12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлова Елена Александровна1655
Высшее образование. Педагогический стаж 26 лет. Высшая квалификационная категория. Победитель ПНПО "Лучших учителей России" 2014 и 2022 г.г. Руководитель школьного объединения "Эколог".
Россия, Ивановская обл., Приволжск
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Мастер-класс

«Формирование исследовательских компетенций»

Настрой на работу. Добрый день, дорогие коллеги!

День действительно добрый, несмотря ни на что. Ни снег в апреле, ни проливной дождь, ни бессонная ночь и нервное состояние не должны испортить нашу встречу.

Давайте снимем напряжение, расслабимся, сделаем глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом нашего хорошего настроения. А теперь нарисуем сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу, к нашей любимой работе и к ученикам.

Знакомство. Разрешите представить вашему вниманию опыт своей работы по развитию одаренности ребят в области экологии и биологии.

Кто такой одаренный ребенок? Можно много спорить по этому вопросу, но я считаю, что все дети одарены в равной степени. Только в разных направлениях. Я работами со всеми детьми, которые проявляют хоть маленькую долю заинтересованности в биологии. Для развития их способностей использовать все возможности: уроки, занятия кружка "Юный эколог", участие в олимпиадах и конкурсах исследовательских работ, дистанционное обучение, летний экологический лагерь, участие в областной учебно-исследовательской экспедиции, занятия в областной очно-заочной школе "Юный исследователь".

Одним из направлений моей работы является формирование исследовательских компетенций учащихся. Я считаю, что они способствует становлению выпускника, отвечающего всем основным требованиям современного мира. Это образованный, предприимчивый человек, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Деятельность учащихся по формированию навыков исследовательской деятельности реализуется как в рамках уроков биологии и экологии, так и во внеурочное время. В формировании исследовательских компетенций мне помогают такие приемы и методы, как наблюдение, сравнение, мозговой штурм, дерево решений, эксперимент, опыт, ассоциации, игра почемучка, письмо от.. и так далее. Сейчас мы с вами немного поиграем, а вы мне потом назовете приемы, которые были мной сегодня использованы.

Мастер-класс

Конкурсы, мероприятия, семинары, аттестация – все это можно объединить одним словом - стресс. Словом, которое всем нам, естественно, очень хорошо знакомо.

Какие ассоциации оно у вас вызывает? (ответы учителей).

Все мы по-разному переживаем и осознаём стресс.

Вы хотите узнать свой уровень стресса? (да)

Какую цель мы ставим перед собой на этом этапа работы?

Цель: Определить уровень стресса

Что мы будем делать, чтобы достичь эту цель? Какие задачи перед собой поставим?

Выяснить уровень стресса

и если он у нас окажется высокий,

Дать рекомендации по его снижению

как будем выяснять уровень стресса? Какой самый простой метод мы будем с вами использовать (Ответы: социологический опрос)

Я предлагаю ответить вам на вопросы анкеты (приложение 1). Быстро, не задумываясь, выполняем задание.

Подсчитываем результаты, изображаем это в виде графика (рисунок 2)

Посмотрите на диаграмму. Как вы думаете, для нашей аудитории актуален пункт Рекомендаций по снижению уровня стресса? (Ответ: да!)

Переходим к нему – предлагаю поработать группами (5 минут). Каждая группа должна представить свои рекомендации и оформить их на листах бумаги.

Зачитываем рекомендации, крепим их на доску.

Проанализируйте, пожалуйста, нашу работу и сформулируйте. Какие выводы мы получили? Продолжите фразу.

Результаты исследования показали….

В качестве снижения уровня стрема мы рекомендуем….

Молодцы! Все правильно сделали, я очень вами горжусь!

Какие методы и приемы были мной использованы сейчас?

Ассоциация, мозговой штурм, работа в группах, метод исследования – социологический опрос.

А самое главное, посмотрите, что у нас с вами получилось на доске?

Оформленная по всем правилам исследовательская работа в виде стендового доклада

 

Исследование уровня стресса

Цель: Определить уровень стресса в аудитории

Задачи:

Выявить уровень стресса

Дать рекомендации по его снижению

Методы исследования: социологический опрос «Мой уровень стресса»

Результаты исследования

 

Рекомендации по снижению уровня стресса

   1 группа                                   2 группа                              3 группа

 

Выводы:

  1. Результаты исследования показали….
  2. В качестве снижения уровня стресса мы рекомендуем….

При наличии достаточного времени, можно включить литературный обзор, применив групповую работу с разными источниками информации

Можно применить ролевую игру – разбить класс на группы «Медики», «Статистики», «Теоретики», «Практики», «Оформители» (Компьютер - презентация).

Все эти приемы повышают активность ребят на уроке и ненавязчиво формируют исследовательские компетенции, которые им потом пригодятся в жизни.

Заключение. Свое выступление я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

Давайте сделаем вывод: наши ученики в наших руках. И от нас зависит то, сможем ли мы увидеть и развить их способности, и помочь им достичь определенных высот в жизни или нет.

Спасибо большое за внимание и работу! Будьте здоровы!

 

Приложение 1

Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: Поставь галочку около утверждения, соответствующему ответу «ДА».

В последние месяцы ты:

Писал(а) контрольную работу в школе.

Сильно спорил(а) с кем-то

Опаздывал(ла) на занятия или куда-нибудь еще

С тобой произошло что-то волнующее

Чувствовал(а) печаль или одиночество

Выступал(а) перед аудиторией

Встретился(лась) с новым человеком

Имел(а) проблемы в отношениях с другими людьми.

Старался(лась) изо всех сил победить в конкурсе

Был(а) чрезмерно загружен(а) делами

Имел(а) проблемы с приготовлением уроков

Не смог(ла) выполнить возложенные на себя обязанности

Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле

Помогал(а) в организации крупного мероприятия

Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да). Определи по шкале оценок свой уровень стресса.

Шкала оценки уровня стресса:

От 0 до 5 – низкий уровень стресса;

От 6 до 10 – средний уровень стресса;

От 11 до 15 – высокий уровень стресса

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.