12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Светлова Елена Александровна1566
Высшее образование. Педагогический стаж 22 года. Высшая квалификационная категория. Победитель ПНПО "Лучших учителей России" 2014 года. Руководитель школьного объединения "Эколог".
Россия, Ивановская обл., Приволжск
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Мастер-класс

«Формирование исследовательских компетенций»

Настрой на работу. Добрый день, дорогие коллеги!

День действительно добрый, несмотря ни на что. Ни снег в апреле, ни проливной дождь, ни бессонная ночь и нервное состояние не должны испортить нашу встречу.

Давайте снимем напряжение, расслабимся, сделаем глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом нашего хорошего настроения. А теперь нарисуем сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу, к нашей любимой работе и к ученикам.

Знакомство. Разрешите представить вашему вниманию опыт своей работы по развитию одаренности ребят в области экологии и биологии.

Кто такой одаренный ребенок? Можно много спорить по этому вопросу, но я считаю, что все дети одарены в равной степени. Только в разных направлениях. Я работами со всеми детьми, которые проявляют хоть маленькую долю заинтересованности в биологии. Для развития их способностей использовать все возможности: уроки, занятия кружка "Юный эколог", участие в олимпиадах и конкурсах исследовательских работ, дистанционное обучение, летний экологический лагерь, участие в областной учебно-исследовательской экспедиции, занятия в областной очно-заочной школе "Юный исследователь".

Одним из направлений моей работы является формирование исследовательских компетенций учащихся. Я считаю, что они способствует становлению выпускника, отвечающего всем основным требованиям современного мира. Это образованный, предприимчивый человек, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Деятельность учащихся по формированию навыков исследовательской деятельности реализуется как в рамках уроков биологии и экологии, так и во внеурочное время. В формировании исследовательских компетенций мне помогают такие приемы и методы, как наблюдение, сравнение, мозговой штурм, дерево решений, эксперимент, опыт, ассоциации, игра почемучка, письмо от.. и так далее. Сейчас мы с вами немного поиграем, а вы мне потом назовете приемы, которые были мной сегодня использованы.

Мастер-класс

Конкурсы, мероприятия, семинары, аттестация – все это можно объединить одним словом - стресс. Словом, которое всем нам, естественно, очень хорошо знакомо.

Какие ассоциации оно у вас вызывает? (ответы учителей).

Все мы по-разному переживаем и осознаём стресс.

Вы хотите узнать свой уровень стресса? (да)

Какую цель мы ставим перед собой на этом этапа работы?

Цель: Определить уровень стресса

Что мы будем делать, чтобы достичь эту цель? Какие задачи перед собой поставим?

Выяснить уровень стресса

и если он у нас окажется высокий,

Дать рекомендации по его снижению

как будем выяснять уровень стресса? Какой самый простой метод мы будем с вами использовать (Ответы: социологический опрос)

Я предлагаю ответить вам на вопросы анкеты (приложение 1). Быстро, не задумываясь, выполняем задание.

Подсчитываем результаты, изображаем это в виде графика (рисунок 2)

Посмотрите на диаграмму. Как вы думаете, для нашей аудитории актуален пункт Рекомендаций по снижению уровня стресса? (Ответ: да!)

Переходим к нему – предлагаю поработать группами (5 минут). Каждая группа должна представить свои рекомендации и оформить их на листах бумаги.

Зачитываем рекомендации, крепим их на доску.

Проанализируйте, пожалуйста, нашу работу и сформулируйте. Какие выводы мы получили? Продолжите фразу.

Результаты исследования показали….

В качестве снижения уровня стрема мы рекомендуем….

Молодцы! Все правильно сделали, я очень вами горжусь!

Какие методы и приемы были мной использованы сейчас?

Ассоциация, мозговой штурм, работа в группах, метод исследования – социологический опрос.

А самое главное, посмотрите, что у нас с вами получилось на доске?

Оформленная по всем правилам исследовательская работа в виде стендового доклада

 

Исследование уровня стресса

Цель: Определить уровень стресса в аудитории

Задачи:

Выявить уровень стресса

Дать рекомендации по его снижению

Методы исследования: социологический опрос «Мой уровень стресса»

Результаты исследования

 

Рекомендации по снижению уровня стресса

   1 группа                                   2 группа                              3 группа

 

Выводы:

  1. Результаты исследования показали….
  2. В качестве снижения уровня стресса мы рекомендуем….

При наличии достаточного времени, можно включить литературный обзор, применив групповую работу с разными источниками информации

Можно применить ролевую игру – разбить класс на группы «Медики», «Статистики», «Теоретики», «Практики», «Оформители» (Компьютер - презентация).

Все эти приемы повышают активность ребят на уроке и ненавязчиво формируют исследовательские компетенции, которые им потом пригодятся в жизни.

Заключение. Свое выступление я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

Давайте сделаем вывод: наши ученики в наших руках. И от нас зависит то, сможем ли мы увидеть и развить их способности, и помочь им достичь определенных высот в жизни или нет.

Спасибо большое за внимание и работу! Будьте здоровы!

 

Приложение 1

Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: Поставь галочку около утверждения, соответствующему ответу «ДА».

В последние месяцы ты:

Писал(а) контрольную работу в школе.

Сильно спорил(а) с кем-то

Опаздывал(ла) на занятия или куда-нибудь еще

С тобой произошло что-то волнующее

Чувствовал(а) печаль или одиночество

Выступал(а) перед аудиторией

Встретился(лась) с новым человеком

Имел(а) проблемы в отношениях с другими людьми.

Старался(лась) изо всех сил победить в конкурсе

Был(а) чрезмерно загружен(а) делами

Имел(а) проблемы с приготовлением уроков

Не смог(ла) выполнить возложенные на себя обязанности

Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле

Помогал(а) в организации крупного мероприятия

Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да). Определи по шкале оценок свой уровень стресса.

Шкала оценки уровня стресса:

От 0 до 5 – низкий уровень стресса;

От 6 до 10 – средний уровень стресса;

От 11 до 15 – высокий уровень стресса

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.