирует «тонкие» и «толстые» вопросы.)

2 группа выполняет задание по формированию синергетического мышления.

Задание: а) перечислите узловые события сказки»Сказка о рыбаке и рыбке».

Б) каким могло бы быть продолжение процесса ловли рыбы?

В) Что ещё могло бы произойти после того, как старик поймал рыбку?

 

3 группа выполняет задание по формированию функционального мышления( умению находить главное).

Задание: На Землю прилетел инопланетянин и захотел узнать о Земле всё. Расскажите ему самое главное десятью фразами. Презентация.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

«Письмо по кругу». В каждой группе записывается предложение на тему «мои впечатления» и передаётся рядом сидящему. Он продолжает высказывание , и так по кругу. По желанию группы письмо зачитывается.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.